Определения. Часть 5. Дифференциация (Д. Биби)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Определения. Часть 5. Дифференциация (Д. Биби)

Сообщение luchnivik »

В «Психологических типах» Юнг предложил исчерпывающее понятие селективной дифференциации различных функций сознания как ключ к различным степеням и стилям проявления сознания отдельных людей.

Как он отмечает в 79-страничном разделе определений в конце книги:
Дифференциация. Означает развитие отличий, выделение частей из целого. В данном труде я пользуюсь понятием дифференциации, главным образом, применительно к психологическим функциям. Пока одна функция настолько еще слита с другой или с несколькими другими функциями, например мышление с чувством или чувство с ощущением, что не может выступать самостоятельно, она пребывает в архаическом (см.) состоянии, она не дифференцирована, то есть не выделена из целого как особая часть и не имеет, как таковая, самостоятельного существования.

Недифференцированное мышление не может мыслить отдельно от других функций, то есть к нему всегда примешиваются ощущение, или чувство, или интуиция - точно так же недифференцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями, как, например, в сексуализации (Фрейд) чувства и мышления при неврозе. (Jung 1971: 424-5)

Пока функция недифференцирована, она не может быть сознательно развернута с помощью направленного психического процесса, который, действительно, находится под контролем эго, и применяется к достижению целей и решению задач: «Без дифференциации невозможно направление, потому что направление функции или соответственно ее направленность покоятся на обособлении ее и на исключении всего не сопринадлежащего. Слияние с иррелевантным делает направленность невозможной - только дифференцированная функция оказывается способной к определенному направлению» (Jung 1971:425)
Эти отрывки дают нам ключ к пониманию, почему в первом английском переводе (Герберта Бейнса) «Pyschologische Typen», работа сопровождалась подзаголовком: «или психология индивидуации». (Jung 1921, 1923) Один из способов понять, что Юнг имел в виду под понятием индивидуации, является поступательная дифференциация различных психологических функций сознания. Потому что, как он выразился в другом месте в разделе определений, «индивидуация есть процесс дифференциации, имеющий целью развитие индивидуальной личности». Она обеспечивает «расширение сферы сознания и сознательной психологической жизни» (Jung 1971: 450)

Поскольку Юнг также считал, что индивидуация, то есть развитие сознания, - это естественный процесс, он чувствовал, что существует способ упорядоченно описать, как он разворачивается в каждом из нас. Поэтому он использовал идеи своих «Психологических типов», чтобы предложить определенные установки развития. Эти установки, по большей части, игнорируются за пределами узкого круга тех, кто интересуется теорией психологических типов, но они-то и являются самыми важными, так как дают ключ к понимаю большинства происходящего в психотерапии, когда личность начинает развиваться (см. прим. 6)

6 - «Функция» строго говоря, относится к четырем функциям сознания: ощущению, мышлению, чувствованию и интуиции. В то время как «установка» предполагает привычное направление внимания: экстравертное или интровертное, когда психика действует или реагирует (Jung 1971:414). В литературе подобного рода, принято идентифицировать экстравертное и интровертное развертывание функции при ее определении; поэтому вместо того, чтобы говорить о четырех функциях и двух отношениях, сегодня говорят о восьми функциях-отношениях (Thompson, H. 1996). Эти восемь когнитивных способов предлагают полный набор возможностей для сознательной ориентации, которые потенциально могут дифференцироваться в процессе нашей индивидуации.
Ответить

Вернуться в «Психотипы Юнга»