(под чувством подразумевается не восприятие и слух, зрение и т.д., а эмоции: злоба, радость и т.д. - примечание luchnivik)
Чувство в экстравертной установке ориентируется по объективно данному, то есть объект является неизбежной детерминантой самого способа чувствования. Оно стоит в согласии с объективными ценностями. Тот, кто знает чувство только как субъективный факт, не сразу поймет сущность экстравертного чувства, ибо экстравертное чувство по возможности освободило себя от субъективного фактора, зато всецело подчинилось влиянию объекта. Даже там, где оно обнаруживает, по-видимому, свою независимость от свойств конкретного объекта, оно все-таки находится в плену у традиционных или каких-нибудь других общезначимых ценностей.
Я могу увидеть себя вынужденным обратиться к предикату «прекрасный» или «добрый» не потому, что по субъективному чувству нахожу объект «прекрасным» или «добрым», а потому, что название «прекрасный» или «добрый» является подходящим, и притом подходящим постольку, поскольку противоположное суждение как-нибудь нарушило бы общую ситуацию чувства. В таком «подходящем суждении» чувства дело совсем не сводится к симуляции или даже ко лжи, а только к акту приноровления.
Так, например, картина может быть названа «прекрасной» потому, что повешенная в салоне и подписанная известным именем картина, по общему предположению, должна быть «прекрасной», или потому, что предикат «некрасивости» может огорчить семью счастливого обладателя, или еще потому, что у посетителя есть намерение создать приятную атмосферу чувства, а для этого необходимо, чтобы все чувствовалось приятным. Такие чувства направляются по руководству объективных детерминант. Как таковые, они являются подлинными в своем родовом значении и представляют собою всю видимую вовне функцию чувства.
Совершенно так, как экстравертное мышление, насколько возможно, освобождает себя от субъективных влияний, так и экстравертное чувство должно пройти через некоторый процесс дифференциации, пока оно не отрешится от всякого субъективного добавления. Оценки, выдвигаемые актом чувства, соответствуют или непосредственно объективным ценностям, или по крайней мере некоторым традиционным и общераспространенным мерилам ценности. Именно такого рода чувствованию следует приписать то обстоятельство, что так много людей ходят в театр, или на концерт, или в церковь, и даже с правильно размеренными позитивными чувствами. Ему же мы обязаны и модами и, что гораздо ценнее, позитивной и рапространенной поддержкой социальных, филантропических и прочих культурных начинаний. В этих делах экстравертное чувство оказывается творческим фактором. Без такого чувствования немыслимо, например, прекрасное и гармоническое общение. В этих пределах экстравертное чувство есть столь же благодетельная, разумно действующая сила, как и экстравертное мышление.
Однако это благотворное действие утрачивается, как только объект приобретает преувеличенное влияние. Именно в таких случаях преувеличенно экстравертное чувство чрезмерно вовлекает личность в объект, то есть объект ассимилирует себе данное лицо, вследствие чего личный характер чувствования, составляющий его главную прелесть, утрачивается. Ибо вследствие этого чувство становится холодным, предметным и недостоверным.
Оно обнаруживает некие скрытые намерения, во всяком случае оно вызывает такое подозрение у непредубежденного наблюдателя. Оно уже не производит того приятного и освежающего впечатления, которое всегда сопровождает подлинное чувство, но вызывает подозрение в том, что здесь есть поза или актерство, хотя эгоцентрическое намерение может быть еще совершенно бессознательно. Правда, такое преувеличенно экстравертное чувство оправдывает эстетические ожидания, но оно говорит уже не сердцу, а только внешним чувствам или — что еще хуже — только еще рассудку. Правда, оно может еще наполнить эстетическую ситуацию, но этим оно и ограничивается и не действует за пределами этого. Оно стало бесплодно.
Если этот процесс прогрессирует, то наступает замечательно противоречивая диссоциация: оно овладевает всяким объектом, подходя к нему с оценкой чувства, так что завязывается множество отношений, которые внутренне противоречат друг другу. Так как это было бы совсем невозможно при наличности сколько-нибудь ярко выраженного субъекта, то подавляются и последние остатки действительно личной точки зрения. Субъект до такой степени всасывается в отдельные чувствующие процессы, что наблюдатель выносит такое впечатление, как будто бы перед ним был один только процесс чувствования и не было бы более субъекта чувства. В таком состоянии чувствование совершенно утрачивает свою первоначальную человечную теплоту, оно производит впечатление позы, непостоянства, ненадежности, а в худших случаях впечатление истерического состояния.
Экстравертный тип: экстравертное чувство (К. Г. Юнг)
Модератор: luchnivik
- luchnivik
- Супермодератор
- Сообщения: 1928
- Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
- ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
- Соционический тип: Чебурашка
Re: Экстравертный тип: экстравертное чувство (К. Г. Юнг)
Вроде бы очень понятное описание. Думаю даже, что оно многим знакомо и многие такое наблюдали.
Перейти
- Первый уровень Вневременья
- ↳ Прихожая
- ↳ Пачка газет "Новости Вневременья"
- ↳ Полка с Инструкциями и Конституциями
- ↳ Этажерка с погодниками
- ↳ Секретер Ivmo
- ↳ Радио
- ↳ Кулинарный уголок
- ↳ Рецепты
- ↳ Продукты
- ↳ Оранжерея
- ↳ Скамейка у песочницы
- ↳ Медицинский кабинет
- ↳ Закусочная "У Психеи"
- ↳ Соискательская
- ↳ Спортзал
- ↳ Аромалампа
- ↳ Камертон
- Второй уровень Вневременья
- ↳ Зал естествознания
- ↳ Секция физиологии
- ↳ Секции физики
- ↳ Секция механики
- ↳ Зал обществознания
- ↳ Зал истории Древнего мира
- ↳ Алтарь истории религии
- ↳ Кладовая Психеи
- ↳ Трансактное ожерелье
- ↳ Книжная полка
- ↳ Телефон для связи с Бытием
- ↳ Два гештальт-стула
- ↳ Телесно-ориентированный коврик
- ↳ Психометрический чемоданчик
- ↳ Теория темпераментов
- ↳ Характерология Феофраста
- ↳ Психотипы Юнга
- ↳ Архетипы Юнга
- ↳ Путы Аты
- ↳ Нарушения нейропсихического развития
- ↳ Нарушения интеллектуального развития
- ↳ Нарушения речевого развития
- ↳ Нарушения развития звукопроизношения
- ↳ Нарушение развития темпа речи
- ↳ Нарушение развития речевых функций
- ↳ Расстройство аутистического спектра
- ↳ Нарушение развития учебных навыков
- ↳ Нарушение развития учебных навыков чтения
- ↳ Нарушение развития учебных навыков письма
- ↳ Нарушение развития математических учебных навыков
- ↳ Нарушение развития координации движений
- ↳ Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- ↳ Расстройство стереотипных движений
- ↳ Шизофрения и другие первичные психотические расстройства
- ↳ Шизофрения
- ↳ Шизоаффективное расстройство
- ↳ Шизотипическое расстройство
- ↳ Острое транзиторное психотическое расстройство
- ↳ Бредовое расстройство
- ↳ Кататония
- ↳ Аффективные расстройства
- ↳ Биполярные и сходные расстройства
- ↳ Биполярное расстройство I типа
- ↳ Биполярное расстройство II типа
- ↳ Циклотимическое расстройство
- ↳ Депрессивные расстройства
- ↳ Единичный эпизод депрессивного расстройства
- ↳ Рекуррентное депрессивное расстройство
- ↳ Дистимическое расстройство
- ↳ Смешанное депрессивное и тревожное расстройство
- ↳ Расстройства, связанные с тревогой и страхом
- ↳ Генерализованное тревожное расстройство
- ↳ Паническое расстройство
- ↳ Агорафобия
- ↳ Специфическая фобия
- ↳ Социальное тревожное расстройство
- ↳ Сепарационное тревожное расстройство
- ↳ Селективный мутизм
- ↳ Обсессивно-компульсивные и схожие расстройства
- ↳ Обсессивно-компульсивное расстройство
- ↳ Дисморфическое расстройство
- ↳ Патологическая озабоченность собственным запахом
- ↳ Ипохондрия
- ↳ Патологическое накопительство
- ↳ Патологические телесно направленные повторяющиеся действия
- ↳ Трихотилломания
- ↳ Патологические экскориации
- ↳ Расстройства, специфически связанные со стрессом
- ↳ Посттравматическое стрессовое расстройство
- ↳ Затяжная патологическая реакция горя
- ↳ Расстройство адаптации
- ↳ Реактивное расстройство привязанности
- ↳ Расстройство социализации по расторможенному типу
- ↳ Диссоциативные расстройства
- ↳ Диссоциативное расстройство с неврологическимиn симптомами
- ↳ Диссоциативная амнезия
- ↳ Трансовое расстройство
- ↳ Диссоциативное расстройство личностной идентичности
- ↳ Синдром деперсонализации-дереализации
- ↳ Расстройства питания и пищевого поведения
- ↳ Нервная анорексия
- ↳ Нервная булимия
- ↳ Патологическое переедание
- ↳ Пикацизм
- ↳ Патологическое пережевывание и срыгивание
- ↳ Расстройства телесных ощущений и переживаний
- ↳ Телесный дистресс
- ↳ Нарушение целостности восприятия собственного тела
- ↳ Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ или аддиктивного поведения
- ↳ Расстройства вследствие употребления алкоголя
- ↳ Алкогольная зависимость
- ↳ Алкогольная интоксикация
- ↳ Синдром отмены алкоголя
- ↳ Алкогольный делирий
- ↳ Расстройства вследствие употребления кофеина
- ↳ Расстройства вследствие потребления никотина
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к азартным играм
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к компьютерным играм
- ↳ Расстройства контроля побуждений
- ↳ Пиромания
- ↳ Клептомания
- ↳ Компульсивное расстройство сексуального поведения
- ↳ Периодическое эксплозивное расстройство
- ↳ Деструктивные и диссоциальные поведенческие расстройства
- ↳ Оппозиционно-вызывающее расстройство
- ↳ Диссоциальное поведенческое расстройство
- ↳ Расстройства личности и личностные черты
- ↳ Негативная эмоциональность
- ↳ Отстраненность
- ↳ Диссоциальность
- ↳ Расторможенность
- ↳ Ананкастность
- ↳ Пограничный паттерн
- ↳ Нейрокогнитивные расстройства
- ↳ Делирий
- ↳ Амнестическое расстройство
- ↳ Деменция
- ↳ Летопись Психеи
- ↳ Компьютерный зал
- ↳ Педагогический флигель
- ↳ Воспитательская
- ↳ Учительская
- ↳ Математика
- ↳ Математика 1 класс
- ↳ Математика 2 класс
- ↳ Математика 3 класс
- ↳ Математика 4 класс
- ↳ Математика 5 класс
- ↳ Математика 6 класс
- ↳ Математика 7 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 9 класс
- ↳ Математика 10 класс
- ↳ Математика 11 класс
- ↳ Информатика
- ↳ Информатика 5 класс
- ↳ Информатика 6 класс
- ↳ Информатика 7 класс
- ↳ Информатика 8 класс
- ↳ Информатика 9 класс
- ↳ Информатика 10 класс
- ↳ Информатика 11 класс
- ↳ Физика
- ↳ Физика 7 класс
- ↳ Физика 8 класс
- ↳ Физика 9 класс
- ↳ Физика 10 класс
- ↳ Физика 11 класс
- ↳ Деканат
- ↳ Педагогическая летопись
- ↳ Логическая терраса
- Третий уровень Вневременья
- ↳ Типологическое ателье
- ↳ Типирование телосложения по К. Сиго
- ↳ Респираторный тип по К. Сиго
- ↳ Дигестивный тип по К. Сиго
- ↳ Мускулярный тип по К. Сиго
- ↳ Церебральный тип по К. Сиго
- ↳ Психопатологические типологии
- ↳ Радикалы и акцентуации
- ↳ Судьбоанализ Сонди
- ↳ Системно-векторный психоанализ
- ↳ Солнечные типы по Л. Гудман
- ↳ Психософия и психе-йога
- ↳ Темпористика
- ↳ Аматорика
- ↳ Импрессионика
- ↳ Психософия
- ↳ Когнитивные стили
- ↳ Типы Дэвида Кейрси
- ↳ Опросник Кейрси
- ↳ Вопросы на направленность сознания
- ↳ Вопросы на ориентацию в ситуации
- ↳ Вопросы на принятие решения
- ↳ Вопросы на подготовку решения
- ↳ Анкетарий
- Четвертый уровень Вневременья
- ↳ Эзотерический чердак
- ↳ Столик с Таро
- ↳ Колода Райдера-Уайта
- ↳ Старшие Арканы
- ↳ Придворные Карты
- ↳ Младшие Арканы
- ↳ Тузы
- ↳ Двойки
- ↳ Тройки
- ↳ Четверки
- ↳ Пятерки
- ↳ Шестерки
- ↳ Семерки
- ↳ Восьмерки
- ↳ Девятки
- ↳ Десятки
- ↳ Расклады
- ↳ Книжная полка Инь и Ян
- ↳ Обсерватория
- ↳ Бодиграфия
- ↳ Мешочек с рунами
- ↳ Коридор времени
- ↳ Книжный шкаф
- ↳ Филологическая скважина
- ↳ Антропологическая мансарда
- ↳ Социология воображения Дюрана
- ↳ Общефилософский балкончик