Что такое организационно-деятельностные игры? (В. Поляк)

Площадка для обсуждения психологической тематики.

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Что такое организационно-деятельностные игры? (В. Поляк)

Сообщение luchnivik »

Введение

Что объединяет исследование таких разных тем, как: “Жизненные задачи молодого человека в Израиле”; “Проблемы развития Байкальского региона”; “Миссия русскоязычной алии”; “Программа приватизации Латвии”; “Жизненные задачи израильских детей”; “Стратегия партии Наш дом Израиль (НДИ) на выборах в Кнессет»; “Гармонизацияя последствий межнационального конфликта в Эстонии”?

Правильный ответ – исследование этих вопросов велось с применением элементов метода организационно-деятельностных игр (ОДИ).

Что же такое ОДИ?

Говоря коротко – это игровой метод анализа и решения сложных проблем, не имеющих однозначного решения. Игры могут быть направлены на развитие индивидуальности, организации, региона или проблем общества в целом. Широко применяются ОДИ и в учебном процессе.

В последние годы метод ОДИ получил новый импульс, в частности был дополнен методом интуитивной драмы. Игровые методы решения различных проблем приобрели настолько широкую популярность, что в последнее время проведение игр стало сферой профессиональной деятельности для многих людей. Специалистов такого рода целенаправленно готовят в России, Германии, Эстонии и Литве.

В последнее время в Израиле также проводятся курсы для желающих овладеть игровыми и им подобными методами.

Игры, в которые играют люди

В мире практически нет ни одного человека, который в своей жизни не встретился бы с игрой. Мальчики играют в войну, девочки в куклы, подростки и молодежь в футбол, взрослые и пожилые люди играют в карты или ходят в казино.
А компьютерные игры буквально заполонили мир и во многом стали образом жизни молодого поколения.

В чем же притягательность

Игры как явления в нашей жизни и можно ли сделать игру своей профессией (не будучи профессиональным спортсменом)? Известно высказывание Шекспира “Что наша жизнь – игра!”. Как и в других случаях классик был прав.
Действительно, игра – это не только развлечения, но и вся наша жизнь.
Известно определение игры как действия, проходящего по определенным правилам, в котором участники исполняют те или иные роли.
Можно видеть, что с самого рождения мы играем те или иные роли, определенные социумом.
В детстве мы послушные или непослушные дети, плохие или хорошие ученики, позднее студенты, влюбленные, мужья (жены), работники, начальники, родители и так далее... Это только базовые роли, которые предполагают бесконечное число вариаций. Об этом очень интересно пишет современный американский психолог Эрик Берн, в книгах: “Игры, в которые играют люди” и “Люди, которые играют в игры”.
Итак, Большая Игра сопровождает нас всю жизнь. Но нам этого недостаточно, мы разнообразим Большую Игру – бесконечным количеством малых.

Есть множество теорий, объясняющих популярность Игры. Причем, вопреки бытующему мнению, что игра – это нечто несерьезное – феноменом игры занимались крупнейшие мыслители. Одним из наиболее проницательных теоретиков игры был Фридрих Шиллер. Из современных философов об игре много писали Х.Г. Гадамер и Й. Хейзинга. В книге “Homo Ludens” (Человек играющий), Хейзинга выводит все развитие цивилизации, как развитие игры.

Проблема описания игры в том, что игра – это состояние, которое надо пережить. Состояние азарта, удачи, радости победы или горечи поражения. Тот, кто играл хотя бы раз в своей жизни никогда не забудет этого состояния. Игра дает человеку ощущение счастья и полноты жизни. Этим и объясняется притягательность игры. Наиболее распространенным является объяснение, что в процессе игры человек - это интуитивным образом познает себя и окружающий мир. Современная психология давно пришла к выводу, что существует не только рациональный, логический путь познания, но и интуитивно-образный. В человеческом мозге правое полушарие отвечает за логическое мышление, а левое за образное понимание. Разница между этими типами познания и мышления состоит в следующем. Логическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и мыслящий человек полностью осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Человек в этом случае получает ответ через образные восприятия.

В чем же состоят особенности игры?

Выделяют следующие ключевые феномены игры.
1 - Между игрой и жизнью есть четкая граница. Мир игры обособлен.
2 - Существуют специальные предметы игры – игрушки. При этом они носят знаково-символический характер.
3 - В игре существуют правила (сценарий, сюжет).
4 - игра ограничена во времени и в пространстве.
5 - Игру, как правило, можно повторить.
6 - В игре человек испытывает особое состояние.
Это связано с азартом, с риском, волевым напряжением, свободой, удовольствием. Это состояние ни с чем не сравнимо, оно возникает только в игре. Благодаря этим феноменам – в игре человек делает мир (его часть) соразмерным себе, своему действию и пониманию.

Главный вывод: игра представляет собой первичную форму организации жизни (жизни в целом - индивидуальности, личности, деятельности и пр.), закрепленную общественными институтами. То есть на уровне всеобщих культурных прототипов социального поведения и действия.

Хороший пример - институт семьи. Он существует не на уровне государственных актов или соглашений отдельных людей. Он держится на уровне "подсознания", - а за ним стоит определенный тип человеческой культуры, цивилизации, инстинкта выживания. Внешне он уже оформляется в учреждениях, традициях и законах. Человек не в силах изменить институциональные основы семьи. Он может разрушить отдельную семью, но миллионы других людей будут продолжать жениться, растить детей и нянчить внуков - без всякого объяснения почему именно так необходимо. И продолжать играть в игры. Игра, таким образом, представляет собой не просто форму организации деятельности, - за ней стоит вся человеческая культура, закрепленная институционально в определенных правилах появления игры и ее жизни.

Игра как способ решения проблем

Игра как форма организации жизни означает, что игра равномощна жизни. Это означает, что с помощью игры можно разрешать любые жизненные проблемы. И уже с древности люди это осознали. Шахматы, придуманные еще в древней Индии представляют собой ни что иное, как видоизмененную модель подготовки к воинским сражениям. Современная история игрового метода решения проблем начинается с середины 60- годов, когда в экономике стали широко применяться деловые игры. Сегодня выделяют несколько классов игровых методов решения проблем: деловые, ролевые, имитационные. Главные характеристики деловой игры: все ситуации являются типовыми; в деловой игре есть действия “правильные” и “правильные”; итог действий игрока оценивается по тому, добился ли он определенной заранее цели. Многие нынешние деловые игры компьютеризованны и широко применяются также в обучении во многих странах мира. Например игра по управлению активами и пассивами коммерческого банка, разработанная в США. Суть игры - несколько групп управляют виртуальными банками. Компьютер симулирует экономическую ситуацию и рассчитывает состояние банков по результатам принятых решений. Экономическая ситуация в «регионе» также меняется в зависимости от решений банкиров. В целом деловые игры проводятся для отработки определенных навыков, позволяющих действовать в различных социальных и деятельностных ситуациях.

Более сложными являются ролевые игры. Основные характеристики ролевых игр:
1. В них не существует заранее заданных ситуаций. Игрок сам решает, как и что ему делать. 2. Все действия игроков в ролевой игре – правильные, если они допустимы моделью.
3. Игровым результатом для игрока является достижение ролевых целей.
Ролевая игра проектируется таким образом, чтобы для достижения целей, поставленных перед ролью, играющий должен вступать во взаимодействия с другими игроками – либо конфликтуя, либо вступая в альянсы. Приведем примеры ролевых игр, разработанных и проводимых автором в Сити-колледже (израильское представительство Московского государственного университета экономики, статистики и информатики). Так в курсе “Управление персоналом” проводится ролевая игра ”Прием сотрудника на работу”, где студенты попеременно исполняют роль работодателя и сотрудника.
В курсе “Управление проектом” проводится ролевая игра по защите бизнес проекта перед инвесторами.

Еще один популярный тип игр: имитационная. Основные характеристики имитационной игры:
1. В ней не существует не только заранее заданных ситуаций, но и заранее спроектированных событий. Определены только характеристики ролей. Играющие должны действовать в соответствии со своими ролями, двигаясь в пространстве одних только межролевых отношений.
2. Действия оцениваются по их соответствию роли.
Имитационные игры применяются например, при определении реакции местного населения на строительство предприятия, которое может нанести ущерб окружающей среде. Сейчас игровые методы – мощный инструмент, применяемый как для решения образовательных, так и практических задач. Однако данные типы игр подходят в основном для ситуаций имеющих определенное решение или имитирующих известную ситуацию. Для решения сложных проблем развития личности, организации или общества они не подходят. Модели таких игр, как правило базируются на рациональном поведении участников и не учитывают множества реальных социально-психологических и экономических факторов. Для решения подобного класса проблем были разработаны организационно-деятельностные игры (ОДИ).

Организационно-деятельностные игры: история, теория и практика.

Первая ОДИ была проведена в 1979 г. известным российским философом Г. П. Щедровицким, ( 1929- 1994). И с тех пор по настоящее время в бывшем Советском Союзе, а позднее в странах СНГ и Балтии, и ряде других странах было проведено множество игр, в которых участвовали тысячи людей. Возникновение ОДИ обусловлено тем фактом, что к 50-м годам прошлого века стала очевидной неадекватность имевшихся методов философского, научного и инженерного знания. Возникавшие проблемы требовали взаимодействия множества различных специалистов из разных областей. Но эти профессионалы были не в состоянии найти общий язык и наладить взаимодействие. На Западе это вызвало к жизни системный подход.

В Союзе на этот вызов решились ответить четверо молодых людей, учившихся в конце 40-х годов на философском факультете МГУ, которые создали Московский Методологический кружок ( ММК). Кроме Щедровицкого туда поначалу входили А. Зиновьев, Б. Грушин, М. Мамардашвили. Все они впоследствии стали учеными мирового уровня. Работы ММК привели к тому, что в Союзе системный подход развился в системно-мыследеятельностную методологию (СМД-подход).

Он и явился первой базовой компонентой ОДИ.

Второй стала практика проведения междисциплинарных семинаров по проблемам научного исследования.
Третьим элементом явились исследования в области игр детей.

И наконец, четвертым компонентом стала практика учебных деловых игр в воспитании тренеров высокого класса. Со временем ОДИ превратились в абсолютно оригинальный метод, намного превышающий по своим возможностям остальные игровые методы. Если говорить о внешней стороне ОДИ, то они выглядят как игры взрослых людей, ученых, специалистов и управленцев, иногда напоминающие научную конференцию, иногда - мозговой штурм по решению сложной проблемы. Это интеллектуальные игры, временами переходящие в психодраму. Добавим, что в последнее время появилась новая разновидность подобного метода, названного интуитивная драма, о которой мы скажем позже.

Если говорить о внутреннем содержании ОДИ, то Г. П.Щедровицкий определил организационно-деятельностную игру как новую форму организации коллективной мыследеятельности, позволяющую решать сложные междисциплинарные, межпрофессиональные и межкультурные проблемы, имеющие важное значение.

Этапы проведения ОДИ

Выделяются три крупных этапа в проведении ОДИ: подготовительный, игровой и рефлексивный.

На подготовительном этапе разрабатывается концепция игры, цели, которые должны быть достигнуты.
В результате составляется регламент ОДИ.

На этом же этапе формируется команда, состоящая из организаторов и ведущих игры; методологов ( отвечающих за теоретические разработки) и игротехников, специалистов, работающих с группами участников.

На игровом этапе реализуется программа игры и появляются ее результаты. Этот этап также делится на ряд фаз, имеющих свое назначение.
На первой фазе в форме установочных докладов всем участникам игры излагаются концепция и важнейшие рабочие цели проводимой игры, ее программа и регламент.

На второй фазе начинается вхождение участников в игру, организация игровых групп.

На следующих фазах происходит работа групп, их переорганизация, достигаются промежуточные и окончательные итоги игры. На рефлексивном этапе обобщается опыт игры.

Команда, проводившая игру – анализирует опыт проведения игры и фиксирует его в тех или иных культурно значимых формах.
Для экспертов-профессионалов - здесь происходит обобщение опыта решения профессиональных проблем. Участники игры строят программу воплощения в жизнь результатов игры.

Рабочие процессы и рефлексия в ОДИ.

Как процессы самоорганизации, так и процессы саморазвития в ОДИ обеспечиваются в первую очередь за счет рефлексии всех участников. Несмотря на все разнообразие ОДИ они строятся на том или ином сочетании трех основных форм:
1) занятий в специализированных профессиональных, предметных, тематических и экспертных группах,
2) общих дискуссий в рамках всего коллектива,
3) рефлексивных занятий, групповых или общих.

Соединение рабочих процессов с рефлексией является главным механизмом, позволяющим мыследеятельности трансформироваться и развиваться.

Понятие рефлексии здесь означает умение анализировать самого себя и свою мыследеятельность, переносить тяжесть коллективной работы с других на себя, и в первую очередь, в плане самокритики, самоопределения в ситуации и определения целей и задач саморазвития.
Именно этим определяются назначение и функции рефлексии в ОДИ - помочь каждому познать и оценить самого себя, самоопределиться в сложившейся ситуации и определить меру своего личного вклада в общую работу. Иными словами, в ходе рефлексии каждый должен, по меньший мере для себя, ответить на вопрос, что он может и должен делать в сложившейся ситуации и чего он, напротив, не может и не должен делать. Точно так же и каждой игровой группе необходима специальная групповая рефлексия, чтобы группа могла разобрать и проанализировать свои действия за день, определить успешность их сравнительно с действиями других групп и по отношению к общему ходу работы, а затем наметить программу и план своих действий на следующих тактах и фазах игры.

Порядок работы в ОДИ

Классические ОДИ (они как правило проходят в течение 7 и иногда более дней) строятся по следующей схеме. Утром в первый день игры проводится установочная сессия, где излагаются цели и правила игры. Затем объявляется порядок организации групп и начинается групповая работа, которая продолжается несколько часов. После обеда и отдыха происходит общая дискуссия, на которой каждая группа высказывает свой подход к проблемам. Общая дискуссия также длится несколько часов. После ужина происходит методологическая консультация, организаторы игры и методологи рассказывает о своих подходах к решению проблем и отвечают на вопросы участников игры. осле консультации вся команда организаторов проводит методологическую рефлексию. На ней анализируются события дня на нескольких планах: с точки зрения игротехников - что происходит в группах, куда они движутся; куда идет вся игра; с точки зрения методологов – какие общезначимые проблемы подняты на игре, какие понятия необходимы для их разрешения; с точки зрения организаторов игры – как необходимо двигаться дальше. Таков обычный ежедневный график работы вплоть до конца игры.

Лирическое отступление

Так что же такое ОДИ? Выше уже говорилось для описания игры недостаточно информационного или научного подхода. Поэтому я использую, и эмоциональный подход и приведу несколько наиболее ярких личных воспоминаний об ОДИ, в которых я участвовал в разных качествах. Я встретился с методологией в 1987 г., в период работы научно-исследовательском институте. Мне было тридцать лет, и я собирался поступать в аспирантуру. Получив солидное экономическое образование, я всегда интересовался историей, философией, психологией, но ничего не знал ни о методологии, ни об игротехнике, и никогда не слышал о Щедровицком. Но в один прекрасный день я прочел в газете объявление о конкурсном наборе в Школу игротехники и решил пройти конкурс. Это было одно из тех интуитивных решений, о которых говорилось выше. Конкурс проходил в в форме недельной ОДИ и полностью перевернул мою жизнь и представления о жизни вообще. Там мы впервые познакомились с понятием рефлексия. Это было самое трудное. Но зато я ощутил вкус игры, который оказался сильнее всех чувств, испытанных мною ранее. Я стал посещать семинары в Школе игротехников, и с тех начались самые насыщенные пять лет в моей жизни. Вскоре я поехал на игру, уже как игротехник. Это была фантастика – видеть как умудренные жизнью управленцы из Мособлавтотранса (организация, обеспечивавшая автобусное сообщение по всей Московской области) начинают «мыслить»!..

Начальники, не знавшие других методов управления, кроме как дать премию или послать; диспетчера, знавшие, что от шоферюг только матом можно чего-то добиться; милые девушки-плановики, понимавшие, что только приписками можно нарисовать план; хозяйственники, всю жизнь бравшие и дававшие взятки — все начали рисовать схемы, говорить о мышлении, и даже заниматься рефлексией. Да я и сам ошалел от вдруг открывшегося мне видения того как мыслю я сам и другие люди, какие стереотипы они предъявляют и как происходит конфликт разных стилей мышления. Добавим сюда еще негласное соревнование между игротехниками за то, чтобы твоя группа выступила лучше.

Схватки методологов и экспертов, рефлексию организаторов, затягивавшуюся до трех часов ночи — это был не испытываемый мной прежде азарт игры в сфере чистого разума. При том, не меньшее удовольствие доставляло и то, когда придуманные в сфере духа схемы воплощались в жизнь. И все же самое яркое впечатление — это ОДИ, которая называлась «Первая международная экологическая экспертиза « Байкал» (1988). Выходцы из Союза помнят, что борьба за чистоту Байкала, крупнейшего хранилища пресной воды на планете была одним из самых первых массовых общественных движений в Союзе. Она объединяла всех, от рафинированных интеллигентов до анархистов, от академиков до простых рыбаков. Но и противопоставляла всех друг другу: многие люди в байкальском регионе от тех же академиков до простых работяг, кормились от государства, выделявших финансирование и научным институтам и Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату (БЦБК). Из- за этого завода и разгорелся сыр-бор. Его считали главным загрязнителем уникального водоема. Собственно чтобы решить эту проблему, было издано специальное постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по улучшению ситуации в Байкальском регионе». Однако, как реализовать постановление было совершенно неясно. Местное руководство в отчаянии обратилось за помощью к методологам.

В игре участвовало порядка 300 человек из шести республик Союза и трех западных стран: США, Германии, Финляндии. Здесь было партийное и советское руководств, представители БЦБК и других предприятий региона, научная элита, представители министерств и ведомств, эксперты всех видов, жители региона, зеленые, анархисты и журналисты.. На игре постановление подверглось сокрушительной критике, и после выступления всех групп участников стало очевидно, что оно абсолютно не способно изменить ситуацию ни на заводе, ни в регионе в целом. Между тем, представители комбината доказывали, что очистные сооружения отвечают установленным нормам и не наносят ущерба озеру. Но в ходе игры выяснилось, что эти нормы установлены весьма поверхностно, и не учитывают множество вредных веществ, которые загрязняют воду. Но самое мрачное оказалось в том, что никто из участников вообще не представлял себе, что такое экология в целом, и как можно подходить к решению экологических проблем. Но и это было лишь следствием того факта, что никто из действительно крупных ученых, присутствовавших на игре, даже не задумывался о тех методах, благодаря которым он мыслит и действует.

Потом был следующий этап – экспертиза ситуации. Затем был третий этап – Общественный суд над ситуацией в Байкальском регионе. В ходе экспертизы участники сфокусировались на 5 делах, которые были существенны для проблем региона. Самое удивительное, что партийные и советские органы власти приняли условия игры и фактически согласились на судебное разбирательство существующих методов управления. В ходе следствия по делу о БЦБК выяснился поразительный факт: комбинат проектировался во многом для производства сырья для авиационной резины для военной авиации. Для производства сырья нужна была вода особой чистоты и достаточно леса. Однако на момент ввода комбината в строй, было изобретено новое покрытие, и фактически завод оказался не нужен. Чтобы новый завод и люди, привезенные сюда, не оказались без дела продукцию комбината отправляли далеко на восток для переработки. В конечном счете, этот процесс был настолько дорогостоящим, что как выяснилось, завод был совершенно нерентабельным. Но закрыть завод, на котором работало 20 тысяч человек, было уже невозможно. Сложилась чудовищная ситуация: завод годами работал в убыток, загрязнял уникальный природный объект, и никто не в состоянии был это прекратить. Общественный суд рассмотрел 5 дел сформированных по итогам экспертизы и сделал вывод, что в условиях советской системы хозяйствования и партийной системы управления проблема Байкала решения не имеет. Потрясающий факт – этот вывод был сделан в 1988г., и представители Иркутского и Бурятского обкомов партии были главными организаторами ОДИ. Тем не менее, новые подходы, которые были предложены в ходе игры, в дальнейшем были частично реализованы.

Сложившаяся на Байкале модель общественной экологической экспертизы была взята на вооружение по всей стране и позволила предотвратить множество антиэкологических проектов. В том числе и недавний проект прокладки нефтепровода в непосредственной близости от Байкала. Было еще множество интересных игр, например уже упомянутая экспертиза процесса приватизации в Латвии в 1991. Она выявила множество проблем, заложенных в процессе приватизации. Отчасти благодаря этому опыту в Прибалтике приватизация прошла намного успешнее, чем в других республиках. Игра в 1990 г. с местными советами народных депутатов показала, что данные органы власти в принципе неработоспособны. Потом со всей ясностью это показали события в России в 1993г, когда парламент вошел в конфликт с президентом. Но еще раньше, в 1992г. я переехал в Израиль, где надеялся применить метод ОДИ, в частности для решения проблем интеграции репатриантов и решения арабо-израильского конфликта.

Развитие ОДИ в Израиле.


Через несколько лет жизни в стране мне удалось встретиться с людьми, также знакомыми с идеями Щедровицкого. Среди них были А. Березницкий, И. Фишман и ряд других, с которыми мы стали вести совместную работу. Наша исследовательская группа базируется в Реховоте, и начиная с 2001г. мы стали применять метод ОДИ, но уже в сильно модифицированном виде.
В 2000г. И. Фишман разработал свою версию игр, под названием под названием «Игровой Канон». Игровой канон полностью состоит из трех больших этапов: Исследовательского, именуемого Деловая игра, Аналитического, где проводится Организационно-деятельностная игра и Проектного под названием Олимпийская игра. Развитие метода заключается в том, что кроме материальных, рациональных факторов, оказывающих влияние на проблемную ситуацию исследуются также нематериальные факторы. Под ними понимаются духовная жизнь людей, действующих в данной ситуации, то есть особенности их мышления, эмоциональной и волевой сферы. А также исследуется влияние таких факторов как идея или миссия, присущая той или иной организации или группе людей. Исследования духовной сферы базируются на антропософии, философском течении разработанном в начале 20-века немецким ученым д-ром Р. Штайнером. В Канон включен также метод интуитивной драмы. Его разработал современный эстонский философ А. Тоугу.

Интуитивная драма позволяет визуализировать различные конфликтные факторы и находить пути их гармонизации. Оба исследователя соединили свои разработки, и интуитивная драма была включена в Канон. Канон предусматривает, что основное изменение происходит в душах и сознании людей, участвующих в игре. Эти изменения, сложившиеся на игровом поле впоследствии оказывают определенное влияние и на ситуацию в материальном мире. После нескольких лет исследований и внутренних игр, с 2005 г. начались игры для широкой аудитории, в том числе за пределами Израиля. На всех этапах канона в качестве одного из ключевых элементов применяется метод интуитивной драмы. Поэтому он требует отдельного описания. Не всегда проблема требует проведения полного канона или не всегда хватает для этого времени или других ресурсов. Точно также и драма. Поэтому на практике часто применятся и драма с элементами канона и канон с элементами драмы.

Интуитивная или образная драма

Интуитивная драма является методом исследования различных ситуаций для выявления проблемных отношений в них и нахождения возможных путей достижения гармонии в этих ситуациях. Она может касаться как самых личных сторон жизни отдельного человека, так и быть использована для решения проблем крупных организаций. В последнее время накоплен также определенный опыт применения интуитивных драм для решения межнациональных конфликтов. В интуитивной драме целостную и объективную картину ситуации визуализируют в пространстве с помощью группы людей. При содействии помощников, представляющих точку зрения того или иного, видимого или невидимого фактора, взаимодействие существенных сил и лиц становится отчетливо наблюдаемым. Вкратце процедура проведения интуитивной драмы состоит в следующем.

В начале происходит выбор темы, затем - определение факторов драмы. Далее происходит построение общей картины ситуации, когда для всех ролей драмы выбирают место в пространстве. Представители ролей описывают, как они чувствуют себя с точки зрения своей роли, как повлияло на них появление других ролей, какое отношение они имеют к другим ролям. Этап построения образа и диагностики ситуаций заканчивается, когда все определенные роли находят себе место в целостном образе. Затем происходит гармонизация факторов, влияющих на ситуацию. На последнем шаге происходит разрешение реальной ситуации. Конечно реальное разрешение ситуации не ограничивается действиями в работе над драмой – основную часть этих действий чаще всего приходится совершить в обычной жизни. Для этого проводится рефлексия работы, здесь подбираются конкретные практические методы для выполнения каждой выявленной задачи. Стоит отметить, что сегодня известны и другие драматические методы: психодрамы, социодрамы и др. Интуитивная драма отличается от них тем, что предусматривает сознательное восхождение в ходе драмы к взаимодействию с миром идей.

Заключение. Современная практика применения Игрового канона в мире.

За последнее время наша международная исследовательская группа провела более 30 крупных игр в Израиле, Германии, Эстонии, Литве и на Украине на самые разные темы. Наиболее значимые из них: игра с экспертами русскоязычной общины Израиля на тему «Миссия еврейского народа и русскоязычной общины Израиля» (2005), с представителями русскоязычной молодежи страны - «Самоорганизация элиты русскоязычной молодежи Израиля» (2005); с партией НДИ - на тему «Стратегия партии Наш дом Израиль (2006). Отметим, что благодаря выработанным на игре идеям партия, имевшая на тот момент по опросам 4 мандата, получила на выборах 11 мест и стала одной из ведущих в стране. В последние годы группа усиленно работает над проблемами разрешения межнациональных конфликтов.

В 2006 г была проведена серия из трех интуитивных драм по теме «Духовные причины арабо-израильского конфликта». В 2007 г. - интуитивная драма на тему: «Гармонизация последствий межнационального конфликта в Эстонии», в 2008г. – драма по теме «Миссия литовского народа». Вывод, который был сделан в итоге этой работы, заключаются в следующем. Чтобы правильно строить отношения между народами, проживающими на одной территории они должны правильно понимать архетипы развития друг друга и миссию каждого из них. Данная работа позволяет начать в 2008 г. подготовку к проведению в Израиле в 2009 г. игры на тему: «Поиск путей разрешения арабо-израильского конфликта».

Выше мы говорили о том, что игра позволяет человеку реализовать свои мечты и том, что игра равномощна жизни. Моя мечта о том, чтобы использовать опыт ОДИ, полученный в бывшем Союзе для содействия в решении проблем Государства Израиль – сбывается. Но отмечу еще раз: игры и драмы также могут содействовать и содействуют развитию отдельного человека, обучают его использовать свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал для решения конкретных жизненных задач.

Те, кто хочет принять участие в играх или научиться применению игровых методов для индивидуального развития могут зайти на сайт: htpp//www. city-college.net.
Те, кто захочет узнать больше о методах ОДИ или интуитивных драмах могут воспользоваться списком источников и литературы, использованной в работе.
Израиль, июль, 2009 г.

Литература:
Щедровицкий Г.П. (1983). Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности.
Попов С. В. (1994). Организационно-деятельностная игра-мышление в зоне риска.
Аристова Керсти (2006). Интуитивная или образная драма. http:// www.circleplus.ru
Поляк Владимир ( 2004). Израиль и Россия в 21 веке.
Фишман Игорь (2008). Сумма методов. www.circleplus.ru/content/summa/22
Мрдуляш Павел ( 2007). Применение игровых методов в профессиональном образовании.
Cайт методологического движения в России: www.circleplus.ru
Cайт антропософской литературы: www.bdn-steiner.ru

Copyright © доктор В. Поляк

Источник: http://www.rehes.org/
Ответить

Вернуться в «Кладовая Психеи»