Собственно, именно с этой гексаграммы начинается повествование о взаимодействии Света и Тьмы, ибо первые две гексаграммы показывают внутреннее развитие Света и Тьмы вне их взаимодействия. Но начало всякого действия состоит в преодолении предшествующего состояния. Отсюда — трудность данного положения, выраженная в самом названии гексаграммы. Она состоит из символов Воды: Облака — наверху или вовне, и Молнии, Грома — внизу или внутри. Верхний символ обозначает также погружение в опасность, ибо в нём черта Света погружена в среду черт Тьмы. Нижний символ обозначает пробивающееся изнутри движение, возбуждение. Такое возбуждение, которое, например, весной стимулирует растения к росту. Но оно протекает внутри опасностей, в условиях начальной трудности. Поэтому в таком движении чрезмерная поспешность может лишь вредить делу, и обратно, выдержка и стойкость могут способствовать изначальному развитию. Важно не только указать положительно правильный путь к преодолению этой трудности. На нём нужна, прежде всего, поддержка и помощь окружающих. Их надо склонить на свою сторону, чтобы они помогали своим действием, и тогда самому можно не предпринимать никаких выступлений, ибо они ещё слишком опасны. Именно в силу опасности необходимо объединение сил. Оно необходимо было и сюзерену, впервые устраивавшему свои владения при содействии феодалов, возводимых им на престол; оно необходимо и отдельному человеку, начинающему своё дело. Даже и в самой познавательной жизни отдельного человека дело обстоит так же: в самый первый момент своего появления познавательная мысль движется под покровом непознанности и извне облекается в образы представлений. Это выражено в символах данной гексаграммы: внутри — молния, гром, вовне — облака. Молния познающей мысли облекается облаками представлений, и эти представления играют роль помощников мышления. В тексте здесь мы читаем: Начальная трудность. В изначальном развитии благоприятна стойкость. Не надо никуда выступать. Здесь благоприятно возводить на престол вассалов.
1
Первая, начальная черта играет главную роль в этой гексаграмме, ибо она и обозначает начальную трудность. Это, правда, активность, движение, но она лежит под плотным слоем ещё не преодолённой пассивности. Поэтому такое движение ещё не может быть поступательным. Это лишь кружение на месте, лишь подготовка к подлинному движению. Вот почему поспешные действия здесь могут быть лишь во вред. Наоборот, стойкость- умение с полной выдержкой соблюдать правоту — вот то, что может здесь быть благоприятным. Трудность этого положения, естественно, требует помощи со стороны подчиненных. Поэтому само это положение способствует вербовке помощников. Так и в познании: это лишь первый момент осознания движения мысли. Она тоже должна здесь найти поддержку в свидетельстве опыта и в проверенной правоте разума. Об этом говорят и образы текста: В начале сильная черта. Нерешительное кружение на месте. Благоприятно пребывать в стойкости. Благоприятно возводить на престол вассалов.
2
На данной позиции внешне все складывается благополучно: и сама позиция, как центральная в нижней триграмме, выражает благоприятную уравновешенность, и занята она одной из слабых черт, которым предназначены четные позиции, и ее соответствие с пятой, сильной чертой — правильно. Но, тем не менее, здесь столь ощутимо непосредственное соседство с первой чертой, которая к тому же является главной чертой для данной гексаграммы, что движение этой черты к ее правильной цели, к «браку» — к единению с пятой чертой — задержано. При этом, хотя в первой черте самой по себе нет ничего дурного, однако для второй черты она выступает в роли грабителя, захвату которого вторая все же не поддается лишь в силу своей правоты, выраженной в центральном ее положении. Здесь она — «девушка» не дает обещания на брак «разбойнику». Она выжидает наибольший срок, лишь бы дождаться того, с которым она стоит в правильном соответствии. Так и мышление: в данный момент оно еще не в состоянии отвлечься от первого мгновения самосознания, и ему необходим известный срок, чтобы перейти к непосредственному объекту познания в его полной глубине. Это выражено в следующих образах: Слабая черта на втором месте.В трудности, в нерешительности — колесница и кони вспять. Не с разбойником же быть браку! Но девушка в стойкости не идет на помолвку. Через десяток же лет — будет помолвка.
3
Данная позиция — это позиция некоего кризиса. Здесь силы, действующие внутри, уже иссякают, а сил, действующих вовне, еще нет. Нет проводника в дебрях непознанного мира. Но только с его помощью было бы возможно продвижение вперед. Говоря образно, нужен лесник, знающий лес, когда гонятся за дичью. Без него ждет неудача, о которой придется пожалеть. Но все это еще только будет. Однако всякое событие не свершается внезапно, наоборот, оно бывает подготовлено всей системой причин. Поэтому весьма важно уметь замечать зачатки будущих событий, чтобы не быть ими застигнутым врасплох. Эта способность видеть зачатки будущего и руководствоваться ими — качество обязательное для благородного человека. Поэтому и здесь, предвидя надвигающуюся неудачу, он предпочитает не выходить из своего жилья, чем предпринять что- либо, о чём все равно придется лишь пожалеть. Так и в процессе познания, если человек остается без помощи уже выработанного разума и стремится постигнуть нечто ему ещё неизвестное, — его здесь ждет такая же неудача. Слабая черта на третьем месте.Преследуя оленя без ловчего, лишь попусту войдешь в середину леса. Благородный человек примечает зачатки событий и предпочитает оставаться дома. Ибо выступление приведет к сожалению.
4
При выходе вовне получается возможность снова оглянуться внутрь и извне, совершенно объективно осознавать внутреннее содержание импульса мышления. Возможно, здесь полное единение с ним, и настолько полное, что все дальнейшее уже будет менее благоприятным, ибо в дальнейшем возможно лишь переразвитие. Конечно, так наступает лишь самый первый толчок мышления, но ведь это происходит во время «начальной трудности», поэтому здесь совершенно бесполезно гнаться за чем-нибудь большим, а надо достигнуть полной ясности в отношении первого момента. Поэтому и в тексте здесь сказано: Слабая черта на четвертом месте.Колесница и кони — вспять! Стремясь к браку, выступишь, — и будет счастье. Ничего неблагоприятного.
5
Вообще данная позиция имеет смысл самой благой и широкой экспансии, но в данной гексаграмме, где главной чертой является первая, экспансия невозможна. Возникает противоречие между требованиями данного положения и реальными возможностями. Благие силы здесь не имеют доступа к тем, кого они должны были бы облагодетельствовать. Они замкнуты в себе. Поэтому если для самого носителя этих сил и есть благоприятный исход, то для его широкого воздействия — нет. Так и в познании — в момент начальных трудностей — на данном этапе невозможно ни дальнейшее постижение, ни сообщение постигнутого другим, ниже стоящим, а возможно только поддерживать общение с наставником и друзьями, которые уже прежде способствовали познанию. Сильная черта на пятом месте.Затруднения в твоих милостях. В малом стойкость — к счастью. В великом стойкость — к несчастью.
6
Эта черта — слабая. Она выражает положение, в котором нет возможности рассчитывать на собственные силы. Но здесь нет и поддержки вовне, ибо с третьей чертой (тоже слабой) нет правильного (т.е. по антитезе) соответствия, пятая черта, как не главная, не может поддержать, а первая — главная — максимально удалена, Кроме того, данная черта — верхняя в триграмме «опасность» — выражает высшую опасность, и как верхняя во всей гексаграмму она выражает высшую точку в начальной трудности. Поэтому ни о каком движении вперед не может быть и речи. Здесь удел — полное отчаяние. Такое положение в познании — это тот момент, когда нет возможности найти поддержку в опыте руководящего разума. При этом, если даже познание направлено на самые высокие объекты, все равно оно остается тщетным, и познающему лишь остается горечь разочарования. В образах текста это выражено так: Наверху слабая черта. Колесница и кони — вспять. Плач до крови — непрерывным потоком.
3. Чжунь. Начальная трудность (Ю.К. Шуцкий)
Обсуждения концепции Инь и Ян.
Модератор: luchnivik
Вернуться в «Книжная полка Инь и Ян»
Перейти
- Первый уровень Вневременья
- ↳ Прихожая
- ↳ Пачка газет "Новости Вневременья"
- ↳ Полка с Инструкциями и Конституциями
- ↳ Этажерка с погодниками
- ↳ Секретер Ivmo
- ↳ Радио
- ↳ Кулинарный уголок
- ↳ Рецепты
- ↳ Продукты
- ↳ Оранжерея
- ↳ Скамейка у песочницы
- ↳ Медицинский кабинет
- ↳ Закусочная "У Психеи"
- ↳ Соискательская
- ↳ Спортзал
- ↳ Аромалампа
- ↳ Камертон
- Второй уровень Вневременья
- ↳ Зал естествознания
- ↳ Секция физиологии
- ↳ Секции физики
- ↳ Секция механики
- ↳ Зал обществознания
- ↳ Зал истории Древнего мира
- ↳ Алтарь истории религии
- ↳ Кладовая Психеи
- ↳ Трансактное ожерелье
- ↳ Книжная полка
- ↳ Телефон для связи с Бытием
- ↳ Два гештальт-стула
- ↳ Телесно-ориентированный коврик
- ↳ Психометрический чемоданчик
- ↳ Теория темпераментов
- ↳ Характерология Феофраста
- ↳ Психотипы Юнга
- ↳ Архетипы Юнга
- ↳ Путы Аты
- ↳ Нарушения нейропсихического развития
- ↳ Нарушения интеллектуального развития
- ↳ Нарушения речевого развития
- ↳ Нарушения развития звукопроизношения
- ↳ Нарушение развития темпа речи
- ↳ Нарушение развития речевых функций
- ↳ Расстройство аутистического спектра
- ↳ Нарушение развития учебных навыков
- ↳ Нарушение развития учебных навыков чтения
- ↳ Нарушение развития учебных навыков письма
- ↳ Нарушение развития математических учебных навыков
- ↳ Нарушение развития координации движений
- ↳ Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- ↳ Расстройство стереотипных движений
- ↳ Шизофрения и другие первичные психотические расстройства
- ↳ Шизофрения
- ↳ Шизоаффективное расстройство
- ↳ Шизотипическое расстройство
- ↳ Острое транзиторное психотическое расстройство
- ↳ Бредовое расстройство
- ↳ Кататония
- ↳ Аффективные расстройства
- ↳ Биполярные и сходные расстройства
- ↳ Биполярное расстройство I типа
- ↳ Биполярное расстройство II типа
- ↳ Циклотимическое расстройство
- ↳ Депрессивные расстройства
- ↳ Единичный эпизод депрессивного расстройства
- ↳ Рекуррентное депрессивное расстройство
- ↳ Дистимическое расстройство
- ↳ Смешанное депрессивное и тревожное расстройство
- ↳ Расстройства, связанные с тревогой и страхом
- ↳ Генерализованное тревожное расстройство
- ↳ Паническое расстройство
- ↳ Агорафобия
- ↳ Специфическая фобия
- ↳ Социальное тревожное расстройство
- ↳ Сепарационное тревожное расстройство
- ↳ Селективный мутизм
- ↳ Обсессивно-компульсивные и схожие расстройства
- ↳ Обсессивно-компульсивное расстройство
- ↳ Дисморфическое расстройство
- ↳ Патологическая озабоченность собственным запахом
- ↳ Ипохондрия
- ↳ Патологическое накопительство
- ↳ Патологические телесно направленные повторяющиеся действия
- ↳ Трихотилломания
- ↳ Патологические экскориации
- ↳ Расстройства, специфически связанные со стрессом
- ↳ Посттравматическое стрессовое расстройство
- ↳ Затяжная патологическая реакция горя
- ↳ Расстройство адаптации
- ↳ Реактивное расстройство привязанности
- ↳ Расстройство социализации по расторможенному типу
- ↳ Диссоциативные расстройства
- ↳ Диссоциативное расстройство с неврологическимиn симптомами
- ↳ Диссоциативная амнезия
- ↳ Трансовое расстройство
- ↳ Диссоциативное расстройство личностной идентичности
- ↳ Синдром деперсонализации-дереализации
- ↳ Расстройства питания и пищевого поведения
- ↳ Нервная анорексия
- ↳ Нервная булимия
- ↳ Патологическое переедание
- ↳ Пикацизм
- ↳ Патологическое пережевывание и срыгивание
- ↳ Расстройства телесных ощущений и переживаний
- ↳ Телесный дистресс
- ↳ Нарушение целостности восприятия собственного тела
- ↳ Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ или аддиктивного поведения
- ↳ Расстройства вследствие употребления алкоголя
- ↳ Алкогольная зависимость
- ↳ Алкогольная интоксикация
- ↳ Синдром отмены алкоголя
- ↳ Алкогольный делирий
- ↳ Расстройства вследствие употребления кофеина
- ↳ Расстройства вследствие потребления никотина
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к азартным играм
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к компьютерным играм
- ↳ Расстройства контроля побуждений
- ↳ Пиромания
- ↳ Клептомания
- ↳ Компульсивное расстройство сексуального поведения
- ↳ Периодическое эксплозивное расстройство
- ↳ Деструктивные и диссоциальные поведенческие расстройства
- ↳ Оппозиционно-вызывающее расстройство
- ↳ Диссоциальное поведенческое расстройство
- ↳ Расстройства личности и личностные черты
- ↳ Негативная эмоциональность
- ↳ Отстраненность
- ↳ Диссоциальность
- ↳ Расторможенность
- ↳ Ананкастность
- ↳ Пограничный паттерн
- ↳ Нейрокогнитивные расстройства
- ↳ Делирий
- ↳ Амнестическое расстройство
- ↳ Деменция
- ↳ Летопись Психеи
- ↳ Компьютерный зал
- ↳ Педагогический флигель
- ↳ Воспитательская
- ↳ Учительская
- ↳ Математика
- ↳ Математика 1 класс
- ↳ Математика 2 класс
- ↳ Математика 3 класс
- ↳ Математика 4 класс
- ↳ Математика 5 класс
- ↳ Математика 6 класс
- ↳ Математика 7 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 9 класс
- ↳ Математика 10 класс
- ↳ Математика 11 класс
- ↳ Информатика
- ↳ Информатика 5 класс
- ↳ Информатика 6 класс
- ↳ Информатика 7 класс
- ↳ Информатика 8 класс
- ↳ Информатика 9 класс
- ↳ Информатика 10 класс
- ↳ Информатика 11 класс
- ↳ Физика
- ↳ Физика 7 класс
- ↳ Физика 8 класс
- ↳ Физика 9 класс
- ↳ Физика 10 класс
- ↳ Физика 11 класс
- ↳ Деканат
- ↳ Педагогическая летопись
- ↳ Логическая терраса
- Третий уровень Вневременья
- ↳ Типологическое ателье
- ↳ Типирование телосложения по К. Сиго
- ↳ Респираторный тип по К. Сиго
- ↳ Дигестивный тип по К. Сиго
- ↳ Мускулярный тип по К. Сиго
- ↳ Церебральный тип по К. Сиго
- ↳ Психопатологические типологии
- ↳ Радикалы и акцентуации
- ↳ Судьбоанализ Сонди
- ↳ Системно-векторный психоанализ
- ↳ Солнечные типы по Л. Гудман
- ↳ Психософия и психе-йога
- ↳ Темпористика
- ↳ Аматорика
- ↳ Импрессионика
- ↳ Психософия
- ↳ Когнитивные стили
- ↳ Типы Дэвида Кейрси
- ↳ Опросник Кейрси
- ↳ Вопросы на направленность сознания
- ↳ Вопросы на ориентацию в ситуации
- ↳ Вопросы на принятие решения
- ↳ Вопросы на подготовку решения
- ↳ Анкетарий
- Четвертый уровень Вневременья
- ↳ Эзотерический чердак
- ↳ Столик с Таро
- ↳ Колода Райдера-Уайта
- ↳ Старшие Арканы
- ↳ Придворные Карты
- ↳ Младшие Арканы
- ↳ Тузы
- ↳ Двойки
- ↳ Тройки
- ↳ Четверки
- ↳ Пятерки
- ↳ Шестерки
- ↳ Семерки
- ↳ Восьмерки
- ↳ Девятки
- ↳ Десятки
- ↳ Расклады
- ↳ Книжная полка Инь и Ян
- ↳ Обсерватория
- ↳ Бодиграфия
- ↳ Мешочек с рунами
- ↳ Коридор времени
- ↳ Книжный шкаф
- ↳ Филологическая скважина
- ↳ Антропологическая мансарда
- ↳ Социология воображения Дюрана
- ↳ Общефилософский балкончик