Атрибут (от лат. attributus - приданный, предназначенный) - это необходимое, неотъемлемое свойство объекта, то, без чего он не может быть тем, что он есть. Признаки и свойства, присущие предмету лишь в некоторых состояниях, называются модусами. Пространство, время и движения являются атрибутами бытия, а красный цвет, круглая форма, резкий запах - модусами.
Несмотря на то, что пространство, время и изменчивость присущи любому определенному бытию, их свойства различаются в зависимости от того, о каком объекте идет речь. Выявление специфики пространственно-временной определенности имеет большое значение при изучении конкретного вида бытия.
Время - это определенность бытия, характеризующая его с точки зрения длительности и последовательности смены состояний.
Время - это одна из самых больших загадок на свете. Пытаясь дать определение какому-либо предмету или явлению, мы в первую очередь ищем или нечто подобное им, или более широкий класс предметов явлений, в который они входят как вид. В случае с определением времени этот привычный ход мысли наталкивается на следующую трудность: кажется невозможным подобрать из известного нам круга объектов что-то, похожее на время или содержащее время в качестве видовой модификации. Оно кажется самодостаточным и не имеющим аналогов в мире. Поэтому в современном естествознании время рассматривается как исходное и неопределенное понятие. В любой науке есть подобные предпосылки, на которых выстраивается каркас теоретического знания: в космологии - "Большой взрыв", в геометрии - точка; в механике - материальная точка, взаимодействие; в теории множеств - элемент, и т.д.
В отношении времени парадоксальность ситуации заключается в том, что большинству людей кажется, будто они знают, что это такое. Средневековый христианский философ Августин Аврелий, посвятивший изучению природы и строения времени значительную часть своего творчества, писал в главе 11 "Исповеди": "Если меня никто об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я хотел объяснить спрашивающему, - нет, не знаю". Первый президент Международного общества по изучению времени, английский профессор Джеральд Уитроу часто рассказывал историю, случившуюся с российским поэтом Самуилом Маршаком, в 1914 году посетившем Лондон. Маршак был не очень силен в английском, и как-то, захотев узнать точное время, обратился на улице к случайному прохожему с вопросом: "Please, what is time?" На что прохожий с удивлением ответил: "О, это большая проблема, но почему Вы об этом меня спрашиваете?"
Вот лишь некоторые из представлений о времени, выработанные различными культурами в течение тысячелетий человеческой истории:
- Время - это мера изменчивости систем;
- Время - это своеобразные часы, служащие для синхронизации событий;
- Время - это субъективные ощущения длительности процессов;
- Время - это мера строго повторяемых процессов, которые протекают в статичных системах;
- Время - это объективная реальность, являющаяся формой бытия материи;
- Время - это удобный способ описания движения тел и происходящих в мире процессов.
Не отрицая возможности и полезности приведенного выше понимания, следует признать, что сущность времени имеет более глубокие измерения и недоступна повседневному познанию, которое базируется на здравом смысле. Философские и научные исследования времени установили, что оно в первую очередь характеризует изменения, происходящие с тем или иным объектом. Время - это то, что связывает начало жизни объекта и его конец, исчезновение. Следовательно, оно интегрировано, "вживлено" в объект, входит в его субстанциальные параметры. Невозможно говорить о времени, игнорируя специфику того объекта, для характеристики которого используется временной параметр. И вместе с тем, вездесущесть времени побуждала и побуждает многих ученых, философов и художников утверждать о том, что существует универсальное для всех объектов время, что само бытие есть ничто иное, как время. В середине ХХ столетия оформилось специальное междисциплинарное направление исследований времени, - темпорология, - объединившее философов, богословов, ученых, художников, интересующихся природой времени, его структурой и формами проявления. Преемник Дж.Уитроу на посту президента Международного общества по изучению времени Дж.Т.Фрэзер ставил в качестве основной цели этой организации создание универсальной теории времени. Под его редакцией был издан фундаментальный труд "Голоса времени", содержащий теоретические и эмпирические материалы междисциплинарных исследований времени, а также 6-томная серия "Изучение времени". Однако, несмотря на все усилия по реализации заявленной цели, Фрэзер был вынужден констатировать:
Источник: https://www.filosofio.ru/"Не существует всеми признанной универсальной конструкции времени, которая смогла бы объединить множество точек зрения на природу времени. Видимо, невозможно рассматривать физические, биологические, психологические, исторические, литературные и философские концепции времени с единой точки зрения".