Солнце (Г. Бенденко)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Солнце (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Третья карта Старших арканов, относящаяся к светилам, - "Солнце". В старых колодах (Висконти-Сфорцы редакции Пьерпонт Морган-Бергамо) на ней изображался мальчик, держащий в руках солнце с мужским ликом. Карта "Солнце" ("Sol") есть в колоде Мантенья, и в этой колоде она иллюстрирует миф о падении Фаэтона с солнечной колесницы, однозначный намек на гордыню духа. Стюарт Каплан описывает еще одну старую колоду (д'Эстэ), в которой одноименная карта показывает известную сцену между Александром Великим и Диогеном, который попросил царя не загораживать ему солнце: здесь вновь видится спор между солнцем небесным и солнцем-в-человеке.

В Марсельской традиции на этой карте изображены два мальчика внутри каменной ограды. Стюарт Каплан ассоциирует ее с легендой о Ромуле и Реме, основателях Рима. В других колодах могли встречаться и дети, и взрослые, в блаженной радости бытия. Кроме того, в традиции Уэйта на карте появляется мальчик на белом коне (белый конь - традиционный солярный символ).

Изображение

Классическая иконография
Два обнаженных ребенка, играющие под защитой ограды, или мальчик на белом коне.

Индивидуальность, восприятие собственной уникальности
Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое, особь) - понятие, обозначающее уникальный набор психологических качеств, свойственных отдельному человеку. При всем внутреннем разнообразии компонентов, при разном уровне их развития и уникальной структуре их связей между собой весь этот комплекс и составляет уникальную структуру личности (то, что в системе Старших арканов мы увидели в IV аркане "Император"), его Эго. Однако именно континуальность (продолжительность во времени) и постоянство восприятия этого неповторимого и развивающегося комплекса и составляет саму уникальность, индивидуальность личности, воспринимаемой в системе Таро через XIX аркан, "Солнце". Тут можно с любопытством отметить, что он четвертый от конца системы, если считать "Шута" XXII арканом: так Император и Солнце оказываются оба четвертыми позициями от начала или конца системы (это может быть отдельно отмечено при упражнениях прохождения или медитации на Старших арканах по их обусловленному порядку).

В отличие от "Императора" здесь речь идет не столько о социальной организации личности или о ее структуре, сколько о непосредственном восприятии себя и своих качеств, черт и желаний, потребностей с их уникальным потенциалом и собственными ограничениями (ребенок внутри ограды). Это не "работающая система" IV аркана, а уже созревший плод целостной личности (если рассматривать историю развития по порядку Старших арканов) или же только ее "духовное семя". Уровень развития "солнечного семени" может быть различным, и здесь случаются испытания индивидуальности среди конформизма, искушения гордыней и тщеславием при успехе, спорные вопросы эгоцентризма и эгоизма в межличностных отношениях. Вызовом этой карты будет ориентация на себя, но не на свои социальные и личные интересы (как это было бы отчасти в "Императоре"), а на экзистенциальную убежденность в себе самом, в существовании себя самого таким, какой есть.

Прекрасно показан принцип целостности, многослойности и разнообразия в колоде Таро Хайндля: здесь на карте изображено яркое Солнце, под лучами которого греется пышная роза, визуально превосходящая его по размерам. Это своего рода отражение божественного солнечного духовного принципа в земной природе, в самом материальном существовании.

Оптимизм, радость, удача, жизненная сила
Традиционными значениями этой карты в гадательной традиции толкования являются сугубо приятные и положительные явления: успех, достижения, удовлетворение; дружба, верность, помолвка, удачный брак; творческие успехи (через родство Солнца с Аполлоном), освобождение и др. Это связано с сугубо и принципиально положительной символикой дневного светила (его темный аспект, так называемое Черное Солнце, всегда воспринимается как "анти-Солнце"). И мы не можем не отметить важности его "знакового" значения во многих техниках, кроме сугубо психологических и диагностических. Ярко этот чрезвычайно позитивный аспект XIX аркана встречается в "детских" колодах, ориентированных если не на детей, то на "детские сюжеты" и определенное "мировосприятие добрых сказок". Такова, например, колода "Причудливое Таро", и в ней "Солнце" имеет вид радостной феечки посреди цветочного луга, тянущейся поутру к приветливо подмигивающему солнцу.

Восприятие принципа этой карты как не только оптимистичной радости, но и достаточной наивности, инфантильности и упрямства заметно в колоде "Таро Ведьм" (а именно "Witchy Tarot", существует несколько колод с похожим названием). В ней маленькая ведьмочка сидит на упрямом ослике, который никуда не собирается ехать, и пытается как-то с этим справиться.

А вот в, казалось бы, "детской" колоде "Таро Страны чудес" XIX аркан является изображением сцены, где Алиса встречается с Шалтаем-Болтаем, яйцеобразным существом, сидящим на высокой стене, откуда он может в любой момент свалиться, но его необходимо при этом вернуть обратно. Это прекрасное трикстерское отображение солнечной символики: целостность яйца, значимость его нахождения на высоте, регулярные падения и необходимость возвращения обратно.

Солнце и "близнечный миф"
Семантика Солнца в традиционных культурах тесно связана с мифом о близнецах. Их же мы видим в классической иконографии Старших арканов. Близнечные мифы рассказывают о братьях - соперниках или союзниках, иногда - о брате и сестре. Достаточно часто описания сиблингов столь различны, что один из них представляется во всем хорошим, другой же - во всем плохим. В других описаниях близнецы просто слишком разные и являют собой два принципиально разных начала, например зиму и лето. Эти ассоциации могут быть связаны с образами "Солнца на небе" и "солнца под землей" для архаического человека, а кроме того, с различной природой светила, только освещающего землю зимой и сильно согревающего ее летом. Особую роль близнечные культы играют в религиях с дуальной организацией космоса.

В культурной западноевропейской традиции тема рожденных близнецов сменяется темой двойничества индивидуума. Так, в романтизме особую роль начинает играть тема "темного двойника" человека, знака или спутника дурных обстоятельств и невиданных испытаний. Это тема Тени, которую отбрасывает человек благодаря Солнцу, а следовательно, она - вечная спутница и Солнца, и человека, своего рода подобие Черного Солнца, темного аспекта самого светила.

В системе Таро присутствует тема близнецов, однако в большинстве случаев они не дифференцированы, а, наоборот, являют собой единение и союз. Лишь проблесками мы можем увидеть в современном Таро отзвуки темного лика Солнца. Например, в "Таро Археона": яркая фигура красно-желтых тонов в позе блаженного танца, а вокруг будто слетают с нее темные маски гневных темных солнц.

Целостность (Самость)
Принцип целостности сейчас удобнее всего рассмотреть через термин "самость" аналитической психологии, сам архетип целостности. К.-Г. Юнг символически представлял его в образе младенца, круга или мандалы (круга в квадрате), что соответствует и иконографии XIX аркана Таро (квадрат также воспринимается Юнгом как символ четверичности и самости, но в Таро он принадлежит IV аркану, "Императору" - это еще одно доказательство невозможности просто соединить две символические системы, их можно лишь иногда соотносить). Самость, по Юнгу, - это величина, управляющая сознательным Я, которая, являясь архетипом, охватывает не только сознательную (как Наблюдающее Эго У. Джеймса) часть психики, но и ее бессознательную часть. Именно эта двойственность природы роднит архетипы Юнга с принципом карт Таро, которые всегда отчасти осознанны, отчасти подлежат осознанию, а в какой-то части не будут осознаны никогда. Вернувшись к XIX аркану и его достаточному соответствию архетипу самости, отметим особое отношение к последнему в юнгианской традиции как к "совершеннейшему выражению той комбинации судьбы, которую называют индивидуальностью".

Из интересных и особенных изображений XIX аркана следует обратить внимание на "Таро Фантастических существ", где Солнце представлено крылатым львом, стоящим в лучах света на вершине горы. Крылатый лев в раннехристианской традиции - символ Воскрешения, что подразумевало собой именно воскрешение духа. В "Таро Святых" эта карта, что неудивительно, представлена фигурой Иисуса Христа.
Ответить

Вернуться в «Старшие Арканы»