Метапредметные результаты основного образования по ФГОС

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Метапредметные результаты основного образования по ФГОС

Сообщение luchnivik »

В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" утверждены новые требования к личностным результатам освоения основного общего образования (по итогам 9 классов). Данные требования являются едиными для всех школ страны.

Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования перечислены в пункте 43, сразу после личностных результатов.

Метапредметные - значит, не относящиеся непосредственно к какому-то конкретному предмету. Метапредметные навыки - это те самые навыки, которые позволяют нам хорошо учиться в разных предметных областях. Это важно ещё и потому, что в современной науке ярко выражена тенденция к межпредметности, когда в рамках изучения какой-то проблемы привлекаются знания сразу нескольких наук. Часто говорят про то, что для этого один ученый уже не подойдёт и лучше привлекать целую команду, однако очевидно, что определенное понимание смежной науки будет тоже существенно для успешности исследования.

Уже в предыдущем ФГОС все метапредметные навыки были разделены на познавательные, коммуникативные и регулятивные. Их смысл понятен и без особой расшифровки, однако интересна детализация, дробление на отдельные навыки. Универсальные учебные действия принято сокращать до УУД.

43.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
Действительно "базовые логические действия". Вроде ни один пункт не вызвал особого волнения, разве что сомнительно четкое понимание, когда умозаключения дедуктивные, а когда индуктивные. В прочем, даже в соционической анкете есть такой вопрос. :D
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
Мне кажется, что "достоверность" - одно из самых тонких мест в данном пункте, потому что даже в науке сейчас не всё так прозрачно. В естественных наука - да, всё плюс-минус ясно, а что с гуманитарными?
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
По моему, один из самых спорных пунктов. Вопросы есть практически к каждому. Может быть даже есть смысл отдельно про этот блок поговорить.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
То есть навыки изначально тренируются учебные, но в целом предполагается их применение дальше в повседневной жизни.

43.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
Есть какие-то отдельные пересечения в навыками работы с информацией. Что в общем-то не удивительно, потому что общение - информационный процесс обмена информацией.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Все эти навыки хорошо тренируются в детских лагерях, в дополнительном образовании. За 45 минут урока эти навыки не так легко актуализировать. В прочем, с 2010 года действовал предыдущий ФГОС и попытки что-то внедрить предпринимались активно.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Ох уж этот эмоциональный интеллект! Всего две группы навыков, а столько ожиданий... Причём, как мне кажется, регулятивные навыки с эмоциональным интеллектом тоже достаточно сильно связаны.

43.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
По моему, тут тоже можно было бы написать "базовые навыки самоконтроля". Потому что за школьное время эти навыки можно только начать формировать. Да и многое от характера будет зависеть.
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
Вот так дела! Коммуникативные УУД способствуют формированию эмоционального интеллекта, а сам эмоциональный интеллект - в регулятивных УУД. Однако!
Как и с пунктом 2, как мне кажется, это очень долгий путь - развитие и поддержание способностей эмоционального интеллекта.
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Особенно, конечно, интересно, как это всё в урочное время развивать. В прочем, наверно, в гуманитарных предметах типа литературы и обществознания это получится лучше.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Личностными результатами "попахивает", нет?

Вообще в каждом городе есть свой методический центр. Вот создали бы открытый банк педагогических технологий с тегированием по признаку УУД. Прямо мегакруто было бы. Идея для стартапа? 8-)
Ответить

Вернуться в «Учительская»