Определение логики и её разновидности

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Определение логики и её разновидности

Сообщение luchnivik »

Логика (от древнегреч. логос) означает "понятие", "разум", "рассуждение". В современном языке это слово употребляется в следующих основных значениях. В учении Платона под «логикой» подразумевается «понятие», «суждение», «обоснование», «теория», «критерий», «первичная причина», «закон движения звезд»; в учении Аристотеля – «слово», «определение», «доказательство», «силлогизм»; в учении стоиков: Зенона, Христиппа, Сенеки, Цицерона, Эпиктета – «творческий огонь», «оплодотворяющий принцип», «разумная мировая душа», «всеобщий закон», «огонь», «деятельный разум». Впервые в философский оборот слово «логос» было введено древнегреческим философом Гераклитом Эфесским (544/540/535 – 483/480/475 гг. до н. э.) в качестве эквивалента для обозначения универсальной космической закономерности, обеспечивающей разворачивание форм бытия.

В настоящее время понятие «логика» употребляется в следующих значениях:
1) объективная логика как закономерность в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира;
2) субъективная логика как особая закономерность в связях и развитии мыслей;
3) метод выявления закономерной связи между мыслями;
4) наука о закономерностях в связях и развитии мыслей;
5) наука о мышлении.

Логика — это наука о мышлении. Науками о мышлении являются также психология, физиология высшей нервной деятельности, теория познания и ряд других.

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель. Он сформулировал основные законы мышления, описал логические формы и операции, разработал учение о дедуктивных выводах.

Логику Аристотеля комментировали и развивали многие мыслители античности и средневековья. Значительны ее успехи в Новое время, особенно в связи с разработкой английскими мыслителями Ф. Бэконом и Дж.С. Миллем учения об индукции.

Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона-Милля составили основу общеобразовательной дисциплины, которая в течение длительного времени была обязательным элементом европейской системы образования и составляет основу логического образования в настоящее время.

В России в конце XVII в. создаются учебные заведения классического типа, в которых логика являлась обязательной дисциплиной. В настоящее время в нашей стране, учитывая важное значение логики, она также является обязательной дисциплиной для изучения во всех высших учебных заведениях юридического профиля.

Логику, основанную Аристотелем, называют формальной, она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют аристотелевской, или традиционной логикой.

Со второй половины XIX в. в логической науке широко применяются математические методы, используются искусственные (формализованные) языки. Это направление принято называть математической или символической логикой. Ее называют также современной логикой в отличие от логики традиционной.

Символическая логика превратилась в интенсивно развивающуюся область научных исследований, включающую множество разделов, также называемых «логиками»: логика высказываний, логика предикатов, многозначная логика, вероятностная логика и др.

Исследование логических проблем в системах символической логики оказало существенное влияние на дальнейшее развитие формальной логики в целом.

В научном познании наряду с формальной логикой используется логика диалектическая, разработанная немецким философом Гегелем и переосмысленная с материалистических позиций в философии марксизма. Диалектическая логика представляет собой теорию диалектического метода, законы и принципы которого — объективность и всесторонность рассмотрения, единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному и др. — ориентируют на исследование явлений в их взаимосвязи, изменении и развитии.

Формальная логика не изучает изменение и развитие. Ее предмет — формы, законы, операции мышления, соблюдение которых является необходимым условием познания окружающего мира.

Источник: интернет + учебник Н. Д. Лепской.

Как вы можете оценить этот образовательный материал? Хорошо ли он изложен? Какие задания к нему можно дать?
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Re: Определение логики и её разновидности

Сообщение luchnivik »

Мне понравилось, что тут даны разные определения логики. Всё-таки изучать логику нужно тогда, когда само слово уже знакомо. По идее, у слова двоякое значение: с одной стороны, это сами закономерности мышления, с другой стороны, это область знания о закономерностях. То есть логика изучает логику.

По идее, нужно запомнить Аристотеля, Бэкона, Милля, Гегеля.

Можно ещё поиграться в соотношение понятий аристотелевская - классическая - традиционная - формальная - математическая - символическая - диалектическая - современная.
Ответить

Вернуться в «Логическая терраса»