Луна (Г. Бенденко)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Луна (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Луна - одна из трех символических карт, обозначающих астральные объекты (остальные две - Звезда и Солнце). В самых старых колодах (различных версиях колоды Висконти-Сфорцы) Луна мало чем отличалась от Звезды и изображала девушку, держащую в руках символ светила. Впоследствии, в Марсельской традиции, появляется изображение двух башен с астрологами или астрономами, которые устремили свой взор в небо. К этой системе относится и изображение двух собак, животных Дианы-охотницы, римской богини Луны.

Изображение

Классическая иконография
Две башни по бокам реки или дороги, возле которых сидят две собаки (или собака и волк) и воют на взошедшую на небе огромную Луну с человеческим лицом. С неба падают некие капли. Из пруда выползает рак или краб.

Лунное женское начало
Луна - один из вечных символов - спутников человечества. Ее влияние соотносили с женским принципом, от него зависели приливы и отливы моря, женские циклы (в среднем раз в лунный месяц) и беременность (10 лунных месяцев), земледельческие циклы роста растений. Лунная трансформация от серпа до цельного круга и обратно была символом циклического изменения жизни: рождения, роста, расцвета, угасания, смерти.

Свет Луны темной ночью ассоциировался с ясностью, прозрением, интуицией (вспомним тут и Жрицу Таро). Ее холодность и недоступность отражались в представлениях о девственных богинях, греческой Артемиде и римской Диане-охотнице. Вместе с тем Луна была владычицей ночной жизни, с ее призраками, иллюзиями и видениями. Потому греческая Геката, тройственная богиня перекрестков и ночных дорог, мать привидений и ужасных чудовищ, являла собой темный лик Луны. Такая богиня вызывала и насылала безумие, и представление об этой опасной стороне ночного светила бытует в символическом языке и культурной мифологии и до сих пор: ходящие во сне называются "лунатиками", оборотни обретают свой звериный облик под влиянием полной луны и пр.

Это таинственный и темный мир Великой Матери, дающей рождение и принимающей в свое лоно обратно после смерти. Лунная и призрачная ее природа так непохожа на мир "дневной" Императрицы (III аркан).

По большей части XVIII аркан подается как опасный опыт, некое испытание заколдованной темнотой. Довольно пугающая карта "Луна" в колоде "Таро Нового видения": здесь солдат (наемник?) с ножом выходит из воды и идет к берегу, по направлению к зрителю. В Таро "78 дверей", напротив, подчеркивается изменчивая природа Луны и ее связь с плодородием: изображена беременная женщина, полная луна и сидящий на стене хамелеон.

Блуждание в лабиринтах бессознательного
Погружение в лабиринты души происходит по различным причинам. Это может быть переживание своего одиночества" социального или экзистенциального, травматических и горестных событий; привычный интровертный уход во внутреннюю реальность, необходимый для поддержания индивидуального уровня понимания себя и мира, глубокая интроспекция и рефлексия. Также встречается творческий способ обращения с символическими пластами бессознательного, через мистические, магические или художественные опыты в искусствах, интуитивное чувствование, поиск неведомого и предчувствие еще не рожденного творения.

В Таро Хайндля на карте "Луна" изображен единорог, волшебный зверь, символизирующий чистоту и праведность; он - тот, кто способен вывести из тьмы и дать свет - не истины, но интуитивного ее различения. Там же в глаза единорогу смотрит рак, выглядывая из своей воды, он как будто тянется ввысь. На Руси единорога звали Индрик-зверь, и, по поверьям, он не выходил из земли, а вскапывал ее изнутри своим рогом, когда же выходил на поверхность, то превращался в камень. Это может намекать на его образ детища Земли и земного аспекта Великой Матери.

В противоположность ясному пониманию аркан "Луна" часто несет именно спутанность, темноту непонимания и потери смысла, блуждание в потемках и закоулках сложных или, наоборот, слишком простых представлений о себе, о других, о мире. Очень странная и меланхоличная эта карта в колоде "Таро Вороньей магии", которая вся как бы находится под знаком этого аркана (этот "перекос" или "особое видение" - не редкость среди самостоятельных художниц Таро; само постижение и воспроизведение системы "из себя" несет сильный отпечаток принципа Луны). Здесь черные вороны несутся в небо на фоне пронзительно-синей, нездешней, отчаянно-депрессивной луны, в то время как в основании карты запечатлены серебряные символы основных монотеистических религий человечества. Ее значение в этой колоде - лунатизм, безумие, заблуждение.

Одиночество и депрессия, заключенность во внутреннем мире
Депрессия - это всегда подавление, метафора спуска души вниз, когда снижается энергия, теряется целеустремленность, наступает разочарование в идеях и принципах. Это состояние часто настигает в среднем возрасте,.когда "оказывается, что в это время ложное Я, рефлекторно сформировавшееся как ответная реакциячеловека на все злоключения, происходившие с ним в детстве, вступает в конфронтацию с истинным Я, стремящимся найти свое внешнее выражение, и эта конфронтация оказывается необходимой и неизбежной" (Холлис, 2006, с. 89). Оказавшись в депрессии, человек обычно ощущает энергетический спад, теряет представление о дальнейшем пути своего развития и даже саму надежду на возможность перемен. Это состояние близко к восприятию неизбывного внутреннего одиночества и вместе с тем упадка и трагизма ситуации. В стихотворении Ф. Сологуба из сборника "Пламенный круг" (1908) непреходящая тоска и тревога выражены очень узнаваемо, ясно и пронзительно:

Высока луна Господня.
Тяжко мне.
Истомилась я сегодня
В тишине.

Ни одна вокруг не лает
Из подруг.
Скучно, страшно замирает
Все вокруг.

В ясных улицах так пусто,
Так мертво.
Не слыхать шагов, ни хруста,
Ничего.

Землю нюхая в тревоге,
Жду я бед.
Слабо пахнет по дороге
Чей-то след.

Никого нигде не будит
Быстрый шаг.
Жданный путник, кто ж он будет, -
Друг иль враг?

Под холодною луною
Я одна.
Нет, невмочь, мне, - я завою
У окна.

Высока луна Господня,
Высока.
Грусть томит меня сегодня
И тоска.

Просыпайтесь, нарушайте
Тишину.
Сестры, сестры! войте, лайте
На луну!

Экзистенциальные и аналитические психологи поясняют, что депрессия (если она вызвана эмоциональной и актуальной причиной, а не является биологической предрасположенностью) всегда имеет особый смысл, является важным сигналом для человека, что "что-то не так", что "необходима пауза для размышлений" и т. д. Это может быть переживание потери, если из нашей жизни уходит нечто ценное. А по-настоящему проститься с этим можно, лишь осознав все то, хорошее и плохое, что мы воспринимали сквозь само существование того, что было, все то, что мы получили и чего лишились, и жить с этим как со зрелым опытом (а не грузом потребности) дальше. В глубине страдания человек может обнаружить для себя некую задачу. Осознание и решение ее способны привести к восстановлению целостности личности и обретению нового смысла. Юнгианская аналитическая психология утверждает, что целью жизни для человека является не счастье, а смысл, и современная практика работы с Таро согласуется с этой идеей. Вот как пишет об этом известный аналитик Джеймс Холлис: "Идеи, устремления и практика юнгианской психологии исходят из того, что не существует залитых солнцем лугов и уютных уголков для безмятежного сна: есть душевные омуты, где большую часть жизни и пребывает наша природная сущность и где зарождаются многие значимые события нашей жизни. Именно в этих омутах формируется и крепнет наша душа, именно в них мы сталкиваемся не только с тяготами жизни, но и с ее достоинством и ее глубочайшим смыслом" (Холлис, 2006, с. 11). Стоит также обратить внимание на слова Дж. Холлиса о том, что "депрессия становится Тенью культуры, целью которой является инфантильная фантазия об абсолютном счастье" (Холлис, 2006, с. 86).

Переходом от испытаний XVIII аркана к XIX ("Солнце") может стать уход из иллюзорного мира, чувство потери, скорбь о том, что осталось в этом Подземном мире, и, наконец, ощущение своего "я", самого себя, готового выйти наружу, во внешнюю среду и жить в реальном мире дальше.

Женский аспект мужского бессознательного
Тут стоит коснуться еще одной темы: лунной природы женского аспекта мужской души - наименее постигаемой, сложно уловимой и неизменно присутствующей природы мужского естества. Это и рай Великих Матерей, призрак Всевластной фигуры и встреча с Невестой-Анимой. Кроме обычного присутствия Анимы в жизни мужчины, о котором написано достаточно, здесь, в немного зловещем сиянии XVIII аркана, мы видим тот ее лик, что проступает на ткани бессознательного, когда женщина в жизни мужчины отсутствует или совершенно неприступна. Об этом упоминал еще К.-Г. Юнг в Misterium Conjunctions: "Бессознательное порождает в мужчине определенную женственность, которая проявляется в различных формах и дает толчок к возникновению многочисленных конфликтов. Чем более однобокой является его осознанная, мужская, духовная установка, тем неполноценнее, банальнее и примитивнее будет компенсирующий женский аспект бессознательного. Мужчина, скорее всего, вообще не будет осознавать темные проявления своей натуры, потому что они будут покрыты таким толстым слоем сладчайшей сентиментальности, что он не только сам поверит в обман, но и навяжет это свое мнение другим людям... этот аспект искажается всеми способами, которые женоненавистничество может только придумать для того, чтобы защитить мужское сознание от влияния женпдины, в результате чего мужчина становится жертвой непредсказуемых смен настроения и приступов тупой ярости" (Юнг К.-Г. Misterium Conjunctions. P. 221). Лишившись благотворного, ясного мистического влияния Жрицы - часто в силу отрицания возвышенности женственности, - мужчина способен заболеть безумием Луны, со всей ее переменчивостью, мороками, глубиной и бездной. При отсутствии зрелых взаимоотношений с различными аспектами женственности в реальной жизни лунные свойства мужчины также прорываются наружу, уподобляясь природе ночного светила. Такие возвышенные представления находят себе подтверждение, например, в тюремной практике ограничений социального, а следовательно, и значимого личного общения. Отсюда эмоциональная экзальтация и интимность "писем с зоны", отсюда же нарочитая женственность и подчиненность тех, кто был сломлен силой чуждой Тени, или же бесприютные блуждания героев шансона, подобные вечному ночному ходу Луны.

Пророческое (трансовое) состояние
Лунной богиней была и Геката, владычица ночных дорог и перекрестков. И действительно, есть методики, опыты и практика путешествий по лабиринтам бессознательного при сохранении осознанности и без потери себя на этом пути. Это обычно мистические и духовные практики различных религий и течений, магические опыты, индивидуальный и неповторимый личный опыт погружения в Бездну и выхода из нее, а потом часто - повторение этого спуска, но уже в творческих поисках. Подобные возможности нам также иллюстрируют некоторые колоды Таро, например "Таро Археона". Здесь обнаженная женщина является смысловым соединением всех положений и фаз Луны, а окружают ее вещие вороны. Это своеобразное доверие опасной, но способной помочь своими неиссякаемыми ресурсами темноте бессознательного.
ivmo
Сообщения: 122
Зарегистрирован: Пн 25 июл 2022, 14:33

Re: Луна (Г. Бенденко)

Сообщение ivmo »

XVIII Луна

Свободный поток мыслей и ассоциаций (сначала — по тексту, затем поток сознания):

- Цикличность
- Богини-девственницы / эмансипированные богини с матриархальных времен
- Холодность
- Ужасы ночи, дороги и перекрестки через Гекату
- Отражения, мир зазеркалья
- Башни, но не разрушаемые, башни как символ движения к небу, возможно строения несут в себе какой-то смысл времени
- Луна притягивает к себе человека
- Бессознательное, прикосновение к источнику оккультной энергии
- Энергия заимствованна у солнца, но от отражения и преломления она трансформируется
- Алхимический процесс, золото в серебро (серебро в золото — это мирское, обратное — оккультное)
- Вообще нет ощущения депрессии.
- В жарких местностях типа Аравии Луна — спутник прохладной ночи, облегчения от палящего зноя (автор сих строк знает это не понаслышке). Для пребывающих в палящем солнце Луна больший друг, знак облегчения
- Женское в мужском, прикосновение к женственности
- Животных не разгадал
- В лике луны множество образов, и ее лик — отражение, вглядываться в него — катоптромантия, а ты — спекулярий
- Образ вражды, скрытых сил — не считывается, вероятнее всего распространяется на тех, кто из диурна не вылезает
- Колода Р.-У.: в лике луны одновременно существуют все фазы. Целостность цикличности.
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Re: Луна (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Тебе вообще образ Гекаты как-то откликается? Для меня сложная богиня. Что-то архетипичное.
ivmo
Сообщения: 122
Зарегистрирован: Пн 25 июл 2022, 14:33

Re: Луна (Г. Бенденко)

Сообщение ivmo »

Опасно выбирать между богинями — можно закончить как Парис.

Ну а так да, в её образе что-то ну очень древнее сквозит, это правда. Причем кстати, практически лишенное полового / гендерного аспекта (который супер-явен у Иштар, например, или, пусть и в меньшей степени, у Деметры или Гестии)
Ответить

Вернуться в «Старшие Арканы»