История мнений о предмете психологии

История психологии

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

История мнений о предмете психологии

Сообщение luchnivik »

Душа: все исследователи до начала XVIII века.

Явления сознания: английская эмпирическая ассоцианистская психология – (психология ассоциативная) – психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация. В ее основе лежал сформулированное Спинозой правило, ныне называемое законом ассоциации, – специфической связи, устанавливаемой между идеями. Главенствовала до начала XX в. (Дэвид Гартли (1705 – 1757), Джон Стюарт Милль (1806 – 1873), Александр Бэн (1818 – 1903), Герберт Спенсер (1820 – 1903)).

Непосредственный опыт субъекта: структурализм – направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр. Структу́рная лингви́стика — языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания (Вильгельм Вундт (1832 – 1920)).

Интенциональные акты сознания: функционализм – подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале ХХ в. (Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер), прежде всего в американской экспериментальной психологии. Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию (Зона Брока, Зона Вернике и др.), однако с тех пор представления функционалистов подверглись коренному пересмотру в связи с развитием когнитивной психологии и нейробиологии. (Франц Брентано (1838 – 1917)).

Происхождение психических деятельностей: психофизиология – раздел психологии, посвященный изучению роли биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности . В зависимости от исследовательской области выделяют психофизиологию ощущений и восприятий - речи и мышления, эмоций, внимания, произвольных действий, дифференциальную психофизиологию. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении тела и психики человека и их взаимодействии (Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905)).

Поведение: бихевиоризм – направление в психологии, в центре изучения которого находится поведение. Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта в противоположность ассоцианизму и психоанализу (Джон Уотсон (1878 – 1958)).

Бессознательное: психоанализ – семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс; используется в психотерапии. Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа – бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах (чаще сексуальных). Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом (Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)).

Процессы переработки информации и результаты этих процессов: гештальт-психология (Макс Вертгеймер).

Личный опыт человека: гуманистическая психология – ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика (Абрахам Маслоу (1908 – 1970), Карл Рэ́нсом Роджерс (1902 – 1967), Виктор Эмиль Франкл (1905 – 1997), Ролло Мэй (1909 – 1994)).
Ответить

Вернуться в «Летопись Психеи»