Определения. Часть 1. Функции эго (Д. Биби)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Определения. Часть 1. Функции эго (Д. Биби)

Сообщение luchnivik »

В «Психологических типах» Юнг приходит к выводу, что существует четыре функции сознания, которые называются ощущение, мышление, чувствование и интуиция. Это не собственные термины Юнга, более того, они взяты из истории психологии, и несут на себе тень предыдущих значений, оставленную многими целителями и философами. Вспомним четыре темперамента Гиппократа: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик. Теория психологических типов Юнга некоторым образом напоминает «психологию способностей» XVIII века, разработанную такими теоретиками как Христиан фон Вольф и Томас Рид, по мнению которых, сознание состоит из различных сил и качеств, которые называются «способностями». Одна из этих способностей – воля (willing) - стала для Шопенгауэра главным атрибутом бессознательного разума. Фрейд и Адлер разовьют эту тему в их теориях желания и сверхкомпенсации. Их идея эго была фактором, которому пришлось защищать себя от слишком большого знания о воле и бессознательном разуме. Способности эго могли бы, таким образом, лучше определиться как способы защиты, даже если эти защиты позволяли психике преследовать свои истинные цели под маской, как оно и было.

Юнг, постоянно акцентируя внимание на возможностях сознания, принимает волю, как часть эго (Jung 1971: 486). Сосредоточившись на функциях, эго нуждается в ориентации в любой реальности, с которой оно должно совладать. Чтобы понять реальность, рассуждал он, нам нужна функция сознания, которая регистрирует действительность как реальное: он назвал это функцией ощущения, обеспечивающей нам ощущение того, что явление существует (Юнг 1968: 11). Потом, говорил он, нам нужна функция для определения того, что мы воспринимаем, когда мы замечаем что-либо: это он назвал функцией мышления. После этого он понял, что нам нужна функция, определяющая ценность того, что мы восприняли и назвали, это называется функцией чувствования. (см. прим. 3) Наконец, он осознал, что нам требуется функция, дающая возможность предугадать последствия или возможности явления, воспринятого эмпирически, определенного логически, и оцененного с точки зрения категориальной принадлежности: он назвал это функцией интуиции.

Юнгу было легче определить первые три функции, чем четвертую. Как-то раз он сказал: «Ощущение говорит нам, что предмет существует. Мышление говорит нам, чем предмет является, чувствование говорит, чего он стоит для нас. Что же еще может быть? Можно было бы предположить, что мы имеем полное представление о мире, когда нам известно, что что-то существует, что оно такое, и в чем его ценность» И сразу же он добавил: «Но есть и другая категория - время. У всего есть прошлое и будущее. Предметы и явления приходят откуда-то, они идут куда-то, и вы не можете видеть, откуда они пришли, и вы не можете знать, куда они идут, но у вас есть то, что американцы называют предчувствием» (Jung 1968: 13). Это предчувствие, и, в какой-то мере, веру в него, имел в виду Юнг, когда говорил об интуиции. Он стал доверять этому, по существу, иррациональному процессу восприятия. Это понимание - часть обращения Юнга к людям, от природы склонным использовать свою интуицию при ориентировании в реальности.

Юнг считал, что чувствование и мышление являются рациональными, а ощущение и интуиция - иррациональными функциями. Он не поддержал противопоставления разума и страсти, предлагаемого «психологией способностей». Юнг понимал «чувствование» как рациональный процесс, то есть, не влияющий (мы иногда говорим, что он «чувствуется») и не являющийся результатом более бессознательных процессов, основанных на эмоциях. В то же время, он признавал, что наши комплексы «обусловлены чувствами». Более того, Юнг давал понять, что он рассматривает процесс установления чувственной оценки как функцию эго, которая была столь же рациональна в своей деятельности, как процесс определения и создания логических связей (мышление). Юнг также признавал ощущения, хотя они являются очевидной базой для нашего эмпирического восприятия реальности, столь же иррациональным способом, как и интуитивное восприятие, которое посылает нам наши «предчувствия». Причина такого вывода в том, что мы не можем рационально выбрать, что именно нам удается увидеть, услышать, осязать или почувствовать на вкус и запах. Связав чувство с мышлением как рациональные функции, и ощущения с интуицией как иррациональные функции сознания, Юнг отказался от привычки XIX в. соединять чувства и интуицию, как свидетельство «романтического» темперамента, а мышление и ощущение, как несомненные признаки «практического» нрава. Наоборот, в «Психологических типах» он убедительно доказывает, что сознание для всех нас является продуктом как рациональных, так и иррациональных процессов столкновения с реальностью и ее оценки.

3 - Каролин Фей (1996) предложила называть это «ценностным чувствованием»
Ответить

Вернуться в «Психотипы Юнга»