В психологии и классической психометрике более чем за полувек устоялось определение измерения, принадлежащее известному американскому психологу и психофизику С. Стивенсу (S. Stevens). В 1946 г. он предложил следующее широко известное определение:
Код: Выделить всё
измерение — это присвоение чисел объектам в соответствии с правилом [13].
Классики психометрики Ф. Лорд (Е Lord) и М. Новик (М. Novick) в 1968 г. скорректировали определение Стивенса, уточнив, что измерение относится не к объектам непосредственно, а к их свойствам [13]. Известные специалисты в области психометрики Дж. Наннели (J. Nunnaly) и А. Бернштейн (I. Bernstein) также отмечают, что измерение относится не к объекту напрямую, а к каким-либо его признакам, атрибутам. Объекты не измеряются непосредственно средствами измерения. Измерение признаков обусловливает абстрагирование от самого объекта в процессе его измерения. Измеряемый признак определяет ту размерность, в которой объекты могут различаться по параметрам этого признака. Понимание того, что вместо объектов измерению подвергаются их признаки, предъявляет определенные требования к предмету измерения, а именно: научное измерение в психологии возможно, если признак четко определен и имеет одномерную структуру. Если признак имеет комбинированную структуру, состоящую из ряда элементов, то измерению должен подвергаться каждый элемент как отдельный признак [43].
Теперь определим цель измерения в психологии. Л. Крокер (L. Crocker) и Дж. Алгина (J. Algina) формулируют цель измерения в психологии как определение локализации индивидуума на континууме выраженности определенного психологического конструкта и ее цифровую оценку. Суть процесса имерения психологического конструкта заключается в присвоении чисел данным, полученным в результате психологического исследования определенной популяции испытуемых [13].