В США была опубликована книга: MacArthur, R. and Wilson, Е.О., The Theory of Island Biogeography, «... два американских учёных, Роберт МакАртур и Эдвард Уилсон, создали теорию R-К отбора. Теорию двух разных стратегий размножения живых существ. Теория двух стратегий оказалась настолько удачной, что используется в ряде наук, признана практически всеми, вошла в учебники и в учебные пособия. R-стратегия - это рождение за единицу времени как можно большего числа детёнышей. О каждом из них можно практически не заботиться, и каждый детёныш имеет не очень много шансов выжить. Муха откладывает 5 млн. яичек - и что, она очень волнуется по поводу судьбы этих 5 млн. будущих маленьких мушек? Сотнями тысяч и миллионами откладывают яички насекомые, ракообразные, моллюски. Рыбы, которые вымётывают «всего» десятки тысяч икринок, тем более лягушки, вымётывающие тысячи икринок, - это просто идеальные родители в сравнении с более простыми существами. Конечно, и они никак не заботятся о своих потомках, но эти более сложные животные вынуждены выметывать более сложные, более крупные икринки - а тем самым выметывать меньшее число этих икринок. Некоторые виды рыб уже стараются охранять своих вылупившихся рыбят: строят им гнезда, нападают на появившихся хищников. Некоторые виды даже держат мальков в собственном рту, и там мальки спасаются в случае опасности. Это уже элементы К-стратегии: рождения небольшого числа детёнышей, каждый из которых важен и ценен. Чем сложнее вид - тем ценнее для него каждая отдельная жизнь, тем меньше детёнышей погибает между рождением и смертью. Чем проще устроено живое существо, тем меньше его надо учить и готовить к жизни, тем быстрее оно становится взрослым. Мышь может родить три раза в год по десять мышат. Роды у мыши проходят очень легко, а малыши через три недели становятся взрослыми. Они уже могут о себе сами позаботиться, мать выгоняет их и готова родить новых. Если мышата не будут погибать - мир скоро заполнится полчищами взрослых мышей. У более сложных животных - слонов, шимпанзе, лосей, зубров - детёнышей рождается меньше, и они реже погибают. Но и у крупных сложных животных физиологическая норма - смертность 60-70% новорожденных. Самка шимпанзе и слона рожает за свою жизнь 10-15 раз. 7, 10 или даже 12 из этих детёнышей умрут до того, как станут взрослыми. Вырастут и сами дадут племя те самые 2 или 3 детёныша, которые необходимы для воспроизводства вида. После катастроф при взрывах вулканов, после цунами новые острова и побережья «захватывают» живые существа с R-стратегией. Но вскоре более крупные, сложно устроенные животные с К-стратегией начинают господствовать. Эволюция - во многом борьба не за выживание, а за господство».
Буровский А.М., Феномен мозга. Тайны 100 миллиардов нейронов, М., «Яуза»; «Эксмо», 2010 г., с. 77-79.
Источник
Всем организмам приходится расходовать энергию и ресурсы на размножение. Как утверждает теория эволюции, природа берет на вооружение те репродуктивные стратегии, которые позволяют произвести наиболее преуспевающее (приспособленное) потомство — остающееся в живых до тех пор, пока оно само не оставит потомков. В действительности, в природе существуют две противоположные стратегии — стратегия r и стратегия К, и выбор в пользу одной из них зависит от условий окружающей среды.
В среде обитания с постоянными условиями (или, по крайней мере, предсказуемыми для каждого времени года), для которой характерны лишь незначительные колебания биологической среды, размер популяций, как правило, более или менее постоянный. В такой среде успех размножения определяется, главным образом, конкуренцией между взрослыми особями, поэтому наиболее перспективной оказывается стратегия сосредоточения ресурсов в нескольких потомках и сохранения их до того момента, когда они смогут вступить в игру. Такая стратегия, наиболее полно представленная у приматов, затрачивающих немало времени и усилий на воспитание детенышей, называется стратегией К. (Название связано с тем, что как было сказано выше, в этом случае размер популяции близок к потенциальной емкости экосистемы, обозначаемой символом К.)
Диаметрально противоположная стратегия реализуется в среде с непредсказуемыми условиями, или среде, в которой время от времени происходят неблагоприятные события, например крупные шторма или наводнения. В такой среде периодически наблюдается массовое вымирание с последующим быстрым ростом численности популяции, в отсутствие конкуренции. В периоды роста численности популяции между собой конкурируют в основном молодые организмы, поэтому наилучшей оказывается стратегия многочисленного потомства, готового занять освободившуюся нишу. Такая стратегия оправдывает себя даже во время периодических стихийных бедствий, поскольку летальный исход обычно связан не с конкурентными преимуществами, а с более или менее случайными событиями. Таким образом, забота о потомстве не дает никакого преимущества, поскольку выживание детенышей в реальности не зависит от вложенных в воспитание родительских усилий. В соответствии с этой так называемой r-стратегией организмы производят крайне многочисленное потомство. И хотя лишь очень немногие представители этого потомства смогут выжить в нормальных обстоятельствах, оно быстро возьмет верх в условиях массового вымирания в других популяциях после природных катаклизмов. Примером видов, реализующих r-стратегию (r — символ, обозначающий скорость размножения), могут служить одуванчики, которые запросто «бросают на ветер» сотни семян и быстро захватывают территории с нарушенным грунтом. В неустойчивой окружающей среде популяция начинается с низкого уровня с последующим экспоненциальным ростом численности. Для вида, реализующего r-стратегию, гораздо важнее скорость размножения, нежели потенциальная емкость экосистемы.
Источник
r и K стратегии размножения
Модератор: luchnivik
Вернуться в «Зал естествознания»
Перейти
- Первый уровень Вневременья
- ↳ Прихожая
- ↳ Пачка газет "Новости Вневременья"
- ↳ Полка с Инструкциями и Конституциями
- ↳ Этажерка с погодниками
- ↳ Секретер Ivmo
- ↳ Радио
- ↳ Кулинарный уголок
- ↳ Рецепты
- ↳ Продукты
- ↳ Оранжерея
- ↳ Скамейка у песочницы
- ↳ Медицинский кабинет
- ↳ Закусочная "У Психеи"
- ↳ Соискательская
- ↳ Спортзал
- ↳ Аромалампа
- ↳ Камертон
- Второй уровень Вневременья
- ↳ Зал естествознания
- ↳ Секция физиологии
- ↳ Секции физики
- ↳ Секция механики
- ↳ Зал обществознания
- ↳ Зал истории Древнего мира
- ↳ Алтарь истории религии
- ↳ Кладовая Психеи
- ↳ Трансактное ожерелье
- ↳ Книжная полка
- ↳ Телефон для связи с Бытием
- ↳ Два гештальт-стула
- ↳ Телесно-ориентированный коврик
- ↳ Психометрический чемоданчик
- ↳ Теория темпераментов
- ↳ Характерология Феофраста
- ↳ Психотипы Юнга
- ↳ Архетипы Юнга
- ↳ Путы Аты
- ↳ Нарушения нейропсихического развития
- ↳ Нарушения интеллектуального развития
- ↳ Нарушения речевого развития
- ↳ Нарушения развития звукопроизношения
- ↳ Нарушение развития темпа речи
- ↳ Нарушение развития речевых функций
- ↳ Расстройство аутистического спектра
- ↳ Нарушение развития учебных навыков
- ↳ Нарушение развития учебных навыков чтения
- ↳ Нарушение развития учебных навыков письма
- ↳ Нарушение развития математических учебных навыков
- ↳ Нарушение развития координации движений
- ↳ Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- ↳ Расстройство стереотипных движений
- ↳ Шизофрения и другие первичные психотические расстройства
- ↳ Шизофрения
- ↳ Шизоаффективное расстройство
- ↳ Шизотипическое расстройство
- ↳ Острое транзиторное психотическое расстройство
- ↳ Бредовое расстройство
- ↳ Кататония
- ↳ Аффективные расстройства
- ↳ Биполярные и сходные расстройства
- ↳ Биполярное расстройство I типа
- ↳ Биполярное расстройство II типа
- ↳ Циклотимическое расстройство
- ↳ Депрессивные расстройства
- ↳ Единичный эпизод депрессивного расстройства
- ↳ Рекуррентное депрессивное расстройство
- ↳ Дистимическое расстройство
- ↳ Смешанное депрессивное и тревожное расстройство
- ↳ Расстройства, связанные с тревогой и страхом
- ↳ Генерализованное тревожное расстройство
- ↳ Паническое расстройство
- ↳ Агорафобия
- ↳ Специфическая фобия
- ↳ Социальное тревожное расстройство
- ↳ Сепарационное тревожное расстройство
- ↳ Селективный мутизм
- ↳ Обсессивно-компульсивные и схожие расстройства
- ↳ Обсессивно-компульсивное расстройство
- ↳ Дисморфическое расстройство
- ↳ Патологическая озабоченность собственным запахом
- ↳ Ипохондрия
- ↳ Патологическое накопительство
- ↳ Патологические телесно направленные повторяющиеся действия
- ↳ Трихотилломания
- ↳ Патологические экскориации
- ↳ Расстройства, специфически связанные со стрессом
- ↳ Посттравматическое стрессовое расстройство
- ↳ Затяжная патологическая реакция горя
- ↳ Расстройство адаптации
- ↳ Реактивное расстройство привязанности
- ↳ Расстройство социализации по расторможенному типу
- ↳ Диссоциативные расстройства
- ↳ Диссоциативное расстройство с неврологическимиn симптомами
- ↳ Диссоциативная амнезия
- ↳ Трансовое расстройство
- ↳ Диссоциативное расстройство личностной идентичности
- ↳ Синдром деперсонализации-дереализации
- ↳ Расстройства питания и пищевого поведения
- ↳ Нервная анорексия
- ↳ Нервная булимия
- ↳ Патологическое переедание
- ↳ Пикацизм
- ↳ Патологическое пережевывание и срыгивание
- ↳ Расстройства телесных ощущений и переживаний
- ↳ Телесный дистресс
- ↳ Нарушение целостности восприятия собственного тела
- ↳ Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ или аддиктивного поведения
- ↳ Расстройства вследствие употребления алкоголя
- ↳ Алкогольная зависимость
- ↳ Алкогольная интоксикация
- ↳ Синдром отмены алкоголя
- ↳ Алкогольный делирий
- ↳ Расстройства вследствие употребления кофеина
- ↳ Расстройства вследствие потребления никотина
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к азартным играм
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к компьютерным играм
- ↳ Расстройства контроля побуждений
- ↳ Пиромания
- ↳ Клептомания
- ↳ Компульсивное расстройство сексуального поведения
- ↳ Периодическое эксплозивное расстройство
- ↳ Деструктивные и диссоциальные поведенческие расстройства
- ↳ Оппозиционно-вызывающее расстройство
- ↳ Диссоциальное поведенческое расстройство
- ↳ Расстройства личности и личностные черты
- ↳ Негативная эмоциональность
- ↳ Отстраненность
- ↳ Диссоциальность
- ↳ Расторможенность
- ↳ Ананкастность
- ↳ Пограничный паттерн
- ↳ Нейрокогнитивные расстройства
- ↳ Делирий
- ↳ Амнестическое расстройство
- ↳ Деменция
- ↳ Летопись Психеи
- ↳ Компьютерный зал
- ↳ Педагогический флигель
- ↳ Воспитательская
- ↳ Учительская
- ↳ Математика
- ↳ Математика 1 класс
- ↳ Математика 2 класс
- ↳ Математика 3 класс
- ↳ Математика 4 класс
- ↳ Математика 5 класс
- ↳ Математика 6 класс
- ↳ Математика 7 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 9 класс
- ↳ Математика 10 класс
- ↳ Математика 11 класс
- ↳ Информатика
- ↳ Информатика 5 класс
- ↳ Информатика 6 класс
- ↳ Информатика 7 класс
- ↳ Информатика 8 класс
- ↳ Информатика 9 класс
- ↳ Информатика 10 класс
- ↳ Информатика 11 класс
- ↳ Физика
- ↳ Физика 7 класс
- ↳ Физика 8 класс
- ↳ Физика 9 класс
- ↳ Физика 10 класс
- ↳ Физика 11 класс
- ↳ Деканат
- ↳ Педагогическая летопись
- ↳ Логическая терраса
- Третий уровень Вневременья
- ↳ Типологическое ателье
- ↳ Типирование телосложения по К. Сиго
- ↳ Респираторный тип по К. Сиго
- ↳ Дигестивный тип по К. Сиго
- ↳ Мускулярный тип по К. Сиго
- ↳ Церебральный тип по К. Сиго
- ↳ Психопатологические типологии
- ↳ Радикалы и акцентуации
- ↳ Судьбоанализ Сонди
- ↳ Системно-векторный психоанализ
- ↳ Солнечные типы по Л. Гудман
- ↳ Психософия и психе-йога
- ↳ Темпористика
- ↳ Аматорика
- ↳ Импрессионика
- ↳ Психософия
- ↳ Когнитивные стили
- ↳ Типы Дэвида Кейрси
- ↳ Опросник Кейрси
- ↳ Вопросы на направленность сознания
- ↳ Вопросы на ориентацию в ситуации
- ↳ Вопросы на принятие решения
- ↳ Вопросы на подготовку решения
- ↳ Анкетарий
- Четвертый уровень Вневременья
- ↳ Эзотерический чердак
- ↳ Столик с Таро
- ↳ Колода Райдера-Уайта
- ↳ Старшие Арканы
- ↳ Придворные Карты
- ↳ Младшие Арканы
- ↳ Тузы
- ↳ Двойки
- ↳ Тройки
- ↳ Четверки
- ↳ Пятерки
- ↳ Шестерки
- ↳ Семерки
- ↳ Восьмерки
- ↳ Девятки
- ↳ Десятки
- ↳ Расклады
- ↳ Книжная полка Инь и Ян
- ↳ Обсерватория
- ↳ Бодиграфия
- ↳ Мешочек с рунами
- ↳ Коридор времени
- ↳ Книжный шкаф
- ↳ Филологическая скважина
- ↳ Антропологическая мансарда
- ↳ Социология воображения Дюрана
- ↳ Общефилософский балкончик