Продолжаем разговор о проекции). В этой статье - об оставшихся двух навыках обращения с проекцией вот из этого перечня:
- опираться на свою проекцию, доверять ей;
- усомневаться в своей проекции, подвергать критике, проверять, присваивать;
- опираться на чужую проекцию, принимать ее к сведению, исследовать;
- усомневаться в чужой проекции, подвергать ее критике, отстранять .
Итак,
Навык 3
Опираться на чужую проекцию, принимать ее к сведению, исследовать.
В этой связи мне вспоминается так называемое Окно Джогари, согласно которому содержание психики делится на 4 сегмента. То, что я о себе знаю, и другие обо мне знают; то, что я о себе знаю, а другие обо мне не знают; то, что я о себе не знаю, а другие обо мне знают; то, что я о себе не знаю, и другие обо мне не знают.
Так вот, навык номер три пригодится вам для освоения сегмента номер три – «Я о себе не знаю, или не уверен в этом знании, а другие обо мне знают». И я могу воспользоваться их знанием для того, чтобы расширить и уточнить свои представления о себе.
Неплохо, вроде, звучит, только другие могут сообщить мне как какую-то безрадостную для меня информацию, которую я захочу опротестовать и отодвинуть. Что ж, может, стоит иногда повременить с протестом и задуматься: «Гм, а ведь уже третий человек говорит мне подобное…». Хотя повременить бывает сложно – защита не дремлет. Так что более выполнимая задача – задуматься после протеста)).
Кстати сказать, другие люди могут пригодиться мне и для более приятной перспективы – они могут сообщить мне что-то ресурсное про меня, поддержать в ощущении самоценности, в котором я колеблюсь. Эта опция бывает очень кстати.
Например, вот такой милый диалог развернулся как-то в моем присутствии:
- Мне страшно, что я не справлюсь, я не достаточно умна.
- Дорогая, я столько раз убеждался сам в глубине и стройности твоих рассуждений и слышал, как другие люди восхищались твоим интеллектом, что если ты не справишься, то точно по какой-то другой причине.)))
Номер три - это навык, на котором основываются самопознание, развитие, поддержка. Мы во многом обнаруживаем себя и укрепляемся в себе через отражение другими людьми.
Навык 4
Усомневаться в чужой проекции, подвергать ее критике, отстранять.
Когда человек получает к своему сведению чье-то мнение о себе (то есть, чью-то проекцию), есть еще один сомнительный способ с ним обойтись (кроме того, чтобы немедленно выплюнуть и забыть). Реактивно принять это мнение за чистую монету. «Я такая, как он сказал, видимо, я действительно думаю только о себе, я ужасно эгоистична». И грустить, грустить…
Применение навыка четыре подразумевает, что не следует так скоропостижно и безропотно сближаться с чьей-то формочкой, которую на вас хотят напялить, а стоит подержать ее на расстоянии вытянутой руки и порассматривать. Взять паузу для реакции. А в этой паузе:
Задуматься. Есть ли у меня позиция по этому вопросу? Я-то сама что о себе думаю? Например, я могу быть не согласна - у меня другое мнение о себе. Или: «Вообще, это может и так, но только я надеялась, что произвожу другое впечатление». Или: «Я не знаю, до сих пор я об этом не задумывалась».
Отдать отчет - есть ли у меня ресурсы и мотивы для того, чтобы заняться исследованием и сформировать свою позицию, или обосновать ее (если ни того, ни другого я до сих пор не сделал). Например: «Конечно, это цепляет, интересно про это понять, но сейчас не до того». «Да я с этим согласен, но похоже, меня все устраивает, я не хочу ничего менять». «Да, а я хочу и могу поисследовать эту тему, разобраться, как обстоят дела.»
Провести исследование. Повспоминать какой-то свой прошлый опыт, извлечь из этих воспоминаний что-то о своих проявлениях на заданную тему. Посравнивать себя с другими людьми. Понаблюдать за собой в настоящем. Поспрашивать тех, кому вы доверяете и кто хорошо вас знает – они могли заметить что-то, что ускользнуло от вашего сознания…
Это все, что на сегодняшний день получилось осмыслить о навыках.
Источник: https://www.b17.ru/article/85864/
Четыре навыка обращения с проекцией (часть 2) (И.Сахарова)
Площадка для обсуждения психологической тематики.
Модератор: luchnivik
Перейти
- Первый уровень Вневременья
- ↳ Прихожая
- ↳ Пачка газет "Новости Вневременья"
- ↳ Полка с Инструкциями и Конституциями
- ↳ Этажерка с погодниками
- ↳ Секретер Ivmo
- ↳ Радио
- ↳ Кулинарный уголок
- ↳ Рецепты
- ↳ Продукты
- ↳ Оранжерея
- ↳ Скамейка у песочницы
- ↳ Медицинский кабинет
- ↳ Закусочная "У Психеи"
- ↳ Соискательская
- ↳ Спортзал
- ↳ Аромалампа
- ↳ Камертон
- Второй уровень Вневременья
- ↳ Зал естествознания
- ↳ Секция физиологии
- ↳ Секции физики
- ↳ Секция механики
- ↳ Зал обществознания
- ↳ Зал истории Древнего мира
- ↳ Алтарь истории религии
- ↳ Кладовая Психеи
- ↳ Трансактное ожерелье
- ↳ Книжная полка
- ↳ Телефон для связи с Бытием
- ↳ Два гештальт-стула
- ↳ Телесно-ориентированный коврик
- ↳ Психометрический чемоданчик
- ↳ Теория темпераментов
- ↳ Характерология Феофраста
- ↳ Психотипы Юнга
- ↳ Архетипы Юнга
- ↳ Путы Аты
- ↳ Нарушения нейропсихического развития
- ↳ Нарушения интеллектуального развития
- ↳ Нарушения речевого развития
- ↳ Нарушения развития звукопроизношения
- ↳ Нарушение развития темпа речи
- ↳ Нарушение развития речевых функций
- ↳ Расстройство аутистического спектра
- ↳ Нарушение развития учебных навыков
- ↳ Нарушение развития учебных навыков чтения
- ↳ Нарушение развития учебных навыков письма
- ↳ Нарушение развития математических учебных навыков
- ↳ Нарушение развития координации движений
- ↳ Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- ↳ Расстройство стереотипных движений
- ↳ Шизофрения и другие первичные психотические расстройства
- ↳ Шизофрения
- ↳ Шизоаффективное расстройство
- ↳ Шизотипическое расстройство
- ↳ Острое транзиторное психотическое расстройство
- ↳ Бредовое расстройство
- ↳ Кататония
- ↳ Аффективные расстройства
- ↳ Биполярные и сходные расстройства
- ↳ Биполярное расстройство I типа
- ↳ Биполярное расстройство II типа
- ↳ Циклотимическое расстройство
- ↳ Депрессивные расстройства
- ↳ Единичный эпизод депрессивного расстройства
- ↳ Рекуррентное депрессивное расстройство
- ↳ Дистимическое расстройство
- ↳ Смешанное депрессивное и тревожное расстройство
- ↳ Расстройства, связанные с тревогой и страхом
- ↳ Генерализованное тревожное расстройство
- ↳ Паническое расстройство
- ↳ Агорафобия
- ↳ Специфическая фобия
- ↳ Социальное тревожное расстройство
- ↳ Сепарационное тревожное расстройство
- ↳ Селективный мутизм
- ↳ Обсессивно-компульсивные и схожие расстройства
- ↳ Обсессивно-компульсивное расстройство
- ↳ Дисморфическое расстройство
- ↳ Патологическая озабоченность собственным запахом
- ↳ Ипохондрия
- ↳ Патологическое накопительство
- ↳ Патологические телесно направленные повторяющиеся действия
- ↳ Трихотилломания
- ↳ Патологические экскориации
- ↳ Расстройства, специфически связанные со стрессом
- ↳ Посттравматическое стрессовое расстройство
- ↳ Затяжная патологическая реакция горя
- ↳ Расстройство адаптации
- ↳ Реактивное расстройство привязанности
- ↳ Расстройство социализации по расторможенному типу
- ↳ Диссоциативные расстройства
- ↳ Диссоциативное расстройство с неврологическимиn симптомами
- ↳ Диссоциативная амнезия
- ↳ Трансовое расстройство
- ↳ Диссоциативное расстройство личностной идентичности
- ↳ Синдром деперсонализации-дереализации
- ↳ Расстройства питания и пищевого поведения
- ↳ Нервная анорексия
- ↳ Нервная булимия
- ↳ Патологическое переедание
- ↳ Пикацизм
- ↳ Патологическое пережевывание и срыгивание
- ↳ Расстройства телесных ощущений и переживаний
- ↳ Телесный дистресс
- ↳ Нарушение целостности восприятия собственного тела
- ↳ Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ или аддиктивного поведения
- ↳ Расстройства вследствие употребления алкоголя
- ↳ Алкогольная зависимость
- ↳ Алкогольная интоксикация
- ↳ Синдром отмены алкоголя
- ↳ Алкогольный делирий
- ↳ Расстройства вследствие употребления кофеина
- ↳ Расстройства вследствие потребления никотина
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к азартным играм
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к компьютерным играм
- ↳ Расстройства контроля побуждений
- ↳ Пиромания
- ↳ Клептомания
- ↳ Компульсивное расстройство сексуального поведения
- ↳ Периодическое эксплозивное расстройство
- ↳ Деструктивные и диссоциальные поведенческие расстройства
- ↳ Оппозиционно-вызывающее расстройство
- ↳ Диссоциальное поведенческое расстройство
- ↳ Расстройства личности и личностные черты
- ↳ Негативная эмоциональность
- ↳ Отстраненность
- ↳ Диссоциальность
- ↳ Расторможенность
- ↳ Ананкастность
- ↳ Пограничный паттерн
- ↳ Нейрокогнитивные расстройства
- ↳ Делирий
- ↳ Амнестическое расстройство
- ↳ Деменция
- ↳ Летопись Психеи
- ↳ Компьютерный зал
- ↳ Педагогический флигель
- ↳ Воспитательская
- ↳ Учительская
- ↳ Математика
- ↳ Математика 1 класс
- ↳ Математика 2 класс
- ↳ Математика 3 класс
- ↳ Математика 4 класс
- ↳ Математика 5 класс
- ↳ Математика 6 класс
- ↳ Математика 7 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 9 класс
- ↳ Математика 10 класс
- ↳ Математика 11 класс
- ↳ Информатика
- ↳ Информатика 5 класс
- ↳ Информатика 6 класс
- ↳ Информатика 7 класс
- ↳ Информатика 8 класс
- ↳ Информатика 9 класс
- ↳ Информатика 10 класс
- ↳ Информатика 11 класс
- ↳ Физика
- ↳ Физика 7 класс
- ↳ Физика 8 класс
- ↳ Физика 9 класс
- ↳ Физика 10 класс
- ↳ Физика 11 класс
- ↳ Деканат
- ↳ Педагогическая летопись
- ↳ Логическая терраса
- Третий уровень Вневременья
- ↳ Типологическое ателье
- ↳ Типирование телосложения по К. Сиго
- ↳ Респираторный тип по К. Сиго
- ↳ Дигестивный тип по К. Сиго
- ↳ Мускулярный тип по К. Сиго
- ↳ Церебральный тип по К. Сиго
- ↳ Психопатологические типологии
- ↳ Радикалы и акцентуации
- ↳ Судьбоанализ Сонди
- ↳ Системно-векторный психоанализ
- ↳ Солнечные типы по Л. Гудман
- ↳ Психософия и психе-йога
- ↳ Темпористика
- ↳ Аматорика
- ↳ Импрессионика
- ↳ Психософия
- ↳ Когнитивные стили
- ↳ Типы Дэвида Кейрси
- ↳ Опросник Кейрси
- ↳ Вопросы на направленность сознания
- ↳ Вопросы на ориентацию в ситуации
- ↳ Вопросы на принятие решения
- ↳ Вопросы на подготовку решения
- ↳ Анкетарий
- Четвертый уровень Вневременья
- ↳ Эзотерический чердак
- ↳ Столик с Таро
- ↳ Колода Райдера-Уайта
- ↳ Старшие Арканы
- ↳ Придворные Карты
- ↳ Младшие Арканы
- ↳ Тузы
- ↳ Двойки
- ↳ Тройки
- ↳ Четверки
- ↳ Пятерки
- ↳ Шестерки
- ↳ Семерки
- ↳ Восьмерки
- ↳ Девятки
- ↳ Десятки
- ↳ Расклады
- ↳ Книжная полка Инь и Ян
- ↳ Обсерватория
- ↳ Бодиграфия
- ↳ Мешочек с рунами
- ↳ Коридор времени
- ↳ Книжный шкаф
- ↳ Филологическая скважина
- ↳ Антропологическая мансарда
- ↳ Социология воображения Дюрана
- ↳ Общефилософский балкончик