Этап Нового времени в истории психологии

История психологии

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Этап Нового времени в истории психологии

Сообщение luchnivik »

Начиная с XVI-XVII в.в., одновременно с бурным развитием естественнонаучного знания наметился прогресс и в познании психики. Большой вклад в развитие психологии внесли крупнейшие философы того времени. Среди них особо следует отметить Р. Декарта, Т. Гоббса, Д. Юма и Дж. Локка.

Идеи Р. Декарта носили, как говорят современные ученые, механистический характер. Он считал, что с помощью механики и математики можно объяснить и процессы, происходящие в живой природе, в том числе поведение животных и человека. Это, безусловно, было ошибкой, но Р. Декарт ввел в науку понятие "рефлекс" и изложил понимание его сущности, а это стало очень большим достижением.
Он приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: "Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим". Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке?

Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют, что позволяет "животным душам", находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам - двигательным нервам - в мышцы, которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты.

Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Это декартовский дуализм - тело, действующее механически, и управляющая им "разумная душа", локализованная в головном мозгу. Таким образом, понятие "Душа" стало превращаться в понятие "Разум", а позднее - в понятие "Сознание". Знаменитая декартовская фраза "Я мыслю, значит я существую" стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология — она сделала своим предметом сознание.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза. По его мнению, нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Мышление в его концепции рассматривается как вечное свойство субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

Д. Юм создал философское учение, имевшее ярко выраженное субъективисткое содержание. В центре его философии лежала проблема человека, его психики, сознания и морали. Он стал одним из родоначальников того направления философии, которое позднее было названо субъективным идеализмом и ставило в центр мироздания индивидуальную психику и сознание. Что касается Т. Гоббса и Дж. Локка, то их идеи в значительной мере противостоят рационализму Р. Декарта. Они придавали большое значение так называемому чувственному опыту человека, возникающим у него ассоциациям, его самосознанию и рефлексии.

Дж. Локк рассматривал душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие "ассоциации" — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает изучению умственной деятельности и сознания. Локк считал также, что существует два источника всех знаний человека: первый источник — это объекты внешнего мира, второй — деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии. Рефлексия — по Локку — это "наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность", это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня — восприятия, мысли, желания (они есть у каждого человека и ребенка); процессы второго уровня — наблюдение или "созерцание" этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познают свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.

Идеи Д. Юма и Дж. Локка приобрели особую популярность позже, в конце XVIII и в начале XIX в.в., когда предшественники научной психологии стали широко использовать метод интроспекции (самопознание) и возникло самое раннее теоретическое психологическое учение, получившее название ассоцианизма.

Этот этап продолжался до второй половины XIX в. На всем его протяжении психологические проблемы разрабатывались, с одной стороны, философами (кроме названных нужно отметить И. Канта, И.Г. Фихте, А .Шопенгауэра и др.), с другой стороны, большая заслуга принадлежит практикующим врачам того времени (особенно английским), многие из которых оставили архивы наблюдений за своими пациентами. В этих записях фиксировались особенности поведения людей в разных ситуациях, их психологические реакции на разные факты и события. Можно считать, что так накапливался конкретный психологический материал для научных обобщений.

Источник: kpfu.ru
Ответить

Вернуться в «Летопись Психеи»