Мир (Г. Бенденко)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Мир (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Карта "Мир" (XXI) как Вселенная первоначально имела значение "Град Божий", который, по мнению Блаженного Августина, будут населять праведники после Страшного суда (XX). В ряде современных колод, в том числе в кроулианской традиции, эта карта называется "Вселенная" ("Universe").

Изображение

Классическая иконография
В Марсельской традиции и традиции Уэйта изображается полуобнаженная танцующая женщина с двумя жезлами в руках. Этот образ обрамляется венком в форме эллипса; по углам карты расположены орел, бык, лев и человек (евангелические животные в христианской традиции и символы колен Израилевых в иудейской). В современных колодах эти четыре фигуры заменяются символами четырех элементов. Графически карта отображает мандорлу (или vesica piscis, рыбий пузырь), вписанную в круг, затем в квадрат, обрамленный четырьмя кругами, что напоминает нам о символике мандалы.

Град Небесный
"О Граде Божьем" - так называлось сочинение святого Августина, которое было написано в V веке н. э. Автор разделялж ителей Града Праведников и Града Нечестивцев, полагая, что ныне они живут вместе, а после Страшного суда вновь будут обитать розно. Потому Град Небесный - это обитель праведных после Суда, а также само по себе сообщество людей, "живущих в Боге", в отличие от всех остальных, живущих в "Граде Земном". В Граде Земном человек любит лишь себя и ищет себе славы, в Граде Небесном он любит Бога, ищет славы для Бога. Оба Града имеют своих ангелов-покровителей, восставшие ангелы Града Земного противопоставлены сохранившим верность ангелам Града Небесного. Это карта высшего смысла, находящегося за пределами умозрительного постижения, за пределами того мира, в котором мы находимся сейчас.

В современной киномифологической фантастике похожее противопоставление двух небесных сил отражено в сериале "Вавилон-5". В нем две высшие расы варлонцев и теней помогают (в меру своих представлений о своей миссии) более поздним расам, в том числе людям. Это приводит к войне между цивилизациями, пока Высшее существо не призывает их уйти из мира, дав расам-потомкам шанс стать самостоятельными. Я привела именно этот пример здесь еще и потому, что сам жанр научной, космической фантастики это фантазии о мире будущего, мире ином и даже Граде Небесном, если речь идет о космических кораблях и иных планетах. Интересно и современное отношение к этой старой идее борьбы двух небесных сил за душу (а значит, принципы, идеи и смыслы жизни) смертного и разумного существа. В наше время более актуальной становится идея самостоятельного выбора, индивидуации человека, народа, вида.

В колоде Висконти-Сфорцы карта "Мир" представлена двумя путти (изображение обнаженных, иногда крылатых младенцев, соединивших в себе черты христианских ангелов и античных эротов), держащими над собой сферу с Градом Небесным.

Очень безличной оказалась XXI карта колоды "Таро Элементов". На ней соблюдена геометрическая иконография традиционного Мира, однако она названа "Эон", как XX Ату кроулианской традиции. На ней изображено лицо, обрамленное крыльями, будто парящее в воздухе и окруженное Уроборосом, змеем, кусающим свой хвост и повторящим форму мандорлы (миндалины). По четырем же углам расположены символы четырех элементов - Огня, Воды, Воздуха и Земли. Эта карта мне видится тем самым надличностным и сугубо идейным, умозрительным представлением о Граде Небесном, вне эмоций, переживаний и чувств, откровенным знанием об истине.

Наиболее полное воплощение
Карта "Мир" является последней в порядке следования Старших арканов, предваряя неуловимого "Шута" (0), который в мистическом смысле является совершенным Ничто без начала и конца. Так об этом пишет А. Кроули: "Первая и самая очевидная особенность этой карты - то, что она стоит на последнем месте, а следовательно, является противоположностью и дополнением Дурака. Она соответствует букве тав, так что две эта карты вместе образуют (древнееврейское] слово Ath, означающее "Сущность". Таким образом, все сущее отображено в последовательности, начало и конец образуют две эти карты. Начало представляло собой Ничто; следовательно, концом также быть Ничто, но Ничто в его полной развертке, как объяснялось выше. За основу для этой развертки взято число 4, а не 2, - отчасти, несомненно, ради удобства, чтобы расширить "универсум рассуждений", а отчасти для того, чтобы акцентировать идею ограничения" (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз). Пояснения дает и Лон Майло Дюкетт: "Таким образом, в наивысшем своем смысле данная карта обозначает завершение Великого Делания, точно так же как Ату 0, Дурак, обозначал его начало. Дурак - это небытие, устремляющееся к проявлению; Вселенная - это проявление, исполнившее свою задачу и готовое к возвращению. Двадцать карт, расположенные между ними, описывают Великое Делание и его исполнителей на разных стадиях. Поэтому Вселенная представлена в облике девы - последней буквы Тетратрамматона" (Duquette L. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Перевод А. Блейз). В традиции соотнесения Старших арканов с древнееврейским" буквами карта соответствует крестообразной букве тав: символика креста наблюдается и в иконографии изображения (четыре фигуры по углам). Крест - традиционный культовый символ пространства космоса, упорядоченного и познаваемого аспекта Вселенной в противовес Хаосу небытия. Число Четыре, благодаря умножению пары (Двойки), создает самовоспроизводящуюся систему: в каббалистической традиции символизме это Отец, Мать, Сын и Дочь.

XXI аркан (или Ату, в кроулианской традиции) - это совершенное бытие, граничащее с небытием и растворением. Отсюда смысл разнообразия всех возможностей мира в достаточно сюжетных колодах и экзистенциальный восторг, смешанный с трепетом ужаса в мистических колодах.

В колоде Хайндля на карте "Мир" изображен змей Ёрмунганд. В скандинавской мифологии он служит "поясом мира", обозначая предел Космосу. В эсхатологической традиции этой космологии Ёрмунганд будет повержен в день Гибели богов, и мир будет разрушен. В карте колоды Хайндля Ёрмунганд выдыхает пламя изо рта, и мы не уверены, не начало ли эта Конца всего мира. (Стоит отметить, что змей является часто встречающейся фигурой в современных картах XXI аркана.)

В "Таро Археона" эта карта представлена в виде высокого дерева с ярко-желтой листвой на фоне лазурного звездного неба. Контур этого дерева повторяется в одном единственном желтом листе, по размеру равном самому дереву. Так воплощена идея наиболее полного развития, окончания цикла и начала нового. В современных нью-эйджевских колодах символ дерева вообще достаточно популярен в иконографии этого аркана. Однако это одна из самых лаконичных и емких по смыслу вариаций Мира в современном Таро.

Экзистенциальное переживание (целостность в бесконечности)
Одна из самых надличностных карт в колоде Таро, "Мир" может обозначать определенного рода экзистенциальное переживание целостности внутри растворенности в мире, в бесконечности. В колоде Тота этот аспект ассоциируется у меня с изображенной в центре карты лентой Мёбиуса с тремя витками, символом бесконечности и целостности. На эту тему сложно говорить не только обыденным, но и научным или даже метафорическим, но личным языком. Потому я вспомню песню группы "Флёр" "Сердце Мира":,

Суть всех вещей
видится мне
как нераскрытый бутон...
Жадно вдыхаю,
может, узнаю то,
что не знает никто...

Сердце мира
бьется с моим в такт,
Сердце мира
пульсирует в хрупких цветах.

Суть всех вещей - на глубине,
где-то у самого дна...
В каждом приливе,
в каждом отливе -
свой ритм и своя луна...

Сердце мира
еще не открыто никем,
Сердце мира -
голубь на детской руке…

В "Таро Внутреннего ребенка" мы видим младенца, смотрящего на Землю, как будто видимую из космоса, и лунный полумесяц невдалеке... ребенка с отчетливым алым символическим сердцем в груди.
Ответить

Вернуться в «Старшие Арканы»