Башня (Г. Бенденко)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Башня (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Карта "Башня" в старинной традиции именовалась "La Maison de Dieu" ("Богадельня", буквально - "Дом Бога") или "La Maison de Feu" ("Дом Огня") (1) и часто ассоциировалась с библейской Вавилонской башней, строители которой хотели добраться до небес и были за то наказаны различием языков и наречий.

Изображение

Классическая иконография
Традиционно на этом аркане изображается башня, в которую попадает молния, и та начинает разрушаться. В некоторых исторических колодах карта даже называлась "Молния". Впоследствии появляются две фигуры (обычно мужские), падающие с башни.

Внезапная катастрофа
Традиционно эта карта обозначает внезапную катастрофу, социальное паление, разрушение выстроенной системы социальных взаимоотношений. Это именно неожиданные события, "бедствия и разрушения" как во внешней, так и во внутренней жизни. В известном смысле эта карта довольно прямолинейна.

Образ башни обычно связывается с "рукотворными" - человеческими построениями, которые внезапно оказываются разрушенными, в силу присутствия изначального изъяна или по необъяснимой "божественной воле". Я бы особенно обратила внимание на этот момент: никогда нельзя сказать, что был непременный изъян в системе, построенной человеком лично (хотя в случае "Башни" он часто присутствует в более общей системе, к которой принадлежит человек), иногда к этому лучше относиться как к "тому, что случилось" или "иногда случается". На первом этапе переживания катастрофы нет смысла предаваться самообвинениям - время для разумного осознания причин и последствий придет потом.

В колоде "Таро Нового видения" на заднем плане привычной картинки появляется Древо Познания Добра и Зла, с яблоками и змеем-искусителем. Это, с одной стороны, символизирует причину текущего события, соблазн и грехопадение в прошлом, с другой - то, что без такого мятежного шага не было бы и разумного, осознанного человечества. Вслед за символическим смыслом буквальный будет звучать так: "Чтобы наступила зрелость, детство человека и человечества должно пройти". Отсюда все истории о конце Золотого века: теперь об этом прекрасном времени можно только мечтать, ибо оно безвозвратно, как беспечность детства.

Нельзя, однако, не признать, что XVI аркан Таро несет в себе символ освобождения от всего лишнего или сковывающего, от груза с потенциальным изъяном. И это один из способов иметь дело с данной картой: признать хотя бы гипотетически, что в рассматриваемой ситуации "было или могло быть что-то не то". Рэйчел Поллак связывает Башню (XVI) с Колесницей (VII) как 16=1+6=7. И действительно, в этом аркане часто присутствует мощь и неотвратимость Колесницы, и это колесница и перун карающего бога, божественной силы, уравновешивающей силы бытия.

В "Сказочном Таро" Алекса Уколова и Карен Махони Башня очень трагична именно своим предчувствием неминуемой катастрофы. Карта связана с легендой о Дейрдре, которой еще при рождении было предсказано, что она принесет гибель многим мужчинам и себе самой. Когда она выросла, то полюбила мужчину, но ее приемный отец Конхобар сам хотел получить ее в жены, и из-за этого случилась большая резня, в которой убили возлюбленного Дейрдре, а ее саму взял в жены Конхобар, потом из мести решил отдать другому мужчине, но она покончила с собой, чтобы избежать такого унижения. Это один из самых тяжелых вариантов XVI аркана, которые мне встречались: из него практически нет выхода, есть лишь надежда, что гроза обойдет стороной.

В "Алхимическом Таро" Башня изображена как неудача в Алхимическом Делании: в результате удара молнии треснул сосуд, драгоценные капли эликсира выливаются на землю, их ловит женщина с зажатым между ног подолом платья. Это намекает на искажение мистического процесса, неправильное использование в нем женской энергии.

Освобождение от иллюзии
Есть и другие осмысления этого образа. Так, Салли Николе называет этот аркан "The stroke of liberation" (что-то вроде "Освобождающий удар"). На карте XVI аркана Марсельской колоды она видит уединенную маленькую башенку, которая держала двоих людей в заточении, в уединении и отъединении от мира, в то время как божественная небесная сила наконец разрушила тюрьму и освободила затворников. Иногда эту карту связывают с духовным преображением (молния) материалистической концепции (башня из камня). Я бы, в свою очередь, не разделяла столь буквально материю и дух. Внезапное "не люблю" будет Башней для влюбленной девушки, которая уже много мечтала о развитии отношений, представляла, что будет дальше, и старалась изо всех сил понравиться партнеру, но никто не упрекнет ее в излишней материалистичности, как и бескультурного(2) молодого человека - в духовном миссионерстве. Меж тем даже такая Башня способна избавить человека от иллюзий.

Можно обратить внимание на само место Башни после Дьявола в последовательности Старших арканов, и тогда крах окажется неминуемым результатом дьявольского искушения. Дьявол мог соблазнить инструментализмом отношений, материальной корыстью или же иллюзорной надеждой и "стопроцентной гарантией", которая оказалась блефом. В результате героя поджидает катастрофа, падение, разрушение.

В "Средневековом Таро Скапини" эта карта отображает именно крах инфантильных представлений о мире: башню подтопляет море или она погружается в зыбучие пески, сверху с ней расправляется гневное черное Солнце, из нее со всех сторон вываливаются детские игрушки и даже "сказочный принц". Это веселая и ужасная карта. В противоположность ей в "Таро Лунатиков" мрачный, подавляющий готический собор, в который попадает молния, выглядит совершенно целым и невредимым. Эта карта - скорее образ пре-Башни Таро, того замкнутого сценария или системы, которая для человека незыблема, страшна и опасна.

Неминуемый конец старого
А. Кроули в "Книге Тота" напоминает, что, поскольку карта соответствует еврейской букве пе, означающей "рот", и планете Марс, то в самом простом истолковании она "символизирует проявление космической энергии в наиболее грубой ее форме", в частности разрушение сущего огнем, но, кроме того, в его системе эта карта - предтеча Ату XX - "Эон", полного и неотвратимого изменения мира, родственного взгляду Шивы, который способен уничтожить Вселенную (с некоторых точек зрения, она тоже есть не что иное, как иллюзия).

Хайо Банцхаф в книге "Таро и путешествие Героя" связывает значение карты "Башня" преимущественно с освобождением от оков и привычек, уютного и удобного способа жить в мире. На это ему можно возразить, что Старшие арканы - это включение архетипа, Большого Сюжета, неподвластного инструментальному человеческому отношению. Это то, что с нами случается, а не то, что мы можем сделать. И хотя в результате прохождение через опыт аркана "Башня" и способно дать человеку освобождение от оков и прежних привычек или представлений о мире, но оно будет уже следующим этапом. А сама карта представляет собой именно момент переживания краха, конца - пока еще не всего мира (это произойдет в XX аркане), а только индивидуальной его части, своего собственного мирка.

Отличие от карты "Смерть" здесь заключается в том, что Башня в достаточной степени касается не личности и не человеческой души или даже плоти, а скорее "одежд и жилища", если мне будет позволена тут эта метафора. В большинстве случаев "катастрофа" происходит в "сделанном мире" человека, придуманном или сконструированном в социальной реальности. Это может быть и культурная революция, и социальные потрясения, и локальное бедствие. То, что необходимо пройти, выжить и не оказаться разрушенным. В отличие от карты "Суд" или "Эон" речь идет о крушении личной или общественной системы, а не о "ветре перемен", не о смене цикла.

Довольно странная и жутковатая после 11 сентября карта колоды Хайндля: здесь изображена высокая, без конца и края башня из стекла и бетона и огненный разлом в ее недрах, сопровождающийся рассыпанием на осколки. Совершенно очевидно, что это символ западной цивилизации и его разрушения.

Вызов карты - необходимость пережить и выжить
Эта карта с достаточной очевидностью требует ответа на вопрос "Что же делать?". В отличие от большинства других карт Старших арканов она и ввергает человека в архетипический катаклизм, и дает ему возможность остаться после всего этого достаточно целым. Возможно, это связано с ожидаемой в одной из последних карт этой части внутренней развитостью личности. Башня - не только про процесс переживания краха, она и про способность его пережить, пройти, интегрировать как опыт. У взрослого человека выделяют обычно четыре фазы переживания сильной потери: оцепенение; острая тоска и поиски утраченного, которые могут продолжаться месяцы и даже годы; дезорганизация и отчаяние; реорганизация. В случае потери близкого человека иногда говорят о пяти стадиях: шок; отрицание произошедшего; агрессия по отношению к другим, себе, самому ушедшему; горевание; примирение с судьбой. Несмотря на то что эти циклы могут много раз повторяться, они должны привести к примирению с судьбой и реорганизации личного жизненного пространства.

Фазу изоляции и переживания трагического опыта в этом аркане показывает "Таро Археона": обнаженная девушка, согнувшаяся почти в эмбриональной позе, сидит на фоне инфернально алого неба и дыма пожарищ, посреди обломков какого-то храма или иного социального строения. Одна из самых оптимистичных встречавшихся мне Башен - это XVI аркан "Богемские Барочные Коты". Кошки будто сами прыгают из разрушающейся башни. Сразу вспоминается, что они при падении способны сразу приземлиться на все четыре лапы. Карта, с одной стороны, говорит об испытаниях, с другой - о вере в себя и свои силы, о способности пережить социальные потрясения и остаться самим собой, тем, кто вновь пойдет гулять сам по себе.

Достаточно прямолинейным оказывается XVI аркан "Таро Элементов", здесь его второе название - "Выживание" ("Survival", на английском слово звучит гораздо энергичнее и бодрее), а девиз: "Услышь меня, выучи мое слово, ты меня знаешь: я - союз и я же - разъединение". Интересно здесь упоминание о том, что это уже знакомый акт разрушения и воссоединения. Современные психологи считают, что способность горевать появляется в младенческом возрасте и общий цикл реакции на временную потерю материнского объекта "отчаяние-протест-отчуждение-воссоединение" закрепляется как способ совладать с неприятным переживанием. "Идея включенности переживания утрат в процесс развития проистекает из видения жизни как непрекращающейся последовательности "психосоциальных переходов", с необходимостью, предполагающей отделение от первичных объектов по мере того, как индивид формирует привязанности к новым. Таким образом, способность горевать становится краеугольным камнем успешного развития им дифференциации" (3).

1 Некоторые авторы полагают, что "Дом Бога" - это неверное прочтение словосочетания "Дом Огня" на французском: карты, часто использовались, части рисунка стирались, и прочесть надписи иногда бывало уже трудно.

2 Такая буквальность, на мой взгляд, совершенно невежлива в романтическом контексте.

3 Шарфф Д.Э. Сексуальные отношения: секс и семья с точки зрений развития объектных отношений. М.: Когитс-Центр, 2008. С. 52.
Ответить

Вернуться в «Старшие Арканы»