Позиция Юнга по вопросу о психологических типах (Д. Биби)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Позиция Юнга по вопросу о психологических типах (Д. Биби)

Сообщение luchnivik »

Начиная с текста, отмечающего поворот в его развитии, «Либидо, его метаморфозы и символы»(1912) (см. прим.1) у Юнга возникло понимание, что движения души, которые можно наблюдать во время анализа, связаны с развитием сознания. Он также смог распознать, что у разных людей сознание не проявляется стандартизировано и одинаково. Более того, Юнг представил концепцию сознания, как центра эго, выражающего его способность ориентироваться в психике с помощью различных установок и функций.

Такая точка зрения начала зарождаться у Юнга, когда он изучал словесные ассоциации в психиатрической клинике Бургхельцли, начиная, примерно с 1902 года. В «Ассоциации нормальных субъектов», написанной вместе с Францем Риклином, Юнг описывает как ассоциации, вызванные у субъектов, называнием серий из 400 различных слов-стимулов, могут продемонстрировать влияние бессознательных комплексов.

Но даже в этом раннем исследовании Юнг признает, что «один принципиальный фактор – это индивидуальный характер». Он и Риклин писали:

В ходе наших экспериментов легко распознаются два типа:
(1) Тип, использующий в своих реакциях субъективный, часто основанный на ощущениях опыт.
(2) Тип, чьи реакции демонстрируют объективное, безличное настроение. (Jung 1973: 148).

Позже, в сентябре 1913г., в лекции, прочитанной на Психоаналитическом конгрессе в Мюнхене, Юнг, обращаясь к психопатологии, которую он наблюдал во время работы в клинике, вновь рассматривает два основных типа «отношения к объекту» (и к себе). Первый – «истерический», чья «центробежная» экстраверсия «демонстрирует, как правило, интенсивность ощущения, превышающую норму». Второй – «шизофренический», у которого при «центростремительной» интроверсии «реакция вообще не достигает нормального уровня» (см. прим. 2) (Jung 1971: 499-500). Это добавило новое измерение помимо присутствия комплекса проблем, анализирующих субъективность сознания, проблем, которые другие науки, включая экспериментальную психологию, уже признали как «личностное выравнивание», термин, принятый Юнгом для описания развивающегося поля изучения. (Shamdasani 2003: 30-31).

На протяжении следующих семи лет с помощью Ганса Шмидт-Гисана и Тони Вольфа Юнг начал разрабатывать свою типологическую теорию. Переписка со Шмид-Гисаном, в частности, помогла ему изучить и преодолеть уравнивание ощущения с экстраверсией и мышления с интроверсией. Коллега Юнга, Тони Вольф помогла ему убедиться, что за пределами экстраверсии-интроверсии и мышления-чувствования, которые до сих пор организовывали психику только на строго рациональной основе, существует иная ось ориентации, которую его теория должна принимать в расчет, «иррациональная» ось ощущения-интуиции. Сам Юнг признал, что разница между его изначальной осью «мышление-чувствование» и осью «ощущение-интуиция» Вольф состояла в том, что первая пара функций приводилась в действие с помощью рационального способа интерпретации опыта, в то время как вторая в большей степени иррационально постигала данное нам внешним и внутренним миром, и, следовательно, не использовала дополнительные процессы познания или оценки. (См. Marshall, 1968) К тому времени, когда он подошел к написанию «Психологических типов» в 1919 и 1920 гг., он уже представлял себе сложную систему анализа типов сознания, охарактеризованных по четырем основным дихотомиям: экстраверсия - интроверсия, мышление – чувствование, ощущение - интуиция и рациональное – иррациональное. Это была система, которую он продолжал защищать всю жизнь, и которая стала основным содержанием всех последующих работ Юнга по психологическим типам.

1 - Название дается по русскому переводу Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: ВЕИП, 1994. http://www.uraapp.ru/proekty/biblioteka ... .g.-yunga/

2 - Термины «экстраверсия» и «интроверсия», представляют, очевидно, адаптацию терминов Бине «экстерноспекция» и «интроспекция» (Binet 1903 cited by Oliver Brachfeld in Ellenberger 1970: 702-3)
Ответить

Вернуться в «Психотипы Юнга»