Маг (Г. Бенденко)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Маг (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

В исторических колодах на этой карте изображался не то фокусник, не то ремесленник со своим товаром. Когда система Таро стала восприниматься как магическая, слово "маг" стало звучать гордо и поза фигуры на карте сделалась величественной, а на столе появились узнаваемые символические атрибуты.

Изображение

Классическая иконография
Молодой мужчина стоит перед столиком с выложенными на нем символами четырех мастей: воздуха - кинжалом, воды - чашей, земли - монетами, огня - дубинкой. Магический жезл, соответствующий Духу, Маг держит в поднятой правой руке. Из нововведений, появляющихся в колодах, мы можем отметить, что у современного Мага появляется новый, пятый элемент на его рабочем столике(2), в то время как жезлом (огнем) считается тот, который Маг держит в руке.

Демиург
Демиург - в античной философии "создатель космоса" - в переводе с древнегреческого означает не что иное, как "ремесленник". А Платон ввел понятие бога-творца, демиурга созданного мира. Бог-демиург взял за прототип мир идей и слепил некую неумопостигаемую модель, по которой сотворил уже физический космос. "Ведь Бог, желая видеть все вещи благими и, насколько это возможно, ни единой с изъяном, принял на себя все из видимого, что, лишенное покоя, металось неправильно и беспорядочно, и привел все это из разобщения к порядку, рассудив, как лучше подобает ему быть" (Платон, "Тимей"). Негативные, "плохие вещи мира" с этой точки зрения оказываются лишь неупорядоченными остатками некосмизированного хаоса или же повторением, подражанием уже сотворенному (а потому не столь совершенным, как идеал). Потому что "Бог, скомпоновав все части всех вещей с тщанием и точностью, насколько позволила природа необходимости (т. е. материи), спонтанная и ускользающая, повсюду придал им согласованные пропорции и гармонию". Интересно, что Платон особое внимание уделяет правильной работе со стихиями при творении мира. "Однако видимым ничто не может стать без участия огня, а осязаемым - без чего-то твердого, твердым же ничто не может стать без земли. По этой причине Бог, приступая к составлению тела Вселенной, сотворил его из огня и земли. ...Бог поместил между огнем и землей воду и воздух, после чего установил между ними возможно более точные соотношения, дабы воздух относился к воде как огонь к воздуху и вода относилась к земле как воздух к воде. Так он сопряг их, построя из них небо, видимое и осязаемое. На таких основаниях и из таких составных частей числом четыре родилось тело космоса, упорядоченное благодаря пропорции, и благодаря этому в нем возникла дружба... При этом каждая из четырех частей вошла в состав космоса целиком: устроитель составил его из всего огня, из всей воды, и воздуха, и земли, не оставив за пределами космоса ни единой их части или силы" ("Тимей"). Дальнейшее описание творения мира демиургом похоже на описание конкретного ремесленного метода. Творение мира также связано и со временем: у Плотина душа, создавая космос, вначале сама сделалась временем, а потом отдала во власть времен видимый мир.

Платоновский демиург, создатель мира, далек от величия и пафоса создателей мира в иудаизме, христианстве и следующем за ними гностицизме. Это не Бог Отец христианства и не Злой Демиург гностиков. В деизме бог-демиург лишь создал мир и более в дела мира не вмешивается. Эта идея возникла и оформилась в начале XVII века - в духе рационализма Нового времени. Позже, с утверждением рационализма, идея демиурга - персонификации сознательного миротворен и я ушла за пределы философии и даже религии, но вновь объявилась и стала популярной в эпоху фэнтези и ролевых, или стратегических, игр, поглотивших внимание молодой части человечества с последней четверти XX века. Тема демиурга стала очень популярной, и при этом буквально каждый мог себя представить в этой роли (в игровой или же политической или научной сфере). Мир сделался вдруг маленьким и познаваемым, поддающимся воздействию. Стало вновь возможным сотворение мира (игрового или какой-то части реального) - уже не на уровне божественных сил, а в доступной человеческому пониманию форме. Демиург вновь стал ремесленником, создателем своего некоего творения.

Маг в Таро - это своеобразный демиург. В его акте творения присутствует и упорядочение старого, и создание чего-то нового. Это может быть и часть реального мира (как разовый акт творения), и прекрасная иллюзия целого мира. Маг - творец и фокусник, иллюзионист и настоящий мастер. Мы никогда не можем быть уверены в абсолютной познаваемости демиурга, ни божественного, ни человеческого. Поэтому он - всегда немного трикстер.

Меркурий
Меркурий - планета, соответствующая этой карте. Это же и ее божественный архетип - бог Гермес (у римлян - Меркурий), посредник между богами и людьми, посыльный Зевса-Юпитера. В "Парижских работах" Алистер Кроули так пишет о Гермесе: "У этого бога превосходное чувство юмора. Он чужд сантиментов по поводу своей основной функции; Вселенную он воспринимает как некий замечательный розыгрыш; но при этом он признаёт, что Юпитер серьезен, как сама Вселенная, - хотя и смеется над ним за эту серьезность. Его единственное дело - передача силы от Юпитера, и ничто иное его не заботит. Весть, которую он несет, есть Жизнь; в Юпитере же жизнь дремлет" (перевод А. Блейз), Гермес-Меркурий - это носитель Слова, Логоса, проводник божественной Воли своего Отца. В "Алхимическом Таро" ("Alchemical Tarot") на карте "Маг" изображен сам бог Гермес (Меркурий) с кадуцеем в правой руке.

Карта Мага через образ Меркурия связана с одним из алхимических первоначал - философской ртутью (алхимики отличали обычную ртуть от философской - первоначального вещества и свойства других веществ). Это текучая, динамическая сила любой материи, аналог "пневмы" - духа. Во взаимодействии с серой - мужским началом в природе - философская выступала как проявление женского начала, но в то же время ее рассматривали как "муже-женский", андрогинный металл. Парацельс в XVI веке предложил теорию, согласно которой весь мир состоит из трех философских первоначал - ртути, серы и соли, которые, в свою очередь, образуют все, что состоит из четырех элементов, и содержат в себе "все силы и свойства бренных вещей". Ртуть, по мнению поздних алхимиков, содержит в себе воду и воздух, а сера - землю и огонь.

Если демиург был создателем всего мира или некой его части, то философская ртуть - это само движение, сам процесс и энергия творения, изменения, трансформации... и при всем этом - сохранение единого порядка и даже формы: "...Меркурий обозначает действие во всех его формах и фазах. Он - текшая основа всякой передачи действия и (в рамках динамической теории Вселенной) сама ее субстанция... Таким образом, он есть непрерывное творение" (Кроули А. Книга Тота. Перевод Анны Блейз).

Оператор
Обычно карта "Маг" в Таро связана с ролью оператора в некоей текущей ситуации. Памятуя, что эта карта принадлежит к Старшим арканам, мы не будем обольщаться вневременными возможностями, а воспримем их лишь как актуальные, как некий удивительный и удачный момент времени, чтобы что-то изменить; как накопление ресурсов, достаточное для трансформации происходящего (и при этом довольно безличное, обусловленное то ли судьбой, то ли высшими силами, то ли удачным стечением обстоятельств). Безусловно, изнутри ситуации эта роль может быть чрезвычайно привлекательной в силу того ощущения операторского всемогущества, которое она может дать. Это и дар, и ловушка трикстера, очень умелого и ловкого малого, который способен проворачивать "те еще", а то и вовсе немыслимые дельца - но внезапно на чем-то споткнуться, оступиться и потерять все. Это характерная сила и слабость трикстера. И это иной его лик, в отличие от трикстера-Шута - легкого и непредсказуемого для самого себя. Маг же подразумевает и осознанную деятельность, и План (а еще и "план Б", если повезет). Маг может быть непредсказуем для других, но не для себя самого. Так отличаются друг от друга эти два лика трикстера. Маг в Таро - это тот, кто уже знает, и тот, кто еще познает. Разделены два этих образа в пражском "Сказочном Таро": карте "Маг" здесь соответствует легенда "Озадаченный сказочник" - о сказителе, который рассказал все свои истории королю и не знал, что делать дальше, но тут вдруг явился таинственный незнакомец, выиграл у него в кости все имущество и жену, превратил его в зайца и заставил всячески страдать, а потом превратил обратно и вернул все, что взял, сказав, что он - бог Этус и теперь у сказочника есть история для своего короля. И когда выпадает эта карта, мы можем оказаться в роли как Оператора, так и жертвы его действий, как Знающего, так и Познающего. Жесткий вариант Мага-манипулятора способны дать эротические колоды. Маг колоды "Декамерон" - это хитрый докторишка, уже подготовивший свои инструменты для обслуживания клиентки. Маг "Артурианской легенды" - это, конечно, Мерлин, волшебник короля Артура, сделавший очень многое для того, чтобы состоялись героическая история и рыцарский миф; воспитавший Артура, а затем удалившийся от двора. Теневая часть Мага (это есть и в истории о Мерлине, в которой он становится жертвой любовных чар феи Нимуэ) - это употребление своих магических сил не в том месте и не в то время; достаточно вспомнить знаменитый английский стишок про трех мудрецов в одном тазу, которые пустились по морю в грозу... (3)

Толкователь (Фокусник и Обезьяна)
В наиболее надличностной из всех современных колод - "Таро Тота" Кроули - Маг "...будучи Словом..." по логике вещей является законом причинности, или необходимости и случайности, то есть тайным значением Слова, сущностью Слова и условием его произнесения.

Вследствие этого и, прежде всего, в силу своей двойственности он символизирует одновременно истину и ложь, мудрость и глупость" (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз). Колода Тота представляет скорее божественные идеи из мира идей й символов и некие процессы, которые они порождают. (Потому все расклады на ней скорее экзистенциальны, нежели буквальны.)

В более "приземленных" и "человеческих" колодах Маг - творец слова, его создатель и толкователь, уже не "причина Логоса", а его интерпретация и, скорее, невольный "исказитель" божественной истины, которая не может быть открыта такой, какая она есть, в сотворенном мире.

Отсюда происходит отражение Мага - его Обезьяна. Бродячие актеры, фокусники, "маги" бродят по миру с незапамятных времен, сопровождаемые различными дрессированными животными. Обезьяна - один из излюбленных персонажей передвижного маленького цирка, а то и вовсе единственный спутник бродячего мастера. Древнеримские источники рассказывают, что "обезьяны танцевали, дудели на флейте, перебирали, словно заправские кифаристы, струны кифары, ездили верхом, играли в шахматы". Апулей иронично описывает обезьяну в колпаке и шафранового цвета платье, изображающую прекрасного пастушка Ганимеда. Фокусники и их обезьянки продолжают бродить по миру и в Средневековье: на картине "Фокусник" Иеронима Босха обезьяна сидит в кувшине у "мага", который показывает что-то публике. В Японии фокусники с обезьянами были известны и популярны вплоть до XX века, чему свидетельство - жанровые нэцке.

В мифологическом сознании образ обезьяны - это лик недочеловека и протообраз недобога, пародия и на божественное, и на человеческое. Маг, повинуясь своей трикстерской природе, демонстрирует, обыгрывает, утаивает, пародирует реальность божественную и человеческую в утрированной обезьяньей пантомиме. Собственно, по карте "Маг" это можно делать и без всяких обезьянок.

Об опасности искаженного восприятия предупреждает Дюкетт, толкуя карту "Маг" колоды Тота Кроули: "За правым крылом прячется Кинокефал - Обезьяна Тота. Это существо, словно карабкающееся наверх из правого нижнего угла карты, олицетворяет ироническое проклятие, преследующее Тота-Меркурия и всех, кто достиг степени Мага. Поскольку всякая речь и письмо по природе своей подразумевают возможность лжи и превратного истолкования, космическая задача Обезьяны Тота - постоянно высмеивать работу Мага и извращать его слова. Как замечает по этому поводу Кроули, "проявленность предполагает иллюзию".

Удивительным образом идея "искажения изначального" была осмыслена в эпоху Ренессанса как искусственное подражание и пародирование естественной природы, воплощаемое искусством и культурой. Поэты, художники, ученые - все они были "обезьянами природы", постигающими ее через подражание. Боккаччо пишет: "Я прямо признаю поэтов обезьянами и считаю благороднейшим делом достигать искусством того, что производит всей своей мощью природа". Потому мы вновь возвратимся к Магу Таро как искусному ремесленнику, постигающему истинный смысл природы и естества и тщетно, но с упорством пытающемуся вновь и вновь воспроизвести творение, хотя бы чуть более приближенное к божественному. В колоде "Таро Страны чудес" ("Wonderland Tarot"), созданной по мотивам "Алисы в Стране чудес", изображен фокусник, вытаскивающий небезызвестного Кролика из цилиндра. Еще более буквальное прочтение этой стороны Мага - первый аркан колоды "Фантастический зверинец". Здесь главный герой - Обезьяна в императорском одеянии на сцене театра, выступающая под свист публики из лож и восхищенный трепет партера. В "Таро Нового видения" ("New Vision Tarot"), в котором карты колоды Райдера-Уэйта представлены как бы с обратной стороны, мы видим толпу обывателей перед магом (что возвращает нас к теме ярмарочного фокусника) и маленькую обезьянку в турецкой феске, прячущуюся за подолом его мантии. Не менее забавен и с виду пристойный волшебник в эротическом "Таро Казановы"; карта относится, вероятнее всего, к истории о маркизе д'Юрфе, которой Казанова внушил, что он великий оккультист, и за большое вознаграждение, через его посредничество маркиза сможет родить дитя от элементального духа.

Карта "Маг" в "Таро Элементов" имеет второе название - "Confidence" (смелость, самоуверенность, самонадеянность). На ней фигура в красном трико и маске жонглирует символами элементов (вспомним, что на карте Шута они росли на дереве и были недоступны персонажу) вместе с обезьяной - партнером по трюку. Лозунг этой карты: "Я - знание, и я - невежество, я - ложь, и я - правда". В этом мы вновь видим правду и ложь всякого трикстера, в котором они смешаны так, что никому уже не разделить. Остается принимать все целиком, как есть.

Личность (или Персона)
Маг в некоторых колодах Таро может означать маску, персону, социально приемлемое и выбранное для себя лицо. Это может быть одна из масок трикстера или же инструмент для работы оператора с реальностью. В любом случае Старший аркан будет указывать на архетипическую силу данного процесса или включения смысла.

Персоной первоначально называли маску, которую носили актеры в античном театре. У К.-Г. Юнга "персона" - это приспособительная система или манера себя вести, с помощью которой мы общаемся с миром. Опасность же он видел в отождествлении с ней, повторяя, что Персона - это далеко не все, даже не вся личность человека. В колоде "Олимпийское Таро" ("Olympus Tarot") Маг - именно актер со своей маской.

Маг "Таро Археона" ("Аrсheon Tarot") - это мужчина, готовый к волевым решениям и действиям, воплощение самодостаточной личности и достаточно индивидуалистического подхода, так характерного для современной западной цивилизации. Здесь Маг не создает Вселенную и не подражает Творцу - он творит свой собственный мир своими поступками. Маг Таро Хайндля - совершенно другая фигура... здесь стоит вспомнить теорию о старой душе всех человеческих воплощений и о юной душе каждой новой инкарнации. Юная душа и вечная юность души предстала перед нами в Шуте этой колоды. В Маге настал этап души старой, древней, каждый раз возрождающейся и помнящей весь значимый для нее опыт прошлых жизней. Сквозь лик старца здесь просвечивает образ Другого, нечеловеческого; сходятся солнце и луна, Лед и... мне видятся в этом полосатые паруса викингов. Четыре символа элементов осмыслены здесь как четыре части испытания Грааля: Чаша, Копье, Меч и Камень (меч доставал из камня король Артур, в поисках Чаши и Копья странствовали его рыцари). А поиск Грааля - это поиск человеком сакрального и божественного. Во многих известных системах это растягивается на множество человеческих жизней, целую череду образов, ликов, характеров, личностей.

Маг в нашей жизни
Маг в нашей жизни - это сама способность (и осознание ее) что-то делать, творить, справляться, превращать, изменять, воздействовать; это различные навыки и умения и способность учиться новым. Это та сила, которая говорит нам: "А можно попробовать по-другому? Давай!", или "Ты сможешь!", или даже "А для чего нужна эта красная кнопка? (БУМ!!!!)". И это же - умение узнавать и познавать, анализировать и структурировать; и рационализация как привычный механизм объяснений и защиты; и гностицизм и любопытство Фауста.

Отождествляясь с Магом, мы считаем, что все возможно, если только взять нужные ингредиенты и правильно с ними поработать. Это может привести к довольно инструментальному отношению к другим, миру и к самому себе. Точно так же это может дать потребительское отношение к окружающим, если будет поставлена некая цель, не важно, корыстная или идеалистическая. Отождествление с архетипом этой карты очень хорошо показывает, к каким ужасным последствиям может привести то, что у человека очень хорошо получается... или вдруг получилось. Слишком уж Маг любит придумать идею и проверить ее на практике. (Октябрьский переворот 1917 года в России - грустный, но подходящий пример такого рода.)

Не в силах воплотить Мага Таро в себе, мы проецируем его на окружающих. Тогда люди подчиняются идеализированному Магу, которого находят в своем окружении. И чувствуют себя беспомощными винтиками некоего механизма, который построил кто-то другой. Отсутствие инициативы и любопытства, страх узнать что-то новое или страшное, боязнь ответственности за свои действия - это то, что приносит недостаток проявленности архетипа Мага.

В то же время внезапное его открытие дает не только расширение воображаемых возможностей (как у Шута), но и твердые, ясные и интересные способы сделать свою жизнь лучше.

1 Во время написания этой главы я начала с утра ходить на рынок и в пекарню за свежими продуктами, готовить себе правильные завтраки, учиться сервировать стол - все в рамках космизации времени (дня) и пространства (кухни и дома). Появилась неторопливая методичность, в противовес прежней хаотической спонтанности, сдерживаемой лишь привычками.

2 К примеру, маска в колоде "Богемские Барочные коты".

3 Дюкетт именно с подобным путешествием сравнивает работу с тремя Магами в колоде Тота Кроули. Известны три рисунка Мага, которые подготовила Фрида Харрис. Из них в итоге был выбран один, но издательство AGMuller как-то выпустило колоду с тремя Магами одновременно.
ivmo
Сообщения: 122
Зарегистрирован: Пн 25 июл 2022, 14:33

Re: Маг (Г. Бенденко)

Сообщение ivmo »

Прежде чем разбирать в деталях, я бы задал такой вопрос: а нет ли ощущения, что эта карта перегружена смыслами? И как выразить ее главный смысл в одном предложении?
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Re: Маг (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Первый проект. Дело. Занятие.
Ответить

Вернуться в «Старшие Арканы»