Звезда (Г. Бенденко)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Звезда (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Карта "Звезда" связана изначально со Звездой Волхвов, которая возвестила рождение младенца Иисуса и была путеводным знаком для царей-волшебников. В некоторых старых колодах на ней изображались сами волхвы. Встречается также иконография, похожая на XVIII аркан, "Луну" - с двумя астрологами, из которых один смотрит на небо, а другой - на землю (очень интересная тема).

Изображение

Классическая иконография
Обнаженная женщина стоит на одном колене, держа в руках два сосуда, из которых выливается вода: из одного - в воду, из другого - на сушу. Позади нее два дерева, на одном из них сидит птичка. Вверху - большая звезда ("утренняя звезда" Христа) и семь маленьких звезд-планет. Это хрестоматийный образ зодиакального знака Водолея, который вошел в систему Марсельского Таро еще до атрибуции карт Старших арканов знакам зодиака, сделанной орденом Золотой Зари.

Путеводная Звезда и Звезда Судьбы
Карта "Звезда" в системе Таро практически не вызывает конфликтов, споров и даже особых сомнений. Она интуитивно понятна через образ звезды, универсальный для всех культур. В шумеро-аккадской мифологии каждому богу соответствовала своя звезда или планета (светило). Особое значение имела Венера, олицетворением которой в шумерской и семитской мифологиях считалась богиня Инанна, Иштар, Астарта, покровительница любви и войны. Звезда Венеры у греков была пятиконечной (путь планеты Венера на небе также повторяет рисунок пентаграммы), а звезда Иштар у шумеров - то шести-, то семи-, а то и восьмиконечной. В целом связь между символом звезды и различными божествами в мифах была достаточно распространенной, вплоть до обожествления смертных, в качестве звезд взятых на небо (плеяды - дочери Атланта в греческой мифологии и т. д.). Таким образом, звезда могла быть как ориентиром в жизни (как и бог или богиня), так и самим знаком человеческой судьбы - отсюда и легенда о звезде, явившейся знаком рождения мессии для царей-волхвов в христианской легенде. Символические аспекты образа также связаны не только с идеей множественности (звезды в небе - символ необъятного множества), но и с групповой организацией, неким порядком, так как звезды имеют свое место в созвездиях. Потому в ряде мифов герои одной истории становятся звездами одного созвездия. Так и судьба человека бывает тесно, причудливо и необъяснимо связана с судьбами других людей.

У славян считалось, что с рождением человека появляется на небе его двойник - загорается его звезда, а со смертью человека она падает и исчезает. В то же время существовало и обратное представление, что умершие могут после смерти превращаться в звезды. Млечный Путь нередко мифологически воспринимается как путь людских душ, летящих в виде птиц в ирий (рай).

В переживании аркана "Звезда", на тонкой грани рубежа прошлого и будущего, есть переживание "вечного мгновения". Смысл и уникальность жизни, индивидуальности, заключенной в пронзительности актуального переживания вечности. Это прикосновение к бессмертию.
...Больше не будет больно и плохо,
Сегодня не кончится никогда.
Между выдохом каждым и вдохом
С неба летит звезда.

Гаснет звон последнего слога,
И шкатулка вопросов пуста.
Больше не будет больно и плохо,
Сегодня не кончится никогда.

Давай не будем
Завершать картину нашу,
Бросим так, оставив смутные мазки.
И каждый будет сам искать
На ней надежду
Или мрак, сады или пески.
(Группа "Флер", из песни "Сегодня")
XVII аркан - это не земные жизненные перипетии, какой она предстает в X аркане ("Колесо Фортуны"), это светящаяся точка на небе, неповторимость человеческого существования в огромном множестве людских судеб, прошлых и будущих, тех, что уже погасли и чей свет все еще светит нам. Это ощущение и предчувствие, надежда и предвосхищение своей связи с чем-то неизмеримо большим, чем просто человек, просто жизнь, большим, чем судьба и даже чем смерть.

Это может быть и вера в свое предназначение, и только смутное ощущение осмысленности, и личные устремления, усилия, направленные на трансформацию души.

Вода Мертвая и Живая: воспоминания и надежды
Изливающаяся из сосудов девы вода обычно толкуется как Вода Жизни. Однако сама дуальность, двойственность сосудов (два сосуда, и вода изливается в две разных среды - на землю и в воду) уже намекает на неоднозначность качеств "воды" в разных сосудах.- И теперь мы можем дать ей более определенное толкование. Если вспомнить русские народные сказки, то там тоже была вода живая и мертвая. Мертвая вода соединяла человека в одно целое, если он был смертельно ранен или разрублен на кусочки (что не редкость в волшебных сказках), она восстанавливала его целостность. Мы могли бы сравнить это с психологической травмой души человека, когда переживания раны, кровотечения, истощения сил, ужасной боли в психической реальности очень ярки и непосредственны. Тогда действительно нам способна помочь "мертвая вода" - нечто воссоединяющее нас как личность: обычно это значимый прошлый опыт, память и, кроме того, ощущение себя как индивидуальности, восстановление континуальности (продолжительности) восприятия "я". Живая вода способна оживить вновь. Она не просто исцеляет прошлые раны, но дает стимул и жизнь в будущем. Можно истолковать ее как субстанцию самой надежды, веры в лучшее и новое.

...Тебе больно идти,
Тебе трудно дышать,
У тебя вместо сердца
Открытая рана.
Но ты все-таки делаешь
Еще один шаг
Сквозь полынь и терновник
К небесам долгожданным.
И однажды проснутся все ангелы
И откроются двери
Для того, кто умел верить.
И ненастным январским утром
В горах расцветет миндаль
Для того, кто умел ждать.
(Группа "Флер", из песни "Для того, кто умел верить")

Два сосуда на карте "Звезда" никак не ассоциируются с живой и мертвой водой в англоязычном сообществе в силу отсутствия самого образа, однако в русской культуре подобная связь достаточно очевидна, близка и ощутима. Так происходит преломление и насыщение классического образа новым, дополнительным смыслом.

Идеализм и стремление к высокому
Нагота девы на карте "Звезда" в колоде Уэйта - это символ чистоты, добродетели и истины. Птица на дереве - душа, также символ Воздуха, стихии знака Водолея. Здесь мы видим звезду как символ вечности, света, высоких устремлений, идеалов. Это образ, привлекавший мистиков, духовидцев и поэтов на протяжении многих веков. Звезда - символ иного и истинного смысла жизни, возвышение над земной материей и приближенность к божественному духу.

Вспомним "Синюю звезду":
Я вырван был из жизни тесной,
Из жизни скудной и простой
Твоей мучительной, чудесной,
Неотвратимой красотой.

И умер я... и видел пламя,
Не виданное никогда:
Пред ослепленными глазами
Светилась синяя звезда...
Июль 1917 г. Николай Гумилев

Иногда полагают, что синяя звезда Н. Гумилева - это "пламенеющая звезда" масонов, которая знаменует человеческий гений, "луч божественного света", дух, наполняющий всю природу, жизненную силу, ум, направляющий искания на верный путь к Истине и "Зиждителю мира". В этом смысле символ Звезды (как и XVII аркана) - это метафора мистического посвящения, которая будет прослеживаться в различных легендах и у самых разных современных мистиков.

В ряде случаев роль этого принципа в жизни человека "обычного" и мистика, члена мистической школы или течения или же человека мистически-религиозного, может оказаться различной. В большинстве случаев Звезда - это надежда и вера, но не уверенность в цели или обещание. Однако для мистиков Звезда - часто концентрированный избранный путь души, некий уже познаваемый смысл и даже цель. Так, в учении А. Кроули, создателя "Таро Тота", этому принципу посвящен текст из его "Книги Закона": "Я дарую немыслимые радости на земле: уверенность - а не веру - при жизни в том, что будет по смерти; покой несказанный, отдохновение и блаженство; и я не требую взамен никаких жертв. Но нет ничего прекраснее, чем любить меня" (перевод А. Блейз). Кроме того, именно в телемитской (кроулианской) традиции был утвержден постулат "Каждый мужчина и каждая женщина - звезда".

Звезда в нашей жизни
Переживая период аркана "Звезда", мы можем находиться в состоянии смятения и поиска, равнодушия к бренности и обыденности мира, к тому, что было раньше милым и приятным, а теперь приносит лишь слабую привычную радость. Это сопровождается мечтаниями и фантазиями, иллюзорными, но часто целительными. Нередко это этап выздоровления после душевных травм и ранений. Поиск новых ориентиров и целей, принципов и смысла своих действий, своего предназначения в этой жизни.
Ответить

Вернуться в «Старшие Арканы»