Иерофант (Г. Бенденко)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Иерофант (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Первоначально эта карта называлась "Папа" и изображала главу Римско-католической церкви. В эпоху Реформации карты "Папа" и "Папесса" временами удалялись из колоды: их заменяли "Юпитером" и "Юноной" или иными парами персонажей. В эпоху оккультного осмысления Таро "Папа" уступил место "Иерофанту" - так называли посвятителей, главных жрецов античных элевсинских Мистерий.

Изображение

Классическая иконография
Немолодой мужчина в папской тиаре сидит на троне, у его ног - коленопреклоненные прелаты. В одной руке его - священнический посох, пальцы другой сложены в благословляющем жесте.

Соединение земного и небесного
Карта Верховного Жреца (Иерофанта) или Папы знаменует в первую очередь единение земного и божественного. Земной и смертный человек становится представителем или проводником божественной воли и сакрального права. Слово "иерофант" буквально означает "толкователь священного". В римской языческой духовной иерархии была должность верховного понтифика (первосвященника; pontifex maximus); позже понтификами называли римских католических священнослужителей.

Священнослужитель, или жрец, - это постоянный служитель религиозного культа, почитающийся как посредник между субъектами божественного права и человеческим сообществом (прежде всего - именно сообществом, а не конкретным человеком, что было обусловлено общинным уровнем сознания). С наступлением Нового времени и эпохи Реформации роль священника перестала быть исключительной; так, в протестантизме была отвергнута роль церкви как посредника в спасении души и снялось догматическое различие между священником и мирянином. По мере исторического развития личности (полагают, что личность в современном смысле слова возникла не ранее эпохи Возрождения) священник становится все больше индивидуальным посредником между божественным началом и конкретным индивидуумом. Альтернативой священнику в сакральном посредничестве в последнее время выступают различные духовные учителя, психотерапевты и психоаналитики.

Статус священнослужителя (психоаналитика и т. д.) предполагает исключительность его положения и особенных возможностей в оной связи с божественным или сакральным. Однако вне профессиональных навыков введения в нужное состояние ощущения целостной связи себя с Универсумом ощутить нечто подобное, как и поручить понимание и ответы на некоторые личные вопросы духовного свойства, можно и без постороннего вмешательства. В наше время эта возможность дается идеологическим антропоцентристским убеждением "каждый делает себя сам" и целым пластом пособий и справочников по духовно-личностному развитию. Таким образом, Иерофант перестал быть исключительно субъектным и превратился в сам принцип формирования навыка связи между человеческим и божественным, индивидуальным и всеобщим, сознательным и бессознательным, обыденным и сакральным.

Алистер Кроули в "Книге Тота" говорит об Иерофанте: "Но самая главная ассоциация с данным арканом - это основная и необходимая задача всякой магической работы, а именно: соединение микрокосма с макрокосмом. Именно поэтому окно [за спиной Иерофанта] прозрачно, а перед самим Толкователем Тайн изображена гексаграмма - символ макрокосма. В центре гексаграммы помещается пентаграмма, а в пентаграмму вписан танцующий ребенок мужского пола. В этом символически представлен закон Нового Эона - Эона Хора-Ребенка, который пришел на смену Эону "Умирающего Бога", правившего миром на протяжении двух тысяч лет" (перевод А. Блейз).

Учение Кроули о трех эонах предполагает, что человечество прожило Эон Исиды - период культа Великой Богини, затем перешло к Эону Осириса - жертвенного бога, связывающего рождение и смерть. Ныне же, возвещает Кроули, наступает Эон Хора, Божественного Ребенка, основанный на формуле непрерывного роста и развития. В наше время и магические пантеоны будут состоять из наших собственных ипостасей. Поэтому современный миф становится очень узнаваемым: в деталях и событиях самых личных историй мы узнаем архетипическое.

В "Таро Элементов" карта называется "Папа-Вера". На ней изображен мужчина в жреческих одеждах, указующие персты которого направлены в небо и в землю. Он стоит на фоне овечьих стад (вспомним метафору паствы как стада), на двух кубах, совершенно белом и черно-белом, которые символизируют, очевидно, как безгрешность, так и разнообразие деяний в смертном мире. Его голова достигает небес. Но всю эту картину "перечеркивает" обнаженная мужская фигура, падающая вниз, - что ассоциируется с падением ангелов или арканом "Башня". Лозунг этой карты: "Я безгрешен, но во мне - корень всякого греха". Эта карта говорит нам о вере в свои принципы и о свободе выбирать, действовать ли согласно этим принципам или против, а также об ответственности за этот выбор.

Моральный авторитет
Этой карте в традиции Золотой Зари соответствует древнееврейская буква вав, означающая "гвоздь". Подобно гвоздю, вера в религиозное или иное идеологическое право и правило скрепляет структуру и целостность сообщества. Моральный авторитет субъекта религиозного или иного сакрального опыта становится одной из составляющих человеческой иерархии. Так, вовне принцип Иерофанта могут представлять священники и учителя, старейшины и гуру, психоаналитики и идеологи-политологи.

Подобные авторитетные фигуры объясняют или пытаются объяснить не бытовое, а сакральное, архетипическое, прекрасное и ужасное одновременно. К.-Г. Юнг писал: "Родоплеменные учения священно-опасны. Все тайные учения пытаются уловить невидимые душевные события, и все они претендуют на высший авторитет. Это в еще большей мере верно по отношению к господствующим мировым религиям. Они содержат изначально тайное сокровенное знание и выражают тайны души с помощью величественных образов. Их храмы и священные писания возвещают в образе и слове освященные древностью учения, сочетающие в себе одновременно религиозное чувство, созерцание и мысль. Необходимо отметить, что чем прекраснее, грандиознее, обширнее становится этот передаваемый традицией образ, тем дальше он от индивидуального опыта. Что-то еще чувствуется, воспринимается нами, но изначальный опыт потерян. Почему психология является самой молодой опытной наукой? Почему бессознательное не было уже давно открыто, а его сокровища представали только в виде этих вечных образов? Именно потому, что для всего душевного имеются религиозные формулы, причем намного более прекрасные и всеохватывающие, чем непосредственный опыт. Если для многих христианское миросозерцание поблекло, то сокровищницы символов Востока все еще полны чудес. Любопытство и желание получить новые наряды уже приблизили нас к ним. ...Тяга к вечным образам нормальна, для того они и существуют. Они должны привлекать, убеждать, очаровывать, потрясать. Они созданы из материала откровения и отображают первоначальный опыт божества. Они открывают человеку путь к пониманию божественного и одновременно предохраняют от непосредственного с ним соприкосновения. Благодаря тысячелетним усилиям человеческого духа эти образы уложены во всеохватывающую систему мироупорядочивающих мыслей. Они предстают в то же самое время в виде могущественного, обширного, издревле почитаемого института, каковым является церковь" (Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного. Перевод A.M. Руткевича). Так функционирует принцип Иерофанта: он предлагает увидеть индивидуальное через вечное и всеобщее.

В межличностные отношения этот принцип будет привносить сверхидею о том, что является правильным, а что нет и почему; подчинять связи между мужчинами и женщинами, между родителями и детьми или иные личные отношения неким традициям и правилам, высокому мнению и общим принципиальным решениям. На исходе эры патриархата это частое прибежище для тех, кто ищет последнего оплота власти над другой личностью (власть Императора все же более формальна и очевидна). Карта "Иерофант" нередко выпадает как сигнификатор(1) взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Тогда на первый план выходят правила и принципы, сами по себе не очень уместные в этой сфере. Мужчина в этой ситуации может представать в образе Иерофанта-Папы, носителя некоего морального авторитета, приверженца традиции. На романтические отношения это конечно же будет производить гнетущий эффект. Но такие отношения могут привлекать девушек, нуждающихся в "гуру" или "мастере", с которым они через некоторое время начнут бороться, либо сражаясь, либо сбегая, либо соблазняя, чтобы доказать свою победу. Старшие арканы, как мы не раз говорили, - это не столько здравое отношение, сколько одержимость архетипом. Женщина - носительница принципа Иерофанта будет привержена неким правилам и установкам, которые с трудом сможет объяснить, но будет ревностно следить за тем, чтобы остальные полагались на ее твердое знание и веру. В юнгианской картине мира это означало бы, скорее всего, одержимость Анимусом или отцовским комплексом; а вот Пожирающая Мать относилась бы к иной карте - Императрице или же Луне.

В эротической колоде "Декамерон" карта "Папа" демонстрирует прелата со склонившейся к нему монахиней. Здесь речь идет об абсолютной власти авторитета и права, отстраненности и высоком статусе, из которых следуют идеи тайны и темноты, под покровом которых совершается скрытое...

Общность
Один из важных аспектов карты "Иерофант" - общность. Некие правила, законы и закономерности связывают людей в единое целое, поддерживая и обеспечивая постоянство и воспроизводство системы. Основным отличием принципа Иерофанта применительно к системе (за которую в том или ином смысле отвечают также Императрица и Император) мы будем считать скрепляющую и определяющую ее духовную и идеологическую составляющую. Это духовная общность семьи и рода; это общая идея политической партии (именно партии, а не группы единомышленников, поскольку для Иерофанта важны поддержание традиции и воспроизводство системы); это признанные божества паствы и национальные традиции; это научные школы со своими отцами-основателями. Карта "Иерофант" связывается с зодиакальным знаком Тельца (стоит учесть, что это - не привычные качества Солнца в Тельце, известные всем любителям "гороскопов", а именно сам знак Тельца, с качествами, которые он даст любой планете, дому или точке, в него попавшей). Это фиксированный знак земной стихии, которым управляет планета Венера, а экзальтирует в нем (то есть оказывается возвышен ной и немного неконтролируемой) Луна. Последняя дает Иерофанту возвышенность и одухотворенность эмоций, а Венера, планета любви и формы, - телесность, ощутимость, материальность созданной традиции. Иерофант знаменует своего рода рождение материи из духа. На возвышенность духа при непременном присутствии материи может указывать и номер карты - 5, связывающий ее с пентаграммой, символом человеческого духа, но смертности людской природы (пятый, верхний конец пентаграммы символизирует стихию духа, дополняющую обычные четыре - Огонь, Воду, Воздух и Землю). В этом смысле интересно то, что "пятый элемент" Иерофанта - дух и смысл - противопоставлен четырем стихиям, которыми управляет Император (номер карты которого - 4). Таким образом, Иерофант противопоставляет свою субъективную реальность объективной данности Императора. Интересен переход от принципа Императора в жизни к принципу Иерофанта. Под влиянием первого реальность становится очевидной и взвешенной; понятно, что лежит на весах или "что надо, а что не надо". А с переходом в Иерофанта при всем этом знании появляется некая иная, особая реальность и иные, субъективные ценности, которые вполне способны перевесить здравый смысл и ясный взгляд Императора. Иногда даже как-то жалко…

Иерофант колоды Хайндля показывает преемственность и общность поколений: на ней мы видим старика, зрелого мужчину и голову кудрявого мальчика. Благословляющий жест и ключ на картине говорят об умиротворенности, знании и религиозной традиции. Спокойная и мудрая карта.

Посвятитель
Вернемся к значению Иерофанта как верховного жреца, посвящающего в мистерии. В целом принцип Иерофанта заключается и в фигуре посвятителя, посвящающего, воплощенной как в лично знакомом человеке, так и в общественной персоне, деятеле или сформированном учении. Вспомним и об экзальтации Луны в Тельце: Иерофант действительно предлагает нам эмоционально и интуитивно возвыситься или уйти в иной спектр реальности, чтобы увидеть ту структуру мира, которую видит он. Отсюда инаковость его мысли и особенный смысл, недостижимый для аргументов, исходящих от здравого рассудка и обыденного ума. Иерофанты элевсинских мистерий открывали посвященным тайны, благодаря которым, как считалось, смягчаются нравы людей и улучшается нравственность. В мистериях люди получали некое знание, дополняющее религиозные доктрины, некое мистическое понимание порядка вещей. Это иной лик Иерофанта Таро, который представляет не только религиозный, но и мистический смысл существования.

В колоде "Таро Нового видения" позади трона Иерофанта стоят священнослужители: один - в небесно-голубых одеждах, украшенных лилиями, и с белым голубем в руках - символом невинности и возвышенности духа; другой - в одеждах, расшитых розами, и со змеей в руках, что говорит об искушенности и мудрости. У подножия трона лежит камень с высеченным на нем агнцем - символом жертвы и ключами святого Петра - знанием. Любое значимое посвящение обычно включает в себя и отказ от невинности незнания, своего рода принесение невинности в жертву.

Не будем пренебрегать тем фактом, что в разные исторические периоды и в разных культурах жрецы и иерофанты доносили до посвящаемых различные, а иногда и прямо противоположные истины. Никогда не было и не будет единого пути для всех и на все времена, ибо человеческий мир развивается и меняется, и как человеку в разные годы и при разных условиях нужна различная пища, то же можно сказать и о пище духовной. Посвятитель - тот, кто приходит к избранным, неся им либо тайные культы и учения "не для всех" (даже в элевсинских мистериях могли участвовать только свободные и те, кто никогда не убивал человека), либо некую "новую веру", как это происходит и поныне. Подобное провозвестие "нового времени" можно прочесть в карте "Таро Тота". Лон М. Дюкетт так описывает карту "Иерофант" оттуда: "Вместо бледного, серьезного прелата "не от мира сего", вершащего какую-нибудь степенную церемонию, перед нами предстает волнующий образ дерзкого и уверенного в себе вавилонского царя-жреца - посвятителя во всех смыслах этого слова. Вместо покорных служек, склонившихся перед Иерофантом Зона Осириса, на этой карте Иерофанта активно поддерживает в его трудах Багряная Жена, вооруженная мечом, - олицетворение небесной Венеры, управительницы Тельца: "Да будет женщина препоясана мечом предо мной", - повелевает Книга Закона". "Эта женщина - образ, который Венера приняла ныне, в Новом зоне, - поясняет Кроули. - Она уже не просто сосуд для своего мужского дополнения, но сама вооружена и воинственна" (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).

"Вера пророков и ересиархов"
Это не самый важный из важных аспектов данной карты, но мне он показался очень значимой для нее метафорой. Я вижу в Иерофанте веру ересиархов, убежденность в ясности своего видения духовной картины мира, свойственной пророкам и духовным учителям, великим и безумным гуру, известным и неизвестным истории. Это были люди, которые своей верой и волей заставили других людей поверить в свою картину мира, - и мир действительно изменился... или не забыл, фантазировал, вспоминал, пытался воспроизвести их учение вновь и вновь. Это, конечно, наиболее известные нам основатели мировых религий: Моисей, Иисус Христос, Мухаммед и Будда. Это легендарные Пифагор, Лао-цзы, Ориген, Платон. Это более мифические Гермес Трисмегист, Орфей, Мерлин, Христиан Розенкрейц. Это создатели религиозных и мистических легенд - Андреа (создавший легенду о Христиане Розенкрейце), Нострадамус, Анни Безант и Елена Блаватская, Карлос Кастанеда. Эти люди придумали миф и создали его, и он воплотился в реальность, сделав ее навсегда другой.

Одного из самых красивых Иерофантов я видела в колоде "Казанлар Таро". В этой колоде карта называется "Пророк" и изображает пророка Мухаммеда с закрытым лицом. Он держит в руках священный Коран и едет на аль-Бураке - звере с человеческой головой, верхом на котором пророк совершил "ночное путешествие" на седьмое небо. Всадник и его конь объяты сияющим пламенем, их сопровождают ангелы, а снизу смотрят ученые и мудрецы.

Иерофант в нашей жизни
Иерофант является в нашей жизни в виде людей, обладающих особым моральным авторитетом. Это могут быть хранители ("жрецы") традиций той системы, к которой мы принадлежим (родственники, учителя), или же посвятители в иную, но именно духовную и идеологическую систему видения мира - духовные учителя, священнослужители самостоятельно избранной религии, мистики и маги, иногда психологи и психотерапевты (которые в современной цивилизации выполняют функции индивидуальных жрецов). Внутренний Иерофант - это представление о моральной, этической, религиозной, духовной и личностной системе смыслов и правил, формирующееся и развивающееся у каждого человека. Обычно оно во многом заимствуется из родительской культуры и уже избранного индивидуально слоя социума (и даже субкультуры), но также может иметь и индивидуально избранные черты и особенности. Для личностно и духовно развивающегося человека это представление не только о личных правилах, но и о системе мира в целом, а зачастую также о природе человеческой души и ее предназначении.

Проекция Иерофанта на другого человека может быть как полезной и развивающей, так и губительной, при слепом поклонении избранному объекту (впрочем, это свойство любой проекции). Отождествление с Иерофантом - побочный эффект некоторых профессий: учителя, священнослужителя, психолога, врача...

1 Сигнификатор - обозначение, основной характер, лицо проявленной силы в человеке в данной ситуации или в теме расклада.
Ответить

Вернуться в «Старшие Арканы»