Влюбленные (Г. Бенденко)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Влюбленные (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Карта, условно названная "Amore" - "Любовь" (а позже - "Влюбленные"), появилась в колоде Висконти-Сфорцы, как полагают, в честь бракосочетания Франческо Сфорцы и Бьянки Марии Висконти или же, по другой версии, Филиппо Марии Висконти и Бьянки Марии Савойской, а по третьей - Галеаццо Марии Сфорцы и Боны Савойской. (Интересно, что в колоде уже узнаваемая по этой карте дама будет управлять следующей - "Колесницей".)

Изображение

Классическая иконография
Изначально в итальянских колодах на карте изображалась пара, которую соединяет или в которую целится из лука Амур с завязанными глазами (иногда Амур держит две стрелы, по одной на каждого). Это было очевидным подражанием "портретам помолвки" - традиции, бытовавшей в Священной Римской империи и перешедшей затем и в Италию.

В колодах Марсельской традиции (XVI-XVII века) на этой карте появляется тема принципиального выбора между добродетелью и грехом: молодому человеку приводится выбирать между красоткой в роскошных одеждах и скромницей в бедных одеяниях (или же между двумя практически идентичными дамам), в то время как Амур все так же целится в сердце фигуре, расположенной справа от читателя карты (и слева от героя). Существовали исторические колоды, в которых выбор был иным: дева выбирала между королем и воином (и Амур целился стрелой в последнего) или же юноша выбирал между священником, матерью, почтенным джентльменом и любовной связью. Амур по-прежнему целился в фигуру слева от главного героя, олицетворяя страсть, отличную от рассудка (и от верного выбора добродетели вместо греха).

В колодах выходцев из ордена Золотой Зари "Влюбленные" были реабилитированы. Здесь речь идет уже о священном союзе мужского и женского, менее формальном и более сакральном, чем в изначальных исторических колодах. Большинство современных колод уже не фиксированы на противопоставлении греха и добродетели в любви, потому отчетливо изображают влюбленную или брачную пару.

Союз разных
Изначально карта "Любовь" символизировала любовный или брачный союз. Некоторые колоды и теперь используют именно этот образ в VI аркане. Это встреча и единение не только разных людей, разных личностей, не только мужчины и женщины, но и разных семей, родов, отчасти или в полной мере - культур. Такая встреча, сопровождающаяся узнаванием и попыткой разобраться, что и как можно теперь делать вместе, присутствует в любом союзе, временном или долгосрочном. И один из аспектов карты говорит именно об этом. В традиционной культуре разделение мужского и женского мира было культурно обусловленным. Мальчиков и девочек воспитывали по-разному, подготавливая к принципиально разной деятельности, поощряя зачастую совершенно разные качества (активность/пассивность, сила воли/покладистость, самостоятельность/зависимость и пр.), ориентируя на кардинально различные социальные, семейные и бытовые роли. Отсюда и комплементарность, функциональная связанность мужских и женских ролей, но и почти полное непонимание друг друга, боязливость, осторожность, недоверие. По сути, в этой карте впервые происходит встреча мужского и женского как равных партнеров в союзе, притом неизвестных друг другу, а потому это - встреча с Неизвестным. Но и в наше время, несмотря на достаточно похожее воспитание и совместное обучение, мужчина и женщина все равно остаются друг для друга загадкой - до тех пор, пока, при всей их комплементарности, не прояснятся основополагающие различия в их природе(1). Принадлежность к семье и роду, казалось бы, уже не столь полно обусловливает мировоззрение и жизненные принципы, но история взаимоотношений мужчин и женщин в роду, история отношений семьи с миром (властью или средой) по-прежнему тихо пересказывается у нас в крови, нашептывается в биении пульса, выплавляется новыми историями в кости наших детей. И мы вновь оказываемся людьми из совершенно разных миров.

Эта карта может говорить нам о самом ощущении различности природы субъектов союза (выпадает она не обязательно на любовные отношения, и тем более на мужчину и женщину), но об обстоятельствах, в которых попытается существовать этот союз. Это помолвка, заявление о намерениях и проба - или, несмотря на союз, отношения все еще в чем-то непонятных друг другу существ, иногда даже в чем-то чужих. Будучи Старшим арканом, эта карта, как обычно, указывает не на бытовую сцену или историю, а на архетипическое состояние, вовлеченность в Большой Сюжет: в отсутствие сильных чувств между людьми или по отношению к ситуации это та канва сюжета, в которую не может не попасть персонаж, это ролевой сценарий, в сцене которого герой или героиня уже "записаны". Так, по "Влюбленным" могут происходить встречи бывших любовников, с непременным "срывом" в кратковременную (или не очень) сексуальную связь, но без особой страсти и желания. Связанность скорее сюжетом (иногда - Большим, мифологическим), чем взаимными чувствами, подчеркивает классический в Таро взгляд женщины на этой карте - направленный к небу (в то время как мужчина смотрит только на нее).

"Средневековое Таро Скапини", Старшие арканы которого созданы по мотивам колоды Висконти-Сфорцы, являет нам встречу представителей двух семей и двух миров. Здесь, что интересно, мужчина смотрит в небо, на целящегося из лука крылатого кентавра с завязанными глазами (эдакая смесь Эрота и Хирона), а женщина - прямо на мужчину. Оба стоят на краю пропасти, которой разделяются и соединяются их миры: суровый мир мужчины, с выбором чести и трудного пути, и роскошный цивилизованный культурный мир женщины. Единение образов Эрота и Хирона также может говорить нам не только о радостях, но и страданиях любви (кентавр Хирон был ранен отравленной стрелой, но не мог умереть, поскольку был бессмертен и обрел покой лишь после того, как ревнивая жена Геракла Деянира случайно отравила своего мужа, пытаясь вернуть его любовь; Хирон обменял свое бессмертие на смерть Геракла). Интересно то, что Скапини прямо указывает, что его лучник - это Стрелец, в то время как Стрелец - знак противоположный Близнецам, которые атрибутированы этой карте в системе Золотой Зари(2).

В Золотом издании "Романтической Викторианы" присутствуют две карты "Влюбленные". На одной представлена романтическая пара в саду: юноша осторожно, покорно, но с надеждой смотрит на девушку, а та устремила взор куда-то вверх. На второй карте юный охотник (или пастух) обнимает и целует русалку, тянущуюся к нему из воды. В первом случае речь может идти о сдерживаемых культурой, но достаточно осознанных отношениях, во втором - о союзе страсти, более пылком, но едва ли долговечном.

Выбор и принятие решения
Со времен Марсельской традиции карта "Влюбленные" начала связываться с ценностно ориентированным выбором, моральным, этическим, идеологическим, религиозным. На карте выбор, как правило, делает мужчина, но это не должно нас смущать (а признаться, был период, когда меня это сильно расстраивало как проявление тендерной несправедливости): речь идет о сознательном выборе и волевом решении, и в значимости последующего поступка отражены качества скорее мужского начала. (Выбор женщины - редко, но встречавшийся в Таро - символизирует веление души, спонтанный или интуитивный выбор, более легкомысленный по видимости, но более значимый по последствиям(3)). Выбор мужчины (или человеческого сознания) в старинной интерпретации состоит между добродетелью и пороком, однако Эрот неуклонно указывает своей стрелой на фигуру слева от героя - прекрасную и порочную или же молодую в противовес пожилой. Потому каждый раз карта изображает подвластность человека выбору желания, любви и страсти - или (поскольку стрела еще не пущена) мучительность выбора в предчувствии падения. Это своего рода Адам и Ева, как раз перед вкушением яблока(4). Это значимое решение, влияющее на дальнейшее развитие судьбы, - и вечно длящееся мгновение перед тем, как сделать последний шаг (на этом этапе можно "зависнуть", как и на любом другом Старшем аркане, и тогда самый прекрасный принцип превратится в подгнивший плод).

Ценностный выбор, безусловно, важен в разных областях человеческой жизни, и все же именно в любви становится наиболее очевидным непредсказуемость и индивидуальность каждой ситуации с ее возможными и совершенно неоднозначно верными и неверными приоритетами. В толкованиях к "И Цзин" стойкость может быть как "к счастью", так и "к несчастью". В любви и в выборе партнера к гибели может привести не только безрассудство, но и рассудок, не только вероломство, но и принципиальность, не только легкомыслие, но и осторожность... Мы не всегда можем знать или понять заранее, к добру или к худу наш выбор. И в этом - риск и решимость Влюбленных.

Я знала мужчин, у которых было много женщин, но они не могли сделать выбор - и переходили из одной постели в другую, постепенно теряя интерес к жизни, смысл и силу. Я знала женщин, которые отказывались от выбора и принятия решения даже в замужестве, вечно тоскуя в метаниях и поисках другого варианта. Я вижу супругов, которые сделали выбор следовать своим брачным клятвам верности и преданности даже без взаимной любви. Я помню женщин, которые осознанно выбрали сугубо рассудочное отношение к супружеству, а потом мстили своим мужьям, которые не могли подарить им настоящую сказку. Я вспоминаю женщину, которая пожертвовала своей любовью ради супружеских уз и детей, но не смогла этого вынести. Я помню о подруге, которая не смогла уйти от любви и ушла к смерти. Я узнала женщину, которая не решилась выпить свой любовный напиток, а предложила его другой, наблюдая за тем, как непредсказуемо ведет себя объект ее любви, и возрадовалась тому, что этим объектом оказалась не она. И я вижу других влюбленных, которые решились рискнуть всем своим существом, сочетая и разумность, и легкомыслие, и осторожность, и самопожертвование... Только если оба в паре делают свой выбор относительно другого - случается эта Пара, Влюбленные. Однако в любом случае это вновь и вновь встречающееся испытание на пути каждого из пары, часть его героического пути. В системе Золотой Зари VI аркан связан со знаком Близнецов, которым в астрологии управляет планета Меркурий. Древнееврейская буква, атрибутированная этой карте, - зайин, что значит "меч". Это еще раз подводит нас к Влюбленным как к осознанному выбору, решению, принятому в результате размышлений. Это связано со сферой разума и коммуникации, соответствующей Меркурию, темой выбора, так знакомой знаку - и символу - Близнецов(5), а также символикой разделяющего меча как окончательного решения и масти Мечей в Таро, связанной с принципами и представлениями о мире. Ал истер Кроули в "Книге Тота" напоминает о том, что масть Мечей в Таро означает анализ, а кроме того, указывает на то, что Ату VI вместе с Ату XIV (в колоде Тота - "Искусство", бывшая "Умеренность") "составляет всеобъемлющую алхимическую максиму: Solve et coagula" ("растворяй и сгущай"). Иными словами, "Влюбленные" представляют собой Анализ, за которым последует Синтез. Таким образом, это IV алхимический аркан (после "Мага" - Ртути, "Императрицы" - Соли и "Императора" - Серы), пятым же будет "Умеренность" (или "Искусство").

В колодах, не настолько символически проработанных как магические и оккультные ("Таро Тота", колода Хайндля и некоторые другие), карты могут иметь совершенно буквальное, оракульное значение. Это зависит от уровня символической точности и насыщенности каждой колоды, а также непредсказуемой игры бессознательного. Карта "Влюбленные" может метафорически изображать буквальную сцену, присутствующую в реальности: любовный треугольник, проблему выбора между двумя женщинами и даже между отношениями с брачной партнершей и матерью (не без психологического инцеста, впрочем). Так, в колоде "Фантастический зверинец" мы видим последний этап любовного треугольника: юная косуля входит под ручку с импозантным быком, в то время как интеллигентный олень (с большими рогами) стоит позади и растерянно смотрит на происходящее.

Страсть, желание
Карта "Влюбленные" может обозначать и любовные чувства в паре, страсть, желание, стремление быть вместе. В этом случае она оказывается "благоприятной" картой для столь часто встречающихся запросов на отношения.

Алистер Кроули в своей книге "Шаг за шагом - к Истине" пишет: "Формула Тетраграмматона - это безупречное математическое выражение Любви. Суть ее такова: любые два объекта соединяются, что влечет за собой два следствия: во-первых, оба они уничтожаются в экстазе, вызванном избавлением от муки обособленности; а во-вторых, созидается третий объект - также в экстазе, но на сей раз вызванном осознанием бытия, которое остается Радостью до тех пор, пока, развившись до определенной меры, этот новый объект не начинает постигать свое несовершенство и испытывать любовь" (перевод А. Блейз). И эта карта, как в "Таро Тота", так и в иных колодах, может быть отражением самого любовного экстаза, этих мгновений, сопровождающих всякое любовное чувство, разделенное в реальности или не разделенное; при неразделенной любви мгновения экстаза в единении с воображаемым объектом сопровождаются муками отчаяния от осознания реальной отчужденности.

В колодах Таро Золотой Зари (а каждый участник ордена самостоятельно рисовал себе колоду по образцу, предоставленному Мазерсом) карта "Влюбленные" обозначала именно страсть и желание. В современной колоде, изготовленной по инструкциям Израэля Регарди, одного из поздних членов Золотой Зари, этот аркан выглядит совсем необычно: Андромеда (или подобная ей дева) стоит прикованная к скале, к ней подбирается из пучин морских чудовище, похожее на волка, а с небес спускается герой Персей (или вооруженный ангел) в доспехах и с мечом, намереваясь, очевидно, избавить деву от чудовища. На этой карте мы видим и мгновение страстного пыла, и конкуренцию с соперником, и объект желания, и пресловутый выбор девы... многое из того, что мы переживаем, испытывая сильное и глубокое (а значит, и разнообразное) влечение к другому.

В "Сказочном Таро" Алекса Уколова и Карен Махони этот аркан связывается со сказкой "Рваный Чепчик". Безусловно, карта может иметь универсальное для своего аркана значение, однако в связи со сказкой к нему добавляются и другие смыслы: активная и продуктивная женская деятельность; выбор точки зрения на происходящее; активность в любви (хотя и без гарантии счастливого исхода); принцип "красота в глазах смотрящего" или русский его аналог "не по хорошу мил, а по милу - хорош"; обратный вариант - обесценивание партнера в своих глазах (и глазах других людей); иногда - то идеализация, то обесценивание; стремление показать партнеру перемены и доказать, что ты его достойна; и даже "пораженческие отношения" (но именно по принципу "я не настолько хорош, что меня можно полюбить"), и в этом - вызов "Влюбленных" данной колоды.

"Таро Элементов" предлагает в. качестве VI аркана "Выбор-Страсть". Лозунг этой карты "Чего ни захочу - все случится". На ней изображены мужчина и женщина под плодоносным деревом, за которым спрятался искуситель (красный человечек, чьи ноги скрыты от зрителя). Трудно предположить тут иной сюжет, кроме библейского, и тем не менее здесь он не выглядит трагичным. Скорее это та сила страсти, которая не позволит избежать перемен.

Алхимический брак
Наиболее значимое развитие смысла Старших арканов предложено в традиции "Таро Тота" Алистера Кроули. Он усматривает в VI аркане, "Влюбленных", образ Алхимической Свадьбы. Этот принцип, символизирующий единение мужского и женского начал, был одним из наиважнейших в алхимии (как сугубо химической, так и духовной).

В "Книге Тота" карта описывается так:

"Фигура в капюшоне, стоящая в центре данной карты, - это одна из ипостасей Отшельника, о котором речь пойдет в Ату IX. Сам же Отшельник - это ипостась бога Меркурия, описанного в Ату I; облачения, скрывающие его тело, словно напоминают, что окончательный смысл всего сущего обретается за пределами проявленности и разума. (Как объяснялось в другом месте, по большому счету возможны только две операции - анализ и синтез.) Он стоит в позе Знака Входящего, словно проецируя вовне таинственные силы творения. Руки его обвиты свитком, обозначающим Слово, в котором заключены и его сущность, и его весть. Но Знак Входящего - это также Знак Благословения и Освящения; таким образом, роль Отшельника на данной карте - совершение Герметического Бракосочетания. За спиной его помещаются фигуры Евы, Лилит и Купидона. Эта символика включена

сюда для того, чтобы сохранить до некоторой степени первоначальную форму карты и показать ее происхождение, ее родословную, ее неразрывную связь с прошлым. На колчане Купидона начертано слово "Thelema" - Слово Закона. <...> Его стрелы - кванты Воли. Таким образом показано, что эта основополагающая формула магической работы анализ и синтез - продолжает жить в Эонах.

Теперь можно обратиться собственно к Герметической Свадьбе.

Эта часть карты представляет собой упрощенную иллюстрацию к "Химической свадьбе Христиана Розенкрейца" - шедевру столь обширному и пространному, что процитировать его здесь с пользой для дела нам не удастся. Но суть анализа - это непрестанное раскачивание на качелях противоречивых идей. И данная часть карты - это символ двойственности. Королевскую чету составляют Черный, или Мавританский, Король в золотой короне и Белая Королева - в серебряной. Короля сопровождает Красный Лев, Королеву - Белый Орел.

Символика мужского и женского начал развивается в атрибутах жениха и невесты: у Короля - Священное Копье, у Королевы - Святой Грааль. Новобрачные держатся за руки в знак согласия, а их атрибуты поддерживают двое младенцев, поменявшихся местами друг с другом: белый ребенок держит не только Чашу, но и розы, а черный - не только Копье своего отца, но и палицу, аналогичный символ. В самой нижней части карты изображен итог этого Бракосочетания в своем изначальном и пантоморфном виде - крылатое Орфическое яйцо. Это яйцо символизирует сущность всей жизни, подпадающей под формулу мужского и женского. Оно подкрепляет символическое значение Змей, которыми расшито одеяние Короля, и Пчел, украшающих мантию Королевы. <...>...это яйцо представляет собой полный символ равновесия - необходимого условия для начала Великого Делания. Но последняя тайна остается неразгаданной. Замысел породить жизнь совершенен, но природа этой жизни сокрыта. Она может принять любую возможную форму, но какую именно? Это зависит от того, какие влияния будут сопутствовать процессу созревания. <...>

В алхимической символике Купидону не придается особого значения. Однако в известном смысле он - источник всякого действия, стремление выразить Нуль как Двоицу. <..-.> Стрела Купидона символизирует духовный разум, необходимый для алхимических операций, - ибо одной лишь жажды результата для успешного их проведения недостаточно. С другой стороны, стрела - это символ направленности на цель, так что надпись "Thelema", выполненная греческими буквами на колчане, оказывается весьма уместной" (Кроули Л. Книга Тота. перевод А. Блейз).

В колоде Хайндля, продолжающей традицию колоды Тота, мы также видим тему алхимического брака, но проработанную в особой, мистико-медитативной манере художника. Обнаженные мужчина и женщина (Адам и Ева, Аск и Эмбла(6) или любые первые - или единственные как прототипы - люди) смотрят друг на друга и на чашу Грааля между ними, в которую нацелено копье Грааля. Над головой женщины мы видим образ Единорога (символ чистой, невинной мужской силы, который позже проявится в "Пане", XV аркане этой колоды), над головой мужчины - Розу с шестиконечной звездой (Роза - женский символ, цветок Афродиты, но в то же время и мистический, философский символ вечной жизни; шестиконечная звезда же представляет союз двух треугольников, символов стихий Огня й Воды). Пара стоит между двумя деревьями; Рэйчел Поллак упоминает в связи с этим о Древе Жизни и Древе Познания, которые росли 1 в райском саду. И трудно не согласиться с тем, что именно между двумя этими началами и лежит пространство Любви.

Влюбленные в нашей жизни
Вопреки ожиданиям, переживание принципа этой карты зачастую прямо связано не столько с любовным союзом, сколько со способностью сделать Выбор, отказаться от возможности чего-то неизведанного и немыслимого, хотя, быть может, и вероятного ради принятия конкретного решения в данный момент. Отказ от прохождения этого принципа рождает нерешительность и фантазии, вечное существование "где-то не здесь", в своем обособленном и прекрасном внутреннем мире. Потому что VI аркан требует прежде всего выхода из своего уютного (или не очень, но терпимого) мира вовне, к Другому в этом внешнем мире. Это выбор пути, сама способность принимать окончательные решения. В этой карте слышатся отголоски обещаний, помолвки, клятв. Она не всегда связана с брачными узами, но очень часто - с важным выбором и данным словом.

1 Впрочем, есть люди, переживающие такую встречу двух начал прежде всего внутри себя, в собственной душе и природе.

2 Художник Скапини - совершенный эклектик и постмодернист, который, похоже, при создании этой колоды брал из разных систем то, что ему больше нравилось в данный момент.

3 И по сей день, выбирая мужчину, женщина выбирает свою судьбу. Не единственный способ ее получить, но все же очень значимый.

4 Прекрасно тему "грехопадения" показал Филипп Пулман в своей трилогии "Темные начала". И тему "Влюбленных" как выбора - тоже.

5 Вспомним близнечные мифы.

6 Аск и Эмбла (Ясень и Ива) - первые мужчина и женщина, созданные скандинавскими богами.
Ответить

Вернуться в «Старшие Арканы»