Верховная Жрица (Г. Бенденко)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Верховная Жрица (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Ныне название этой карты звучит как "Верховная Жрица" или просто "Жрица", однако в исторических колодах на этом месте была "Папесса". С точки зрения исторического развития это одна из самых интересных карт. Ведь всем известно, что женщины не могли занимать папский престол в Риме. Карту традиционно связывают с легендой о папессе Иоанне, которая якобы занимала престол между 855 и 858 годами. По легенде, она в двенадцать лет сошлась с монахом и ушла с ним в мужском платье на Афон, после чего поселилась в Риме и продвигалась по духовной иерархии, пока не стала вначале кардиналом, а затем и папой римским. Ее принадлежность к женскому полу была обнаружена, когда она родила во время процессии. Легенда была настолько широко распространена, что вплоть до XVI века (когда ее достоверность наконец оспорили) при избрании нового понтифика его принадлежность к мужескому полу проверялась вручную с помощью особого прорезного стула. Миф, однако, оказался чрезвычайно живучим или, точнее, слишком архетипическим. Он восстанавливал равновесие мужского и женского в духовной сфере. И не случайно в колоде Таро это равновесие строго соблюдено.

Историки Таро полагают также, что на карте колоды Висконти-Сфорцы была изображена известная настоятельница ордена умилиатов, сестра Манфреда. В 1281 году умерла сестра Гуглельма, глава одноименной ломбардской секты гуглельмитов, которые верили, что она вернется и займет папский престол, потому что им была предсказана новая эра женщин-пап. В ожидании же возрождения своей предводительницы они избрали своим папой Манфреду, что должно было стать началом линии пап-женщин. Манфреда отслужила мессу и была схвачена, а затем сожжена на костре. Сестра Манфреда была членом княжеской семьи Висконти, потому ее присутствие в колоде неудивительно.

Изображение

Классическая иконография
Женщина в полностью закрывающей фигуру одежде и в головном уборе (иногда с вуалью) сидит между двумя колоннами. В ее руках - книга или свиток. Одной ногой она наступает на луну (заимствование из иконографии Девы Марии).

Невеста Бога
Это карта монахини, жрицы. Невесты Бога. Женщина, посвятившая себя не домашнему очагу, мужу, детям, семье и продолжению рода, а некоей идее и смыслу. Она живет в несколько ином мире, не бытовом, а духовном, горнем. Это вечная Сестра и Невеста, но никогда не Жена. Это иной лик женственности: не плодородная, но отдающаяся сама без остатка - однако не мужчине, а некой идее. Она уходит вслед за Словом или Знанием и оказывается будто отрезанной от реального мира Завесой Тайны. Это образ Лилит, жены Адама до его грехопадения с Евой, женщины ему равной, и той, которую он прогнал за неуступчивость. Лилит - вечная Невеста, но не жена и не мать, как Ева. Она осталась бессмертной, хотя, по известным версиям, стала демоницей, преследующей детей Адама. Это своего рода "антибытие", позднее в образе Лилит привлекавшее декадентов и символистов.

Вечная невеста, вековуха, - это и старая дева, единственно возможное повышение социального статуса для которой состояло в посвящении себя Богу, вынужденно или по душевной склонности. Так незамужние девицы в традиционной русской общине часто становились "девицами-старицами", вечными паломницами по святым местам, странницами, сельскими учительницами или даже знахарками. Такие "чернички", или "келейницы" (часто они отселялись в отдельный дом), почитались и односельчанами как монахини, живущие в миру.

В архаические времена девушек могли отдавать суровым богам и могущественным демонам в невесты или жены, принося их в жертву или же оставляя служить в храмах (что тоже своего рода жертва привычной судьбой ради иного мира и порядка). Известный арабский путешественник Ибн Баттута (1304-1377) приводит легенду о том, как жителям неких островов каждый месяц являлся злой джинн, которому каждый раз приходилось отдавать на поругание юную красивую девушку. И только чтение стихов из Корана позволило однажды прогнать джинна обратно в море, и больше он не появлялся. В реальной жизни женщина, посвящая себя некоему архетипическому (а значит - сверхчеловеческому и такому, с которым не справиться только с помощью рассудка) смыслу, точно так же способна отдаться - Богу или демону. Это тоже во власти Жрицы Таро.

Жрица "Таро Скапини" - это совсем юная девушка в монашеском одеянии, под ногами которой прорастает травой и цветами даже мраморный пол. Она невинна и исключительно генеративна в своем расцвете молодости. Это потенциал Весны и нового начала, сочетание робости и радостного ожидания, сдержанности и... всего лишь шанса. Карты "Таро Скапини" (Старшие арканы и Придворные карты) можно, рассматривать как в общей структуре Таро, так и как оракульные карты со своим особым значением.

Жрица "Таро Нового видения" ("обратной стороны" колоды Уэйта) - это настоящая Персефона, с гранатом (плодом Подземного мира, при помощи которого Аид удержал невесту в своем царстве) и с ночной птицей - совой, символом мудрости. Две монахини склоняются позади ее трона. Эта жрица посвятила себя ночи и тайнам...

Высшая природа Луны
Карта "Жрица" соответствует Луне, второму светилу и универсальному женскому символу. Луна Жрицы представляет собой наиболее высокие, духовные ее аспекты. Алистер Кроули описывает ее так: "Единственное ее одеяние - блистающая завеса света. Дабы обрести высокое посвящение, необходимо понимать Свет не как высшее проявление Вечного Духа, но скорее как завесу, скрывающую Дух. И эту роль он выполняет тем более успешно ввиду своего несравненного ослепительного сияния. (Точная параллель обнаруживается в лучших школах индийского мистицизма. Согласно их учению, последним препятствием на пути к полному Просветлению оказывается именно это Видение Бесформенной Лучезарности.) Итак, она - свет и тело света. Она - истина, сокрытая завесой света. Она - душа света. На коленях она держит лук Артемиды, он же - музыкальный инструмент, ибо она - охотница, чье оружие - волшебные чары" (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз). Потому было бы ошибкой приписывать Жрице Таро всю лунную природу, включая женские циклы, земную репродуктивность, жизнь в событиях. Эта Жрица царит над миром, над обычной реальностью, в мире ином, как недостижимая Луна на небе. Здешняя Луна (и Жрица) - это отстраненный наблюдатель, она - та, под которой "ничто не вечно". Не затронутая земными желаниями, событиями и страстями, именно поэтому она вечно девственна и хранит одиночество и молчание.

Жрица "Таро Тота" Кроули - лунная богиня, девственная жрица, Артемида-охотница с луком на коленях, который одновременно - трехструнная арфа, скрытая за завесой света. Ее корона - символ молодой луны, полной и убывающей. Она дает посвящение, проводит инициацию, которая всегда есть начало чего-то нового, - поэтому на карте изображены семена и кристаллы, символы зарождения новой жизни.

Жрица Таро Хайндля почти скрыта за прозрачным шаром неведомой вселенной, на голове ее полумесяц, руки взметены в жесте призывания божественной силы. Внизу - то ли тень холмов, то ли верблюд, символ буквы гимел, которая атрибутирована этой карте. Это одна из самых неясных, туманных Жриц в Таро и вместе с тем - очень отчетливая в своей чистой прозрачности.

Скрытое и тайное, но познаваемое
Жрица Таро посвящает в тайны избранных... тех, кто взял в руки карты и готов увидеть нечто, прежде неизведанное... тех, кто способен узреть за набором хаотических происшествий порядок и систему... тех, кто видит, слышит и чувствует незримую ткань мироздания. Эта возможность есть у всех, кто взял в руки карты Таро, хотя далеко не все решатся выйти за пределы "покажите мне то, что я хочу увидеть" или "развлеките меня особенным образом".

Жрица Таро - посвящающая в тайны и мистерии, она способна открыть "завесу истины" и показать мир без покрова иллюзии. Потому с ней связывают и интуитивное понимание, знание о чем-либо без объяснений и рационализации. Интересно то, что это же - и символ кросс-гендерного посвящения для мужчины, когда женщина предстает для него как Анима-Мудрость. Здесь может быть и смешение сильного архетипического переживания с либидозным, сексуальным: сильные архетипические чувства бывают очень схожи с уже знакомыми интенсивными эротическими переживаниями. Но последовательность в выбранном пути постижения знаний, как правило, требует лаконичной скромности Жрицы. Эта Жрица также приходит к нам через вещие сны и знаки. Остается их разгадать или просто принять и запомнить как данность. Проходя Жрицу колоды Хайндля в рамках своего путешествия по Старшим арканам, я то и дело наяву попадала в какие-то подвалы (буквально все нужные мне места оказывались в подвалах) и находила везде изображения ключиков, а кроме того, мне снились символические, но непременно объясняющие что-то в моей жизни сны(1).

Жрица "Пражского Таро" строга и прекрасна. Это юная, но облеченная особой властью дева с лавровым победным венком на голове, сидящая между двумя колоннами - освещенной и затемненной. Она придерживает одной рукой книгу с символом иероглифической монады (символа розенкрейцеров и одноименной книги Джона Ди, известного английского алхимика и астролога, жившего некоторое время в Праге). Указательным пальцем другой руки Жрица указывает на какой-то текст в раскрытой книге. У ног ее - и полумесяц, и змей (подобие уробороса), обвивший земной шар. Насыщенность карты особыми символами дает нам возможность увидеть в этой Жрице наставницу, строгую, судя по ее бесстрастному красивому лицу, но справедливую.

В "Алхимическом Таро" женщина в лиловом одеянии с капюшоном стоит на лодке-полумесяце посреди морской глади, приложив палец к губам в знак молчания.

Яд инобытия
Практики, работающие с перевернутыми картами, ассоциируют эту идею с перевернутой "Жрицей". Я не буду разделять прямое положение и перевернутое, предпочитая допускать возможности различных степеней негативного влияния архетипа. (Перевернутые карты также допускают весь спектр толкований - от полного неприятия архетипического принципа до отождествления с ним; поэтому я включаю все эти возможности в прямую карту, чтобы не оказываться перед прямо противоположными вариантами выбора и не разделять принцип карты на "хороший" и "дурной" аспекты.)

Жрица может дать отстраненность и уход из событийной реальности, взгляд со стороны и сверху. Это богиня луны Селена, глядящая на вечно спящего Эндимиона; только здесь в роли прекрасного смертного юноши может оказаться вся реальная жизнь, близкие и родные, человеческие отношения. Иногда уход в Селену (или Жрицу) может быть спасительным убежищем от житейского кошмара или любовной катастрофы, диссоциацией, сохраняющей жизнь души, хотя бы какой-то ее части... пока другая спит. При этом тяжелая ситуация будет осознаваться и познаваться, интуитивно или рационально. В этом отличие Жрицы от совершенно запутавшейся в своих кошмарах и потемках Луны (XVIII аркана).

Юнгианский аналитик Марион Вудман описывает женщин, посвятивших себя науке, искусству или другим абстрактным, возвышенным видам деятельности: "Женщины, профессионально занятые в сфере науки или искусства, часто являются воплощениями богини Афины и процветают благодаря близким отношениям со своими отцами и со своей внутренней маскулинностью... Отец, Анима которого привязана к матери, вытесняет свою сексуальность. В результате он не осознает кровосмесительной (в символическом смысле - Авт.) связи со своей дочерью. <...> ...Дочь, достигая зрелости, считает свои творческие способности подарком судьбы, предопределенной отцом, и тем самым укрепляется ее хорошее отношение к нему. То есть она вверяет себя своему позитивному Анимусу и как творческая личность проживает свои детские отношения с отцом, но они становятся несколько более зрелыми и творческими. <...> Пока ее духовно оплодотворяет отец, ее творчество - девственные роды, которые гораздо больше связаны с появлением фантазии, чем с реальностью. Если плоды фантазии такой женщины становятся реальностью (даже если божественное делается человеческим), ей необходимо спуститься на землю с вершины своей башни из слоновой кости. Ей следует вступить в конфронтацию с "темной стороной" своих творческих способностей, а затем интегрировать ее" (Марион Вудман, с. 227-228).

Это описание очень хорошо подходит к карте "Жрица". Изначальное название аркана, как мы помним, - "Папесса", по имени женщины, занявшей трон папы римского, духовного Отца. Таким образом, проживая Жрицу и отождествляясь с нею (а для женщин, работающих с Таро, это актуально), мы берем на себя духовную функцию Отца, принимая атрибуты власти Зевса, которые он передает Афине, или же силком и обманом занимая его трон, как это сделала в легенде папесса Иоанна. Это своего рода узурпация или временное владычество духовной власти, во время которых не происходит контакта с земной феминностью. Потому Афина остается девой, а папесса теряет свой статус, разродившись во время процессии. Принять в себя темную, земную, порой грязную женственную природу - это шанс для женщины перестать быть анонимной, девственной и неизменной служительницей своего Отца (редко реального, чаще архетипа Отца) и стать женщиной со всеми ее вариантами выбора и возможностями.

Жрица "Таро Элементов" спит под полной луной, сжимая в руке цветок, рядом с раскрытой книгой. Этот сон напоминает мне об "отравленной Жрице", похожей в своем сне на спящую красавицу, уколовшуюся шипом розы.

Жрица "Декамерона" испытывает крайний дискомфорт в силу самого своего присутствия в эротической колоде. Жрица обнажена, но на голове у нее - папская тиара. Она сидит на книгах, вцепившись в большие ключи. Это напряжение внутренней борьбы, конфликт страсти и обязательств, желания и долга, совести.

Жрица в колоде "Колесо Изменений" ("Wheel of Change") - старуха в осенне-зимнем лесу. Над ее головой сплел свою паутину паук, слева на ветке сидит сова, а в руках у Жрицы - драгоценная корона, которую она, впрочем, не торопится возложить себе на голову. Эта Жрица говорит о знании, мудрости, в том числе и той, в которой - "многие печали".

Жрица в нашей жизни
Жрица в нашей жизни - это способность к интуитивному познаванию и пониманию, это умение видеть мир с его мистической, магической стороны. Это расслабленное, ненапряженное принятие того, что случается в мире безо всякого соучастия с происходящим. В разных ситуациях в нашей жизни женщины воплощают Жрицу, обучая и наставляя других людей (как в мистических науках, так и в различных областях академического знания), посвящая своих последователей или учеников в "особые таинства" (например, применения теории вероятностей или использования енохианских таблиц).

Это способность уходить из ситуации, осознавая или хотя бы пытаясь понять ее смысл и причины. Также, на более простом уровне, это может быть привычка "уходить в себя", не рассуждая и не рефлексируя, но лишь внутренне отстраняясь от бренного мира. Жрица Таро близка богине Гестии, которая хранит священный храмовый огонь, и мы можем узнать ее такой в служительницах неких сакральных идей или же сами стать такими. Подчас мы бываем "захвачены" этим архетипом, испытывая сильную потребность в одиночестве и уходя в духовные поиски, требующие уединения. От Отшельника Жрицу отличает недифференцированность понимания. Это не рефлексия и самоанализ, характерные для IX аркана, а некое общее принятие найденных принципов этого мира (которые могут быть как верными, так и достаточно условными или неверными: ведь архетип не открывает правды, а лишь дает качество и силу состояния).

Мужчина может найти Жрицу-посвятительницу в своей душе, обратившись к Аниме-Софии (премудрости), своей интуитивной "женской" части, или же встретить в своей жизни женщину, которая будет ее воплощением для него в тот или иной период времени. Мужчина также может отождествиться с Жрицей. Особенно отчетливо это происходит в культурах, где погружение в мистическую жизнь не считается чем-то из ряда вон выходящим(2); уход в монашество в любой традиции - это, скорее всего, уход к Жрице (в системе Таро).

Женщина, в свою очередь, может отождествиться со Жрицей, посвятив себя целиком Анимусу-Логосу, став его воплощением.

1 Тогда же совершенно случайно выяснилось, что в одном из журналов я была ведущей рубрики "Связь времен".

2 Там, например, где никого особенно не удивит шестидесятилетний мужчина, муж и отец, вдруг осознавший себя воплощением супруги бога Кришны и ушедший в соответствующую религиозную практику.
Ответить

Вернуться в «Старшие Арканы»