Колесница (Г. Бенденко)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Колесница (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Карта "Колесница" остается почта неизменной со времен первых колод Висконти-Сфорцы. Она связана с практикой "триумфов" - праздничных символических процессий эпохи Ренессанса. Интересно, что в свое время Франческо Сфорца отказался въехать в Милан на триумфальной колеснице, сославшись на то, что это королевская привилегия. Поэтому, считают исследователи, в колоде Висконти-Сфорцы на колеснице едет дама.

Изображение

Классическая иконография
Возница держит поводья ездовых животных (лошадей, сфинксов или птиц), одно из которых черное, другое - белое. Иногда животные смотрят или движутся в разные стороны, демонстрируют Разные свойства характера и прочее, но всегда относятся к одному виду.

Триумф и неуклонное движение
Первоначальное значение Колесницы, очевидно, было напрямую связано с традицией триумфов. Христианские мистерии, которые проводились повсюду в Западной Европе, в Италии обставлялись с огромной пышностью, пафосом и немыслимой изобретательностью. Эти представления поражали обилием аллегорий и намеков и производили сильное впечатление. Но, помимо известных церковных праздников, важных событий в жизни города или в семье правителя государства, для небольших мистерий имелись и более частные поводы. Религиозными или мифологическими (с аллегориями добродетелей и даже античных божеств-планет) пантомимами встречали знатных гостей. Триумфы были способом уподобления обычного человеческого сюжета мифологическому и религиозному, в котором главный герой мог хотя бы на какое-то время стать олицетворением Большой фигуры(1).

Карта "Колесница", как и любой Старший аркан, дает некое архетипическое переживание, но в данном случае оно ощущается наиболее ярко и полно. Зачастую это чувство принадлежности к некоему потоку силы, более сильному, мощному и таинственному, чем любая людская воля. При этом сама эта принадлежность имеет природу скорее душевную, чем умственную: это скорее влечение и стремительный полет души, чем осознанный выбор воли. Все это дает ощущение вовлеченности в надчеловеческий, надличностный пласт бытия. Поэтому герой, восседающий на Колеснице, - лишь наполовину смертный, а наполовину - бог.

Интересно, что в системе Золотой Зари карта "Колесница" соответствует зодиакальному знаку Рака. Поначалу это вызывает недоумение: ведь недвижная водная природа лунного знака так непохожа на стремительную динамику VII аркана. И я бы вовсе не стала обращать ваше внимание на это соответствие, если бы не сила этого знака-то спокойная, то бурная, но всегда полная неуклонной решимости. Именно она чувствуется в самой глубине этого кардинального знака водной стихии(2), первого по счету водного знака в зодиакальном круге. Раком управляет Луна, а экзальтирует в нем Юпитер. Поэтому природа его одновременно неизменна и переменчива, как Луна, и дает возможность для радостного расцвета, бурного распространения и безудержной экспансии, подобно экзальтированному Юпитеру. Месяц Рака как раз приходится на летнее солнцестояние и разгар прекрасного сезона.

В колоде Хайндля VII аркан представляет лодку с колесами (сочетание движения через стихии земли и воды), на которой стоят бело-желтые камни кубической формы, а на них - андрогинная фигура в огненном облаке. Из синевы неба и воздуха к ней тянется голова чудовищного зверя - волка или медведя с четырьмя глазами. В углу карты видна растущая луна. Рэйчел Поллак ссылается на свидетельство самого Германа Хайндля, который в свои 60 лет ощущал эту карту как образ времени и считал ее "своей" картой. Я же вижу в этой карте отголоски скандинавского мифа о постоянном напряжении: ведь дева-Солнце каждый день убегает от волков, которые гонятся за ее колесницей, и когда они ее нагонят, то пожрут, и настанет Гибель Мира. Оттого и важно это постоянное и вечное движение... а остановка - гибельна.

Скорость развития событий
Карта "Колесница" символизирует быстроту, скорость и стремительность происходящего. Однако она отличается от 8 Жезлов - карты Младших арканов, обычное значение которой - "быстрота, скорость": в "Колеснице" скорость и стремительность относятся прежде всего к ар-хетипическому содержанию, индивидуальному и общему, а не к ускорению дел и событий в бытовом сюжете(3). Принцип "кто не успел - тот опоздал" становится не столько актуальным в реальности, сколько до предела ощутимым всем телом и всей душой, кожей, которая чувствует ветер перемен и отзывается лихорадочным биением пульса. Не случайно VII аркан в последнее время все чаще изображается в воздухе, влекомый птицами (или крылатыми конями).

В "Романтической Викториане"(4) колесницу увлекают чудовищные грифоны(5), которые символизируют власть над небом и землей, а также силу, бдительность и гордыню. Как геральдическая фигура, грифон олицетворяет быстроту и силу. Интересно, что это мифическое животное считалось атрибутом Немезиды - богини судьбы как возмездия. Поэтому грифон часто изображается на карте X аркана, вращающим "Колесо Фортуны". Это может быть еще одной деталью из числа тех, что намекают на связь "Колесницы" с "Колесом Фортуны" в Таро(6): очень часто сила Колесницы связана с поворотом Колеса богини судьбы.

Но вернемся к конкретной карте: на повозке, совершенно не утруждая себя управлением ею, сидят четыре феи с волшебными палочками. И совершенно очевидно, что их колесница несется по воздуху во весь опор(7). В целом картина напоминает бешеную скачку неких (пусть и немного ветреных и легкомысленных) богинь судьбы со своими веретенцами. Примерно так эта карта и работает.

Волевой контроль
Достаточно часто этой карте придается значение "волевого контроля, триумфа воли". Это связано с мотивом управления ездовыми животными. Колесница в таком случае подчеркнуто украшена балдахином на четырех столбах (символ основательности и постоянства, твердой уверенности, и даже подобие земли с четырьмя сторонами света и стражами оных); балдахин при этом скрывает небо или, наоборот, ему уподобляется (то есть ощущается "потолок возможностей и видения" или, наоборот, "близость к самым вершинам"). Человек, управляющий с помощью системы поводьев своими обученными животными, символизирует контроль сознания над инстинктами, разума над эмоциями и т. д. В одних колодах более ярко выражен именно этот аспект карты, в других - полная его противоположность.

В "Сказочном Таро" Алекса Уколова и Карен Махони данному аркану соответствует сказка "Снежная королева". В ней темы бесчувственного разума, действия лишь по своей холодной воле изначально противопоставлены эмоциональным переживаниям, желаниям и чувствам. На карте Снежная королева уносит Кая в своей колеснице, укутав его теплой шубой, которая спасает лишь от внешнего холода, а на самом деле - ограждает от взаимодействия с реальностью.

В "Таро Рёрига" VII аркан недвусмысленно изображает спортсмена-картингиста как управляющего своими действиями и скоростью, так и рискующего не справиться со стремительным движением.

Победным шествием и триумфом отзывается VII аркан в "Таро Элементов". Здесь лазурная фигура в алом плаще и с жезлом в левой руке едет верхом на андрогинном сфинксе, который держит зажженный факел в правой лапе. Снизу их приветствуют разноцветными флагами. В "Таро Элементов" этой карте соответствует положение Марса на асценденте(8); ее название - "Победа-Амбиция", а лозунг - "Я сострадателен, но я и жесток, меня восхваляют и меня же презирают". Эта карта повествует скорее об активной силе намерения с ее наградами и поражениями.

Неуправляемое следование желаниям
В редких случаях "Колесница" может обозначать неуправляемое следование своим желаниям. Когда поводья опущены, а черные кони особенно яростно бьют копытами, или крылатые существа несут ввысь задыхающегося от восторга возничего, или... Практики, использующие перевернутые карты, скажут, что так действует перевернутая "Колесница", я же, позволяя карте сочетать различные аспекты своего принципа и разделяя в ней самой нюансы, оттенки и тени смысла, скорее иногда увижу и почувствую это в карте прямой. Такое и в самом деле случается, когда, глядя на карту, мы со всей очевидностью узнаем тот смысл, который ищем, познаем его и понимаем таким, какой он есть в данном случае. Это прямой инсайт, и умение находить и переживать его (отделяя от личных фантазий и проекций) крайне ценно.

Для меня указанное значение вовсе не противоположно прямому, потому что я вижу в VII аркане именно стремительное следование намерению, а чем оно будет обусловлено, волей или страстью, - не принципиально.

Неуправляемость следования не только и не столько осознанным желаниям, сколько некоему принципу или даже привычному сценарию мы видим в колоде "Таро Нового видения". Здесь, "с обратной стороны карты" колоды Уэйта, обнаруживается пара рабов - мужчина и женщина. Такова оборотная сторона триумфа - подчинение некоторых важных жизненных свойств или личных устремлений. Это также похоже на зависимость от некоего принципа или сценария, от некоей цели, - и подчиненность ей. Отчасти "Колесница" этой колоды подобна уэйтовскому Дьяволу с его властью над парой закованных мужчины и женщины. В "Олимпийском Таро" изображен юноша, летящий над облаками безо всякой повозки, но с поводьями в руках, сдерживающими четверку быков. Сцена напоминает историю о быках Аполлона, похищенных Гермесом, - первом великом деянии юного бога. По этой карте можно ощущать себя и ребенком-похитителем (который не в силах сдержать свои желания), и самим объектом похищения, божественного, архетипического, слишком сильного, чтобы ему противостоять.

Преследование возвышенного
Следуя потоку неуправляемых событий, своей осознанно выбранной цеди или же неодолимым желаниям, по Колеснице человек нередко преследует свою возвышенную цель. Вспомнив о том, что эта карта атрибутирована зодиакальному знаку Рака, обители Луны и знаку экзальтации Юпитера, мы не слишком удивимся. В "Таро Тота" Алистера Кроули возничий Колесницы везет Святой Грааль: "Центральная и самая главная деталь карты расположена в центре - это Святой Грааль. <...> В центре его - сияющая кровь; подразумевается духовная жизнь, свет во тьме. Вдобавок лучи света вращаются, подчеркивая юпитерианскую составляющую данного символа" (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).

В "Пражском Таро" Алекса Уколова колесница поднимается в воздух, влекомая двумя птицами, белой и черной, а возничим оказывается женщина. Я вижу в этом именно творческий, вдохновенный "отрыв от земли", столь свойственный картам колод этих авторов(9).

Колесница в нашей жизни
Обычно Колесница проявляется как внезапно захвативший нас поток событий и перемен при вполне ясной, хотя и не всегда очевидно достижимой цели. Как в случае и с другими Старшими арканами, у человека может возникнуть представление о своей личной заслуге в обладании этим архетипическим принципом, в полном владении им и управлении. Очень интересно, что в данной карте это происходит более мягко или, точнее, не дает - благодаря самому принципу движения - зафиксироваться в некоей удобной для Эго форме. Колесница несет перемены - но вместе с тем милостиво позволяет быть рулевым, возницей происходящих изменений.

1 В наше время используется не столь однозначно восхваляющий, но более глубокий метод вхождения в миф и уподобления божеству - мифодрама.

2 Мы уже говорили об особой целеустремленности кардинальных знаков.

3 Пожалуй, близкой к "Колеснице" в ее надличностной плоскости можно считать 8 Жезлов из "Сказочного Таро" Карен Махони и Алекса Уколова. Там ей соответствует сказка "Дикая охота эльфов" - это своего рода Старший аркан "Колесница", который проносится мимо нас - и период влияния которого лучше переждать.

4 В карте использована картина прежде известной, а ныне полузабытой художницы Мадлен Лемэр (1845-1928), приятельницы Марселя Пруста, отдавшей большую часть своего таланта флористике, однако неожиданно написавшей эту очень символистскую картину "Колесница фей".

5 Грифоны - мифические животные, наполовину львы, наполовину орлы, при этом составляющие могут быть разными. Считалось, что в Индии они охраняют сокровищницы с золотом. Здесь на карте, похоже, изображены так называемые львиные грифоны.

6 В Раке, знаке "Колесницы", экзальтирует Юпитер, который атрибутирован "Колесу Фортуны".

7 Интересно сходство темы карты с упоминавшейся выше 8 Жезлов "Сказочного Таро" тех же авторов.

8 Что говорит о личной инициативе и прямых активных действиях.

9 Сравним их творческие или озорные в различных колодах 7 Чаш с обычно унылой 7 Чаш "клонов" Уэйта.
ivmo
Сообщения: 122
Зарегистрирован: Пн 25 июл 2022, 14:33

Re: Колесница (Г. Бенденко)

Сообщение ivmo »

Очень "не мой" аркан. Понимаю умом, но совершенно не могу врубиться по-настоящему.

Я правильно понимаю символизм, что тут скорее речь о некоей воле, которая не совсем внутренняя? Которая влечет в какой-то момент человека уже без его выбора, как колесницу влекут взбешенные кони?
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Re: Колесница (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Да, всё верно.
Чтоб они тебя несли, их сначала нужно запрячь. Целое дело.
ivmo
Сообщения: 122
Зарегистрирован: Пн 25 июл 2022, 14:33

Re: Колесница (Г. Бенденко)

Сообщение ivmo »

luchnivik писал(а): Ср 09 авг 2023, 22:41 Да, всё верно.
Чтоб они тебя несли, их сначала нужно запрячь. Целое дело.
Русский долго запрягает, зато едет быстро :)
Ответить

Вернуться в «Старшие Арканы»