Определения. Часть 3. Интровертные функции (Д. Биби)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Определения. Часть 3. Интровертные функции (Д. Биби)

Сообщение luchnivik »

Представление Юнга об интровертном использовании функции происходит из его персонифицированного представления о ком-то, «зависящим от идеи». Он объясняет, что он использует термин идея, «чтобы выразить значение изначального образа» (Юнг 1971: 437), то есть, архетип. Интровертной функцией, таким образом, является та, которая отворачивается от объекта и обращается к архетипической «идее», которой объект наиболее соответствует. Эта архетипическая идея, находящаяся во внутреннем мире, может быть понята как глубокая мысль, ценность, метафорический образ, или модель реальности, в зависимости от того, какая функция является интровертной: мышления, чувствования, интуиции или ощущения. Когда интровертная функция используется для ориентации на нечто внешнее, в конечном итоге, происходит сравнение с архетипом, а не со стимулирующим объектом или самой ситуацией, - именно это управляет вниманием функции. Такая позиция может казаться отходом от самого объекта.

Интровертное ощущение, как процесс, таким образом, «руководствуется интенсивностью субъективного ощущения, возбуждаемого объективным стимулом» (Jung 1971: 395). Это означает, что человек, у которого эта функция сильно выражена, будет немедленно реагировать на внутренние, телесные ощущения, вызванные, например, едой, поданной к столу. Так, вздутие живота, или количество перца в блюде, даже уровень шума за столом, могут оказаться более значимыми для его хорошего настроения на званом обеде, чем тщательно собранная хозяином или хозяйкой компания. Такую реакцию мог вызвать диссонанс с архетипом хорошей еды, обусловленный чрезмерной стимуляцией. Этот процесс обычно не виден. Если смотреть со стороны на человека с преобладающей функцией интровертного ощущения, в первую очередь, создается впечатление, будто субъект вообще не испытывает эффекта от объекта. Вмешательство может быть настолько резким, что личность начинает защищаться от всех внешних влияний (Jung 1971:396).

Та же функция, конечно, может проявляться и с помощью визуального сигнала: фильмы Альфреда Хичкока, который, по всей видимости, использовал эту функцию как доминирующую, ослепляют нас сверхъестественной силой казалось бы, обычных изображений, вызывая неожиданные, архетипические реакции.

Действия тех, у кого преобладает интровертная функция (интровертная интуиция или, скажем, интровертное чувствование) могут восприниматься окружающими как обесценивание объекта. Когда интровертная интуиция играет ведущую роль, иногда кажется, что юнгианские исследования могут потерять пациента в лабиринте мифологических «расширений». Поэт Рильке, чья восприимчивость, по всей видимости, характеризуется сильным интровертным чувствованием, говорят, написал своей новой любовнице: «Я тебя люблю, но, конечно, это не твое дело».

Особенно трудной интровертной функцией, с точки зрения личных отношений, является интровертное мышление, потому что, когда оно направлено на человека, «у него возникает очень сильное чувство, что его оценивают только в негативном ключе». Часто «он чувствует, что от него загораживаются, как от чего-то безусловно, беспокоящего» (Jung 1971:383). Когда эта функция используется, человек, действительно, пытается отстраниться от волнующего его объекта. Это происходит потому, что человек, с такой преобладающей функцией «создает мир своих идей, и никогда не откажется от своей мысли, даже если она может оказаться опасной, губительной, еретической, или ранящей чувства других людей» (см. прим. 4) (Jung 1971:384). Идеи, которые встречаются, тем не менее, являются архетипическими идеями, которые могут отличаться от общепринятых, но при этом могут быть гораздо более глубокими и соответствующими фактическому определению ситуации, чем диктат стандартного экстравертного мышления. Эти «новые» мысли, однако, очень трудно сформулировать, и функция интровертного мышления часто продолжает совершенствовать свою концепцию до бесконечности, когда терпение других уже исчерпано: человек с такой сильной функцией просто не знает, когда пора остановиться.

Интровертная интуиция, как функция, обеспокоена «фоновыми процессами сознания», а для человека, использующего эту функцию дифференцированно, «бессознательные образы приобретают достоинство реальных вещей.» (Jung 1971: 399) Это тот тип сознания, который естественно «воспринимает образы, возникающие из априорно унаследованной основы бессознательного». То есть вместо того, чтобы думать о предмете, проводя сравнение с помощью своего жизненного опыта, или ощущая архетип, который возникает в сознании в связи с ситуацией, функция интровертной интуиции непосредственно осознает архетип как образ, можно сказать, «видит» его. Поэтому функция интровертной интуиции отвечает за воображаемый опыт, который другим часто кажется «мистическим».

Интровертное чувствование, напротив, может только почувствовать архетипический образ ситуации. Оно не может его видеть. Древняя индийская история про трех слепых и слона приобретает новый смысл, если учесть, что Индия является страной, где интровертное чувствование, как нам кажется, преобладает в коллективном сознании. Таким образом, все трое слепых (в некоторых версиях - целых шесть, а иногда рассказывают и о городе, в котором все жители слепы), можно сказать, представляют функцию интровертного чувствования, двигаясь, в прямом смысле слова, на ощупь вокруг архетипа (слон - посередине). Обязательно, мыслительное определение этого опыта в любой момент будет частичным «Это веревка», «Это змея», «Это большая глиняная стена» - но этот процесс не закончится, пока слон не будет ощупан полностью. Важно знать, что когда доминирует функция интровертного чувствования, например, чувствуя что-то «плохое», человек чувствует все архетипические категории «плохого» и, вероятно, не остановится, пока не прочувствует все архетипическое зло.

Как говорит Юнг:
Глубину этого чувства можно лишь предугадывать, но ясно постигнуть ее нельзя. Оно делает людей молчаливыми и труднодоступными, ибо оно, подобно мимозе, свертывается от грубости объекта, чтобы восчувствовать сокровенные глубины субъекта. Для обороны оно выдвигает отрицательные суждения чувства или поразительное равнодушие 5. (1971: 387)
Возможно, когда мы в депрессии, мы все погружаемся в наше интровертное чувствование. При осознании интровертного чувствования важно понять, что архетипы могут ощущаться во всех своих деталях, они могут представляться непосредственно интуитивно или пережитыми соматически. Как пишет Юнг, «Изначальные образы, как известно, в той же степени являются идеями, сколь и чувствами. Поэтому такие основополагающие идеи, как Бог, свобода и бессмертие, имеют настолько же ценность чувства, насколько и значение идеи». (1971: 387-8)

4 - Полностью отрывок звучит несколько иначе: «Если он уже при построении своего идейного мира не страшится даже самых смелых дерзаний и не воздерживается от мышления какой бы то ни было мысли - ввиду того, что она опасна, революционна, еретична и оскорбляет чувство, - то все же его охватывает величайшая робость, как только его дерзанию приходится стать внешней действительностью.» Карл Густав Юнг. Психологические типы Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001- доступ до книги http://www.lib.ru/PSIHO/JUNG/psytypes.txt
Ответить

Вернуться в «Психотипы Юнга»