Истинность и правильность мышления (Н.А. Гильмутдинова)
Добавлено: Ср 16 авг 2017, 20:48
Правильность мышления напрямую зависит от того, осуществляем ли мы логические операции над формами мысли в соответствии с нормами, обоснованными логикой. Такие правила имеют общий характер и не зависят от конкретного содержания мысли. Поэтому,
если нам известно, что определенная форма рассуждения является правильной, то путем замены одних его дескриптивных терминов другими мы можем убедиться также в правильности другого рассуждения, имеющего такую же логическую форму. Понятие истинности мышления отличается от понятия его правильности, ибо оно учитывает не форму, а содержание мысли. Еще Аристотель называл суждение истинным, если оно соответствует действительности, то есть соединяет в мысли то, что соединено в самой действительности.
Значение логической правильности мышления состоит в том, что она является необходимым условием получения истинных результатов в решении задач, возникающих в процессе познания. Понятие логической правильности мышления является многосторонним, имеет разные аспекты, и они найдут отражение в данном пособии. Сейчас же важно уяснить наиболее общие принципы правильного мышления. К их числу относят определенность, последовательность и доказательность.
Требование определенности мышления включает в себя определенность значений, употребляемых в рассуждениях терминов и связанных с ними понятий, уяснение смысла тех или иных утверждений, точность выдвигаемых положений, формулировок.
Последовательность мышления означает, что, утверждая нечто, человек не должен принимать одновременно и что-либо несовместимое с этими утверждениями, с другой стороны, он должен принимать следствия своих утверждений. Последовательность мышления проявляется и в умении построить цепочку рассуждений, где каждое последующее звено зависит от предыдущего.
Последовательность мышления включает в себя и его непротиворечивость. Отметим, что требование непротиворечивости является центральным в научном мышлении.
Доказательность как принцип правильного мышления состоит в стремлении доказывать или хотя бы в какой-то мере обосновывать выдвигаемые утверждения, не принимать их на веру и в то же время не делать голословных утверждений.
Итак, познающее мышление по своему содержанию должно быть истинным, а по форме мысли – правильным. Хотя понятия правильности и истинности мысли имеют неодинаковый смысл, их нельзя противопоставлять друг другу в абсолютном смысле. Ведь в реальном процессе познания, направленном на поиск и доказательство истины, одинаково важны как правильность рассуждений, так и фактическая истинность полученных результатов. Правильность рассуждения есть необходимое, но недостаточное условие для установления его истинности. Чтобы быть истинной, мысль должна соответствовать действительности, адекватно отражать ее. Таким образом, понятия правильности и
истинности не исключают, а предполагают и дополняют друг друга. Без логической правильности мышление не приводит к истине, но и одна логическая правильность истины не дает.
Покажем на примерах, как связаны истинность и правильность мышления:
1. Если в числе посылок умозаключения встречается ложная посылка, то при соблюдении правил логики мы в заключении можем получить и истину, и ложь. Чтобы это показать, возьмем такое умозаключение:
(1) Все металлы – твердые тела.
(2) Ртуть не является твердым телом.
(3) Ртуть не является металлом.
В этом умозаключении вывод получился ложным именно потому, что в качестве первой посылки взято ложное суждение.
2. Чтобы заключение было истинным, обе посылки должны быть истинными суждениями (имеется в виду, что правила логики соблюдены). При несоблюдении правил логики (если посылки при этом истинны), мы также можем получить как истинное, так и ложное заключение.
Например:
Все тигры – полосатые.
Это животное – полосатое.
Это животное – тигр.
В этом умозаключении обе посылки – истинные суждения, но полученное заключение может быть как истинным, так и ложным, потому что было нарушено одно из правил умозаключения.
3. Суждение «Все волки – хищные животные» истинно, а суждение «Все грибы ядовиты» ложно; при это оба суждения имеют правильную логическую форму («Все S суть Р»).
если нам известно, что определенная форма рассуждения является правильной, то путем замены одних его дескриптивных терминов другими мы можем убедиться также в правильности другого рассуждения, имеющего такую же логическую форму. Понятие истинности мышления отличается от понятия его правильности, ибо оно учитывает не форму, а содержание мысли. Еще Аристотель называл суждение истинным, если оно соответствует действительности, то есть соединяет в мысли то, что соединено в самой действительности.
Значение логической правильности мышления состоит в том, что она является необходимым условием получения истинных результатов в решении задач, возникающих в процессе познания. Понятие логической правильности мышления является многосторонним, имеет разные аспекты, и они найдут отражение в данном пособии. Сейчас же важно уяснить наиболее общие принципы правильного мышления. К их числу относят определенность, последовательность и доказательность.
Требование определенности мышления включает в себя определенность значений, употребляемых в рассуждениях терминов и связанных с ними понятий, уяснение смысла тех или иных утверждений, точность выдвигаемых положений, формулировок.
Последовательность мышления означает, что, утверждая нечто, человек не должен принимать одновременно и что-либо несовместимое с этими утверждениями, с другой стороны, он должен принимать следствия своих утверждений. Последовательность мышления проявляется и в умении построить цепочку рассуждений, где каждое последующее звено зависит от предыдущего.
Последовательность мышления включает в себя и его непротиворечивость. Отметим, что требование непротиворечивости является центральным в научном мышлении.
Доказательность как принцип правильного мышления состоит в стремлении доказывать или хотя бы в какой-то мере обосновывать выдвигаемые утверждения, не принимать их на веру и в то же время не делать голословных утверждений.
Итак, познающее мышление по своему содержанию должно быть истинным, а по форме мысли – правильным. Хотя понятия правильности и истинности мысли имеют неодинаковый смысл, их нельзя противопоставлять друг другу в абсолютном смысле. Ведь в реальном процессе познания, направленном на поиск и доказательство истины, одинаково важны как правильность рассуждений, так и фактическая истинность полученных результатов. Правильность рассуждения есть необходимое, но недостаточное условие для установления его истинности. Чтобы быть истинной, мысль должна соответствовать действительности, адекватно отражать ее. Таким образом, понятия правильности и
истинности не исключают, а предполагают и дополняют друг друга. Без логической правильности мышление не приводит к истине, но и одна логическая правильность истины не дает.
Покажем на примерах, как связаны истинность и правильность мышления:
1. Если в числе посылок умозаключения встречается ложная посылка, то при соблюдении правил логики мы в заключении можем получить и истину, и ложь. Чтобы это показать, возьмем такое умозаключение:
(1) Все металлы – твердые тела.
(2) Ртуть не является твердым телом.
(3) Ртуть не является металлом.
В этом умозаключении вывод получился ложным именно потому, что в качестве первой посылки взято ложное суждение.
2. Чтобы заключение было истинным, обе посылки должны быть истинными суждениями (имеется в виду, что правила логики соблюдены). При несоблюдении правил логики (если посылки при этом истинны), мы также можем получить как истинное, так и ложное заключение.
Например:
Все тигры – полосатые.
Это животное – полосатое.
Это животное – тигр.
В этом умозаключении обе посылки – истинные суждения, но полученное заключение может быть как истинным, так и ложным, потому что было нарушено одно из правил умозаключения.
3. Суждение «Все волки – хищные животные» истинно, а суждение «Все грибы ядовиты» ложно; при это оба суждения имеют правильную логическую форму («Все S суть Р»).