Античный этап истории психологии

История психологии

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Античный этап истории психологии

Сообщение luchnivik »

В это время появились первые письменные труды, в которых рассматривались психологические проблемы.

Согласно Платону, который был учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела. Душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и порождение мировой души. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. Душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздирается различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделения (мотивация).

Разум размещается в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный "мир идей". Поскольку душа — самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. "Не стыдно ли людям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?" — спрашивают Сократ и Платон.

Аристотель, как и Платон, отрицал взгляд на душу как на некое вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или "психе", — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так и душа человека — это сущность живого тела, это осуществление его бытия, — считал Аристотель.

Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма. Центр, "психе", находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение.

Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия.

Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является ум (разум), привносимый извне в виде божественного разума.

Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа". Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений. Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе.

Примерно в это же время древнегреческий врач Гиппократ создал первую психологическую теорию – теорию темперамента, которая, несмотря на ошибочность исходных положений, сохранила значение до сих пор. Мы должны быть благодарны Гиппократу уже за то, что 2500 лет назад он обратил внимание на существование такого психического явления, выделил типы темпераментов, а у двух его типов (холерический и меланхолический) до наших дней сохранились те названия, которые были даны им. Учение Гиппократа получило известность и популярность, а в римскую эпоху, в III веке нашей эры его развивал другой древний врач – Гален. До сегодняшних дней проблема темперамента продолжает занимать важное место в общей психологии и привлекает внимание ученых. Мы тоже рассмотрим ее в одной из последующих лекций.

Античных ученых и мыслителей волновали и другие проблемы, имеющие непосредственное отношение к психологии. Большой интерес представляют, в частности, этико-философские учения Эпикура и стоиков, в которых была сделана одна из первых попыток объяснить смысл и общее предназначение существования человека. Эпикур исходил из приоритета ощущений и чувств над другими элементами психики и отсюда делал вывод о том, что человек создан для удовольствий и наслаждений (отсюда термин "эпикурейство"). Стоики, наоборот, полагали, что основой всей психики является разум, а, следовательно, человек должен приносить пользу себе и окружающим, ограничивать свои эгоистические наклонности.

Источник: kpfu.ru
Ответить

Вернуться в «Летопись Психеи»