Зачем человеку мечта? (П.А.Егорова)
Добавлено: Вт 12 сен 2017, 22:41
В работах начала XX в. авторы отмечали способность мечты смягчать неприятные переживания и отсрочить удовлетворение потребности [1; 15]. Отчасти поэтому, как мы уже писали выше, мечта долгое время рассматривалась негативно – с точки зрения снижения напряжения, ухода от деятельности и ее замены бесплодной фантазией. Вместе с тем, в современных исследованиях выделен ряд важных функций мечты, которые не сводятся только к сбросу напряжения.
Во-первых, в мечте разрабатывается будущая ситуация – уточняются ее детали, проигрываются возможные сценарии поведения и развития событий [5; 18]. Следовательно, мечта выполняет функцию предвосхищения, подготовки, а нередко даже тренировки будущего поведения.
Во-вторых, мечта поддерживает мобилизацию, включенность человека в деятельность, позволяет удерживать образ желаемого будущего, сохраняет его [18]. Это означает, что во многом благодаря мечтам, в том числе спонтанным, человек , как мы отмечали выше, может удерживать и не забывать большое количество своих целей, которые продолжают разрабатываться в фоне.
В-третьих, согласно исследованиям Р.Г. Натадзе, мечта создает настройку, формирует эмоциональную установку как готовность переживать определенные эмоции в будущем [5]. Кроме того, мечта насыщает человека определенными эмоциями, в которых он испытывает потребность. Многие авторы также указывают на то, что мечта позволяет творчески переработать фрустрацию [5; 18; 19].
Как мы уже писали выше, мечта позволяет моделировать собственное будущее и себя в нем. И, наконец, исследования Б.И. Додонова позволили автору обоснованно предположить, что, мечтая, человек создает для себя новую деятельность и, осуществляя ее, меняется сам [5].
Обобщая теоретические и экспериментальные работы отечественных и зарубежных авторов, можно выделить ряд функций мечты в подростковом возрасте: мечта позволяет предвосхищать и осваивать будущие взрослые роли; мечта продолжает процесс ассимиляции, благодаря ей подросток находит способы справляться с пугающими событиями; мечта развивает ощущение силы и автономии не только по отношению к родителям, но и по отношению к ситуации своей жизни в целом [2; 4; 7; 14 ; 19] . Все это, безусловно, говорит о большой важности мечты для развития личности – как подростка, так и взрослого человека.
Наша собственная гипотеза состоит в том, что мечта в структуре деятельности является ценностным ориентиром и помогает осуществлять ценностные выборы. Это предположение основано на анализе случаев клинической практики (психотерапии). Так, недовольство своей жизнью, переживание тоски, растерянности, даже подавленности нередко оказывались связаны с мечтой: чем дальше в своих выборах человек «отходил» от своей мечты, тем большую тоску он испытывал. И наоборот, выборы в пользу мечты приносили радость, надежду и возвращали перспективу будущего. Мечта позволяет не только построить образ желаемого идеального будущего, но и затем осуществлять ценностные выборы, которые приближают человека к его мечте. Другими словами, способность мечтать – это способность проектировать и воплощать свой уникальный жизненный путь.
Извлечение из статьи Мечта как предмет психологического исследования
Во-первых, в мечте разрабатывается будущая ситуация – уточняются ее детали, проигрываются возможные сценарии поведения и развития событий [5; 18]. Следовательно, мечта выполняет функцию предвосхищения, подготовки, а нередко даже тренировки будущего поведения.
Во-вторых, мечта поддерживает мобилизацию, включенность человека в деятельность, позволяет удерживать образ желаемого будущего, сохраняет его [18]. Это означает, что во многом благодаря мечтам, в том числе спонтанным, человек , как мы отмечали выше, может удерживать и не забывать большое количество своих целей, которые продолжают разрабатываться в фоне.
В-третьих, согласно исследованиям Р.Г. Натадзе, мечта создает настройку, формирует эмоциональную установку как готовность переживать определенные эмоции в будущем [5]. Кроме того, мечта насыщает человека определенными эмоциями, в которых он испытывает потребность. Многие авторы также указывают на то, что мечта позволяет творчески переработать фрустрацию [5; 18; 19].
Как мы уже писали выше, мечта позволяет моделировать собственное будущее и себя в нем. И, наконец, исследования Б.И. Додонова позволили автору обоснованно предположить, что, мечтая, человек создает для себя новую деятельность и, осуществляя ее, меняется сам [5].
Обобщая теоретические и экспериментальные работы отечественных и зарубежных авторов, можно выделить ряд функций мечты в подростковом возрасте: мечта позволяет предвосхищать и осваивать будущие взрослые роли; мечта продолжает процесс ассимиляции, благодаря ей подросток находит способы справляться с пугающими событиями; мечта развивает ощущение силы и автономии не только по отношению к родителям, но и по отношению к ситуации своей жизни в целом [2; 4; 7; 14 ; 19] . Все это, безусловно, говорит о большой важности мечты для развития личности – как подростка, так и взрослого человека.
Наша собственная гипотеза состоит в том, что мечта в структуре деятельности является ценностным ориентиром и помогает осуществлять ценностные выборы. Это предположение основано на анализе случаев клинической практики (психотерапии). Так, недовольство своей жизнью, переживание тоски, растерянности, даже подавленности нередко оказывались связаны с мечтой: чем дальше в своих выборах человек «отходил» от своей мечты, тем большую тоску он испытывал. И наоборот, выборы в пользу мечты приносили радость, надежду и возвращали перспективу будущего. Мечта позволяет не только построить образ желаемого идеального будущего, но и затем осуществлять ценностные выборы, которые приближают человека к его мечте. Другими словами, способность мечтать – это способность проектировать и воплощать свой уникальный жизненный путь.
Извлечение из статьи Мечта как предмет психологического исследования