Все наше сосуществование с другими людьми буквально пронизано процессом постоянного взаимного проецирования. Проекция так плотно и неизбежно вплетена в ткань наших отношений, она так основательно определяет многое из того, что в них происходит, что стоит узнать ее получше и поставить себе на службу. Стоит научиться с ней обращаться. Например, вот в такой вот тренинговой парадигме.
4 навыка обращения с проекцией.
Для начала в назывном порядке:
- опираться на свою проекцию, доверять ей;
- усомневаться в своей проекции, подвергать критике, проверять, присваивать;
- опираться на чужую проекцию, принимать ее к сведению, исследовать;
- усомневаться в чужой проекции, подвергать ее критике, отстранять .
В этой статье с рассуждениями и примерами о первых двух навыках.
Навык 1.
Опираться на свою проекцию, доверять ей.
В течение жизни мы сталкиваемся с разными ситуациями, проживаем их, приобретаем опыт, извлекаем уроки. Этот опыт и наши выводы потом пригождаются нам для ориентировки в мире. Было бы странно его игнорировать и каждый раз заново усваивать, например, что горячую кастрюлю не стоит хватать голыми руками. Мы обнаруживаем сходства между ситуациями, имеющимися в нашем прошлом опыте, и теми, которые мы проживаем в текущий момент. И, исходя из этого сходства, выбираем подходящий способ поведения быстрее и проще. Именно в этом навыке заложен потенциал того, чтобы избежать постоянных ударов одних и тех же грабель по лбу. Избежать постоянного приспособления к частоповторяющимся повседневным ситуациям. Без проекции было бы сложно жить на большой скорости, развиваться и осваивать новое.
Правда, когда дело касается горячей кастрюли, то это тяжелая артиллерия (вопрос жизни и смерти нашего тела). Тут все понятно, спорить не о чем. А когда то же самое дело касается гораздо более тонкой и спорной ткани человеческих отношений – все сразу становится запутанным и не однозначным. Тем не менее, можно сказать совершенно точно, что если вы наложили формочку своего опыта на какое-то впечатление от другого человека и вам кажется, что она пришлась почти впору, вам стоит учесть в построении своего взаимодействия с ним. Хочу заметить, что сам этот человек может не соглашаться с вашим выводом, случись ему о нем узнать («Ваша роль ругательная и я прошу ее ко мне не применять»), утверждать что-то совершенно иное про самого себя и свои реакции. Это еще не повод проекцию свою совсем отменить и выбросить. Также, как это не повод вступить с интерпретируемым в кровавый спор, стремясь во что бы то ни стало вывести его на чистую воду, доказать, что он сейчас мыслит, чувствует, подразумевает именно то, что вы о нем думаете, а не то, что он сам считает. Опираться на свою проекцию отнюдь не значит любой ценой встроить ее в восприятие других людей. Поставьте на ручник и понаблюдайте, поспрашивайте свидетелей, поэкспериментируйте )).
Например, кажется вам, что ваша подруга вам завидует. Каждый раз , когда вы смакуете в её присутствии свой профессиональный успех, она как-то затихает и мрачнеет. Это начинает раз'едать ваши отношения. Прямой разговор не клеится. Что ж, сохраняя своё предположение и опираясь на него, можно поэкспериментировать, наблюдая за результатом. Например, сделать рассказы о своем успехе менее 'махровыми', найти себе для законного упоения другие, более благополучные в этом отношении, уши. А на возможные расспросы подруги реагировать короткими нейтральными сообщениями. Применить здоровую дефлексию, одним словом)). Можно поддержать тему, связанную с её (подруги) самоутверждением и предъявлением своих достижений для начала - вам ( как вам, кстати, послушать об этом?). Наверняка представится повод.
Бывает, однако, что мы почему-то ну никак не можем оставить другого человека в покое в своих попытках открыть ему глаза на самого себя («Ну неужели тебе так сложно сказать мне правду, признайся, что ты мне завидуешь»). И вообще – часто, охотно или эмоционально заряжено распознаем в окружающих людях какую-то особенность, переживание или потребность ("Вообще, мне многие завидуют") . Тогда…
Навык 2
Усомневаться в своей проекции, подвергать критике, проверять, присваивать
Тогда особенно целесообразно применить навык номер два, то есть для начала усомниться в своих выводах. А после – проверить свою проекцию или (и) присвоить ее.
Провернуть проверку проекции, если уж (ура, ура!) возникло сомнение в её уместности, совсем не сложно. Но нехитрое это действие действительно может спасти вас от многих напрасных волнений. Именно непроверенная проекция - плодотворный источник недоразумений и всевозможных казусов. Помните советский мультфильм про козленка, который умел считать?). Посчитанные, прежде, чем бурно реагировать, могли бы проверить происходящее примерно вот так: "Мне кажется считать - это что-то вредное и неприличное. Это так? Расскажи, что это и для чего используется?"))
Если же после того, как я усомнился в своей проекции, речь идет о ее присвоении, то это задачка посложнее. Разворачивается история примерно вот так.
Проекция: «Мне все завидуют».
Присвоение: А что я знаю о своей зависти, кому завидую? В чем мой интерес обнаруживать зависть в других людях? Продолжите фразу «я завидую другим людям, особенно… Когда я завидую, я … Или - я хочу чтобы мне завидовали - когда мне завидуют, я…
Проекция: «Я никому не интересен, мной никто не интересуется».
Присвоение: «А как я обращаюсь со своим интересом к миру вообще, к другим людям? Когда я этот интерес чувствовал последний раз? Как я с ним обошелся? А когда руководствовался им, предпринимая какие-то действия?
Проекция: «Он хочет мной воспользоваться. Меня постоянно используют окружающие люди».
Присвоение: Расскажите о том, как вы используете других. А что, кстати, по-вашему, это значит – использовать человека? Как еще вы могли бы отнестись к другим людям, если не используя, в чем бы это выразилось? Что вас от этого останавливает?
Психика не может распознавать в других людях и событиях то, что не содержится в ней самой. Чем охотнее, чаще и эмоциональнее мы распознаем то или иное явление в других, тем больше соответствующих тенденций содержится в нашем уме. Мы просто получаем безошибочное указание на свою собственную ‘специализацию’.
Кстати, хотя я до сих приводила только примеры негативного толка, в равной степени проецироваться на других может и что-то позитивное.
Например, мужчина много работает, а женщина сидит дома с детьми. Вот он ей и говорит из раза в раз: «Вы там радуетесь жизни, наслаждаетесь, а моя жизнь - сплошное напряжение.» Или во всех смыслах славная девушка думает: «Надо же, сколько вокруг интересных людей, а я какая-то обычная.»
Какие идеи возникают о том, что каждому из них имеет смысл попытаться присвоить?)
Источник: https://www.b17.ru/article/85608/
Четыре навыка обращения с проекцией (часть 1) (И.Сахарова)
Площадка для обсуждения психологической тематики.
Модератор: luchnivik
Re: Четыре навыка обращения с проекцией (часть 1) (И.Сахарова)
божежмой, Люц. Оно ж всё на поверхности было...Вот, почему проекции посторонних людей, так сильно цепляют меня. Потому что в моей жизни есть вот эта вот цитируемая вещь. Эпизодически встают и стоят проекции самого моего родного человека. Он так задалбывается порой, что виноватой становлюсь я. Это в двух словах, если. Короче, проблема есть.Например, мужчина много работает, а женщина сидит дома с детьми. Вот он ей и говорит из раза в раз: «Вы там радуетесь жизни, наслаждаетесь, а моя жизнь - сплошное напряжение.» Или во всех смыслах славная девушка думает: «Надо же, сколько вокруг интересных людей, а я какая-то обычная.»
Перейти
- Первый уровень Вневременья
- ↳ Прихожая
- ↳ Пачка газет "Новости Вневременья"
- ↳ Полка с Инструкциями и Конституциями
- ↳ Этажерка с погодниками
- ↳ Секретер Ivmo
- ↳ Радио
- ↳ Кулинарный уголок
- ↳ Рецепты
- ↳ Продукты
- ↳ Оранжерея
- ↳ Скамейка у песочницы
- ↳ Медицинский кабинет
- ↳ Закусочная "У Психеи"
- ↳ Соискательская
- ↳ Спортзал
- ↳ Аромалампа
- ↳ Камертон
- Второй уровень Вневременья
- ↳ Зал естествознания
- ↳ Секция физиологии
- ↳ Секции физики
- ↳ Секция механики
- ↳ Зал обществознания
- ↳ Зал истории Древнего мира
- ↳ Алтарь истории религии
- ↳ Кладовая Психеи
- ↳ Трансактное ожерелье
- ↳ Книжная полка
- ↳ Телефон для связи с Бытием
- ↳ Два гештальт-стула
- ↳ Телесно-ориентированный коврик
- ↳ Психометрический чемоданчик
- ↳ Теория темпераментов
- ↳ Характерология Феофраста
- ↳ Психотипы Юнга
- ↳ Архетипы Юнга
- ↳ Путы Аты
- ↳ Нарушения нейропсихического развития
- ↳ Нарушения интеллектуального развития
- ↳ Нарушения речевого развития
- ↳ Нарушения развития звукопроизношения
- ↳ Нарушение развития темпа речи
- ↳ Нарушение развития речевых функций
- ↳ Расстройство аутистического спектра
- ↳ Нарушение развития учебных навыков
- ↳ Нарушение развития учебных навыков чтения
- ↳ Нарушение развития учебных навыков письма
- ↳ Нарушение развития математических учебных навыков
- ↳ Нарушение развития координации движений
- ↳ Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- ↳ Расстройство стереотипных движений
- ↳ Шизофрения и другие первичные психотические расстройства
- ↳ Шизофрения
- ↳ Шизоаффективное расстройство
- ↳ Шизотипическое расстройство
- ↳ Острое транзиторное психотическое расстройство
- ↳ Бредовое расстройство
- ↳ Кататония
- ↳ Аффективные расстройства
- ↳ Биполярные и сходные расстройства
- ↳ Биполярное расстройство I типа
- ↳ Биполярное расстройство II типа
- ↳ Циклотимическое расстройство
- ↳ Депрессивные расстройства
- ↳ Единичный эпизод депрессивного расстройства
- ↳ Рекуррентное депрессивное расстройство
- ↳ Дистимическое расстройство
- ↳ Смешанное депрессивное и тревожное расстройство
- ↳ Расстройства, связанные с тревогой и страхом
- ↳ Генерализованное тревожное расстройство
- ↳ Паническое расстройство
- ↳ Агорафобия
- ↳ Специфическая фобия
- ↳ Социальное тревожное расстройство
- ↳ Сепарационное тревожное расстройство
- ↳ Селективный мутизм
- ↳ Обсессивно-компульсивные и схожие расстройства
- ↳ Обсессивно-компульсивное расстройство
- ↳ Дисморфическое расстройство
- ↳ Патологическая озабоченность собственным запахом
- ↳ Ипохондрия
- ↳ Патологическое накопительство
- ↳ Патологические телесно направленные повторяющиеся действия
- ↳ Трихотилломания
- ↳ Патологические экскориации
- ↳ Расстройства, специфически связанные со стрессом
- ↳ Посттравматическое стрессовое расстройство
- ↳ Затяжная патологическая реакция горя
- ↳ Расстройство адаптации
- ↳ Реактивное расстройство привязанности
- ↳ Расстройство социализации по расторможенному типу
- ↳ Диссоциативные расстройства
- ↳ Диссоциативное расстройство с неврологическимиn симптомами
- ↳ Диссоциативная амнезия
- ↳ Трансовое расстройство
- ↳ Диссоциативное расстройство личностной идентичности
- ↳ Синдром деперсонализации-дереализации
- ↳ Расстройства питания и пищевого поведения
- ↳ Нервная анорексия
- ↳ Нервная булимия
- ↳ Патологическое переедание
- ↳ Пикацизм
- ↳ Патологическое пережевывание и срыгивание
- ↳ Расстройства телесных ощущений и переживаний
- ↳ Телесный дистресс
- ↳ Нарушение целостности восприятия собственного тела
- ↳ Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ или аддиктивного поведения
- ↳ Расстройства вследствие употребления алкоголя
- ↳ Алкогольная зависимость
- ↳ Алкогольная интоксикация
- ↳ Синдром отмены алкоголя
- ↳ Алкогольный делирий
- ↳ Расстройства вследствие употребления кофеина
- ↳ Расстройства вследствие потребления никотина
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к азартным играм
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к компьютерным играм
- ↳ Расстройства контроля побуждений
- ↳ Пиромания
- ↳ Клептомания
- ↳ Компульсивное расстройство сексуального поведения
- ↳ Периодическое эксплозивное расстройство
- ↳ Деструктивные и диссоциальные поведенческие расстройства
- ↳ Оппозиционно-вызывающее расстройство
- ↳ Диссоциальное поведенческое расстройство
- ↳ Расстройства личности и личностные черты
- ↳ Негативная эмоциональность
- ↳ Отстраненность
- ↳ Диссоциальность
- ↳ Расторможенность
- ↳ Ананкастность
- ↳ Пограничный паттерн
- ↳ Нейрокогнитивные расстройства
- ↳ Делирий
- ↳ Амнестическое расстройство
- ↳ Деменция
- ↳ Летопись Психеи
- ↳ Компьютерный зал
- ↳ Педагогический флигель
- ↳ Воспитательская
- ↳ Учительская
- ↳ Математика
- ↳ Математика 1 класс
- ↳ Математика 2 класс
- ↳ Математика 3 класс
- ↳ Математика 4 класс
- ↳ Математика 5 класс
- ↳ Математика 6 класс
- ↳ Математика 7 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 9 класс
- ↳ Математика 10 класс
- ↳ Математика 11 класс
- ↳ Информатика
- ↳ Информатика 5 класс
- ↳ Информатика 6 класс
- ↳ Информатика 7 класс
- ↳ Информатика 8 класс
- ↳ Информатика 9 класс
- ↳ Информатика 10 класс
- ↳ Информатика 11 класс
- ↳ Физика
- ↳ Физика 7 класс
- ↳ Физика 8 класс
- ↳ Физика 9 класс
- ↳ Физика 10 класс
- ↳ Физика 11 класс
- ↳ Деканат
- ↳ Педагогическая летопись
- ↳ Логическая терраса
- Третий уровень Вневременья
- ↳ Типологическое ателье
- ↳ Типирование телосложения по К. Сиго
- ↳ Респираторный тип по К. Сиго
- ↳ Дигестивный тип по К. Сиго
- ↳ Мускулярный тип по К. Сиго
- ↳ Церебральный тип по К. Сиго
- ↳ Психопатологические типологии
- ↳ Радикалы и акцентуации
- ↳ Судьбоанализ Сонди
- ↳ Системно-векторный психоанализ
- ↳ Солнечные типы по Л. Гудман
- ↳ Психософия и психе-йога
- ↳ Темпористика
- ↳ Аматорика
- ↳ Импрессионика
- ↳ Психософия
- ↳ Когнитивные стили
- ↳ Типы Дэвида Кейрси
- ↳ Опросник Кейрси
- ↳ Вопросы на направленность сознания
- ↳ Вопросы на ориентацию в ситуации
- ↳ Вопросы на принятие решения
- ↳ Вопросы на подготовку решения
- ↳ Анкетарий
- Четвертый уровень Вневременья
- ↳ Эзотерический чердак
- ↳ Столик с Таро
- ↳ Колода Райдера-Уайта
- ↳ Старшие Арканы
- ↳ Придворные Карты
- ↳ Младшие Арканы
- ↳ Тузы
- ↳ Двойки
- ↳ Тройки
- ↳ Четверки
- ↳ Пятерки
- ↳ Шестерки
- ↳ Семерки
- ↳ Восьмерки
- ↳ Девятки
- ↳ Десятки
- ↳ Расклады
- ↳ Книжная полка Инь и Ян
- ↳ Обсерватория
- ↳ Бодиграфия
- ↳ Мешочек с рунами
- ↳ Коридор времени
- ↳ Книжный шкаф
- ↳ Филологическая скважина
- ↳ Антропологическая мансарда
- ↳ Социология воображения Дюрана
- ↳ Общефилософский балкончик