Отшельник (Г. Бенденко)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Отшельник (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Карта "Отшельник" первоначально изображала пожилого человека в добротной одежде, с песочными часами в руке. Предположительно, это была аллегория времени или старости. Впоследствии часы в руке превратились в фонарь, а солидный мужчина - в отшельника, монаха в рясе или плаще с капюшоном(1).

Изображение

Классическая иконография
Фигура в плаще с капюшоном опирается одной рукой на посох и держит в другой руке фонарь.

Одиночество (время старости)
Отшельник, несмотря на все эзотерические представления о благостной природе самопогруженности, сохраняет значение уединения, отрешенности и одиночества. Как и Жрица в Таро, это, в социальном аспекте, прежде всего уход от мира, от людей, эмоционально значимых контактов и привязанностей.

Соотносится ли это с изначальной связью этой карты со "Временем" или нет, но, как правило, "Отшельник" знаменует достаточно длительный и явный период ухода от мира. Он не из тех карт, которым достаточно выразиться однократно, - нет, он будет длиться и длиться. К такому пролонгированному действию склонны также "Повешенный" и, иногда, "Луна". Вообще говоря, так происходит с любым арканом, который кажется "перевернутым" или искаженным. Но у "Отшельника" и "Повешенного" (а отчасти и у "Луны") эта длительность действия обусловлена задачей: Отшельник уходит из мира, чтобы найти нечто важное для себя; Повешенный висит до тех пор, пока не поймет, кто он и "где его голова, а где ноги", а Луна не отпускает просто так....

Зачастую "Отшельник" знаменует собою период, когда либо внутренняя, либо внешняя сила (а действие Старших арканов "размывает" границу между внутренним и внешним, и в этом одна из причин яркости их влияния: принцип кажется всеохватным) побуждает оставаться или чувствовать себя отрезанным от всего окружающего мира. Появление этой карты в вопросе о взаимоотношениях говорит обычно об "одиночестве вдвоем": "Мы вместе, но я все равно чувствую себя одиноким". Это не всегда результат "неправильных" отношений; иногда это признак томления духа по чему-то недостающему в жизни, по иной стороне бытия.

Одна из теневых сторон Отшельника, причастных этому его аспекту, - сенексная, старческая сила. Старец в юнгианской психологии - архетип мудрого старика или мага. В негативном проявлении это иссушающая старческая сила, мудрая и опытная, а потому опасная, ревнивая и завистливая по отношению к молодости и жизни. Кроме того, сенексная сила Отшельника - это уход в тот мир, существовать в котором удобно. Это некритичность к настоящей и истинной реальности: если Отшельник выберет тот мир и ту действительность, которые его устраивают, равнодушие к мирским благам может превратиться у него в душевную и духовную слепоту в мире действительности, в сфере отношений и поступков. Радикальный вариант этого теневого аспекта Отшельника - иконографически близкие ему "фанатики в балахонах с капюшонами", скрывающих лица и фигуры. Они тоже приходят и размахивают... но уже не фонарями, а факелами.

В очень интересной колоде "Пифагорейское Таро" эта карта представляет старца, похожего на персонажа колоды Висконти-Сфорцы, с песочными часами и серпом. Это, безусловно, усиление аспекта Старости и подтверждение темы сенексной силы этой карты. Не случайно также отрицательные аспекты архетипа Старца ассоциируются с Кроном, который серпом оскопил своего отца, а затем поглотил собственных детей: негативный аспект Старца - отец, пожирающий своих детей, ревнующий и не дающий им вырасти. Таково отношение отрицательной сенексной фигуры (независимо от пола) к молодости и разнообразию ее возможностей.

Одного из самых красивых Отшельников в Таро я встретила в колоде "Богемские Барочные коты": очень усталый и старый кот в плаще с капюшоном, опирающийся на жезл с головой Анубиса, бредет мимо закрытых наглухо дверей храма, но на старом дереве неподалеку уже начинает пробиваться листва, и новая весна еще возможна.

Интроспекция и рефлексия как познание душевной природы
В психологическом смысле карта "Отшельник" говорит нам о периоде интроспекции и рефлексии. Рефлексия (от лат. Reflexio - обращение назад) - это размышление, анализ собственного психологического состояния, самосознание, способное посмотреть на психическую жизнь самого индивидуума как бы извне, со стороны. При этом объект изучения и наблюдения находится либо в некоем прошлом, либо в отдаленности, воспринимаемой как прошлое, поскольку наблюдающее "Я" выносится в актуальное настоящее. Интроспекция (от дат. introspecto - смотрю внутрь) - это наблюдение за своими психическими состояниями в актуальном времени, при котором происходящее и наблюдающее оказываются одновременно в равноправном состоянии и своеобразном диалоге. С этой точки зрения мы можем представить себе образы Старого Отшельника, занимающегося рефлексией и ретроспекцией, дабы понять свою историю и пересказать ее себе заново, и Молодого - выбравшего интроспекцию как метод познания внутренней реальности.

Человек способен проживать жизнь не единожды, осмысляя прошлое и проигрывая будущее, в дополнение к непосредственному переживанию здесь и сейчас. "Жизнь в рефлексии", разворачивающаяся параллельно с хаотичным потоком обстоятельств, и есть единственная реальность субъективного бытия. А сознание, по М.М. Бахтину, и есть внутренний диалог, постоянное зеркало нашей души.

Задача старости - интеграция жизненного опыта в финальную идентичность; пожилой человек своим сознанием обычно обращен в прошлое. "Если прежде прошлое и процесс вспоминания, включающий прожитое в оборот сегодняшнего дня, были лишь условием удовлетворения других потребностей личности (социальных и интерперсональных), то теперь они ценны сами по себе" (Нуркова, 2000, с. 220). Поэтому "Отшельник" с его обращенностью внутрь (и зачастую - в прошлое) приводит в результате к пониманию, осознанию природы и мира.

"Отшельник" в Таро - это не окончательный, но необходимый этап развития человеческой личности или души. Это период, когда необходимо осознать нечто, что уже произошло и случилось, пережить это внутри и рассказать себе историю об этом немного по-другому, осмысляя случившееся по-новому. (Порочный вариант - рассказать себе историю в нарочито благоприятном и удобном виде; мы уже говорили, что это порок сенексной силы - слепота к реальности.) В результате человек может обрести способность к большей самоактуализации - к раскрытию своего прошлого опыта вовне и в мир. Так, одной из маргинальных тем "Отшельника" оказывается в современных колодах уход от аскезы к принятию мирского, телесного и чувственного: в эротической колоде "Декамерон" монах открывает для себя женщину.

Интересный момент, полезный для тех, кто использует перевернутые карты: перевернутый "Отшельник" может говорить о проецировании своего внутреннего содержания (мира, представлений и пр.) наружу, вовне, на другого. Если прямой Отшельник погружен в себя, сосредоточен на своем внутреннем мире, а по внешнему блуждает впотьмах, то перевернутый ожидает от внешнего мира, что тот будет таким, каким кажется ему изнутри. Это, безусловно, проекция, если пользоваться психологическими терминами. И выражаться она может в мнительном отношении к миру и другим людям, к несбывшимся надеждам, ожиданиям или страхам.

Старая душа и ее нисхождение в материю
Восприятие Отшельника или юнговского мудрого Старца можно уподобить контакту со "старой душой" человека - согласно теории, утверждающей, что через воплощения человека сопровождает старая душа, к которой каждый раз присоединяется душа новая, молодая. Старая душа слишком много знает, и лишь молодая может дать ей силу и удовольствие от новизны, но и ей необходима поддержка и мудрый опыт души старой. В "Таро Тота" Алистера Кроули карта "Отшельник" подчеркнуто соотносится с потенциалом творения, со скрытым фаллосом (в противоположность восставшему), с заданностью судьбы и наследственности, с тайной мужской силы, семени и оплодотворения. Отшельнику соответствует зодиакальный знак Девы, земной и мутабельный знак, которым управляет Меркурий. Отсюда проистекает идея проводника души (Гермеса-психопомпа) в хтоническом царстве мертвых, выводящего из Аида юную Персефону (вспомним юнговский архетип Девы-Коры и соотнесем его с идеей молодой души).

Отшельник Таро может стать скрытым Гермесом, способным спуститься в Аид или мрак сугубо материального бытия, чтобы найти там юную Кору, молодую душу, и вывести ее к свету. И кто знает, не в этом ли состоит одна из задач старой души всякого человека? Вот как описывает Лон М. Дюкетт карту "Отшельник" колоды Тота: "Во-первых, сама фигура Отшельника - это огромный стилизованный Йод(2). У Отшельника голова ибиса - как у Тота/Меркурия. Кроме головы, видна лишь одна-единственная часть его тела - рука (по-еврейски - Йод). Он стоит посреди плодородного пшеничного поля. Налитые зерном колосья снова ассоциируются с мужским семенем. В руке Отшельника - фонарь, в котором сияет Солнце. По пятам за ним следует трехглавый пес Цербер, привратник подземного мира. Гермес/Меркурий прикормил этого пса медовыми лепешками, когда спускался в Аид, чтобы вызволить Персефону. Но самый загадочный образ этой карты - "стебель" в нижнем левом углу, напоминающий сперматозоид" (Duquette L. Understanding Agister Crowley's Thoth Tarot. Перевод А. Блейз).

Мистический путь
Для человека, выбравшего особый мистический путь в жизни, карта "Отшельник" может оставаться сильным принципом в течение всей жизни. Вне зависимости от пола, скорее по душевной склонности мистики и маги, ведьмы и колдуньи, прорицательницы, колдуны, эзотерики, оккультисты знают и понимают архетипы "Отшельника" (IX) и Жрицы (II) и следуют за ними.

Это уникальный и зачастую одинокий путь человека, ищущего смысл в себе и в мире. Это кроулианский постулат "Каждый мужчина или женщина - Звезда", глубоко и индивидуально понятый и прочувствованный Отшельником, для которого и он сам, и любой другой в этом мире - такой же Отшельник, бесконечно одинокий, ищущий, свободный и усталый. Наиболее прозрачным и ясным это ощущение предстает в мистических переживаниях и откровениях, возможно кратких во времени, но, подобно горящему фонарю Отшельника в Таро, определяющих смысл взгляда и понимания, восприятия всей человеческой жизни.

Отшельник "Пражского Таро" идет по улице Алхимиков в Праге, не обращая внимания на открытые двери, - просто бредет по улице. Эта карта часто говорит об одиночестве на избранном пути, иногда - о незрячести и невосприимчивости, иногда - о необходимости не поддаться соблазну чужого тепла.

Очень красива карта Отшельника в Таро Хайндля: здесь он, окруженный совами - птицами мудрости и другими существами на грани реальности, вскинул руки, раскрывая себя всему миру, открывая его в себе, а себя - отдавая ему, всей Вселенной.

Тут мне вспоминаются строки песни "Восхождение Черной Луны" Сергея Калугина из альбома "Нигредо":
...Я когда-то был молод - так же, как ты.
Я кадил Путем Солнца - так же, как ты.
Я был Светом и Сутью - так же, как ты.
Я был Частью Потока - так же, как ты!

Но с тех пор, как Она подарила мне взор,
Леденящие вихри вошли в мои сны,
И все чаще мне снились обрыв и костер
И мой танец в сиянии Черной Луны.

Я готов был собакой стеречь ее кров,
Ради счастья застыть под хозяйской рукой,
Ради права коснуться губами следов,
Мне оставленных узкою легкой стопой.

А ночами я плакал и бил, себя в грудь,
Чтоб не слышать, как с каждым сердечным толчком
Проникает все глубже, да в самую суть
Беспощадный, холодный осиновый кол.

Бог мой, это не ропот - кто вправе роптать?
Слабой персти ли праха рядиться с Тобой?
Я хочу просто страшно, неслышно сказать:
Ты не дал, я не принял дороги иной,

И в этом мире мне нечего больше терять,
Кроме мертвого чувства предельной вины, -
Оттого я пришел сюда петь и плясать
В восходящих потоках сияния
Черной Луны!

Был период, когда я ощущала эту песню как нечто совершенно идентичное происходящему в моей душе. Тогда, очевидно, и совершился выбор самостоятельного мистического пути в моей жизни. А потом "мой этап" этой песни миновал...

В "Таро Элементов" карта Отшельника называется "Шаман-Воля". На ней человек в одежде мистика (которая для мужчины нередко оказывается подобием женского платья, намекая на уподобление андрогинному существу) стоит на вершине горы, вскинув руки к небу; на груди его изображены все символы стихий (вспомним, что Шут лишь стоял под деревом с этими символами, Маг ими манипулировал, но только Отшельник принял их все в себя). Лозунг этой карты - "В слабости моей не покинь меня, не устрашись моей силы". Это отсылает нас к идее внешней слабости и внутренней силы мистика.

Отшельник в нашей жизни
Состояние Отшельника - необходимая часть жизненных переживаний, пауза для раздумий о себе и мире, о своем прошлом и том, что мы собой представляем на самом деле, вне социальных масок и претензий. Это период уединения, необходимого для того, чтобы лучше понять себя и примириться с собой. Вечное странничество Отшельника способно завершиться лишь этим примирением с собой и своей судьбой.

1 Забавно, что исследовательница колоды Висконти-Сфорцы Гертруда Моукли связывает эту трансформацию с появлением в комедии дель арте фигуры Доктора с баночкой мочи больного Арлекина.

2 Йод - буква древнееврейского алфавита, первая буква божественного имени Тетраграмматона (Йод-Хе-Вав-Хе), Графическая основа всех остальных букв алфавита.
Ответить

Вернуться в «Старшие Арканы»