Колесо Фартуны (Г. Бенденко)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Колесо Фартуны (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Колесо Удачи, или Колесо Счастья, было атрибутом Госпожи Фортуны (Удачи). Идея Колеса Фортуны, которое поднимает падших и унижает возгордившихся, была рождена Боэцием, поэтом и философом(1) раннего Средневековья(2), в его "Утешении философией".

Изображение

Классическое изображение
Иконография известна не только в системе Таро, но и по другим изображениям. Одна фигура карабкается вверх по одной стороне колеса, другая, в короне, восседает на вершине колеса, третья фигура, в лохмотьях, катится вниз с другой стороны, а четвертая лежит, поверженная, на земле. Фигуры могут сопровождаться надписями: "Regnabo", "Regno", "Regnavi" и "Sum sine regno" (лат. "Я буду царствовать", "Я царствую", "Я царствовал", "Я без царства"). Колесо вращает непостоянная Госпожа Фортуна с завязанными глазами.

В Марсельской традиции на карте "Колесо Фортуны" вместе с венчающим колесо сфинксом в короне и с мечом в руках изображаются обезьяна и еще некое существо (осел или заяц). При этом с левой стороны обезьяна, символизирующая влечения и страсти, опускается вниз, а с правой стороны заяц, символизирующий разум, или осел, обозначающий глупость (в зависимости от морали, вкладываемой в изображение), взбирается вверх. Сфинкс с телом льва, крыльями орла и лицом человека, обуздавший силу звериных страстей, несет в себе принцип равновесия, опыта, позволяющего выйти из круговорота взлетов и падений судьбы. Принципиальных различий в современных изображениях этого аркана нет, так что в данной главе мы не станем описывать варианты X аркана в различных колодах.

Превратности судьбы
Культ Фортуны в Риме ввел в VI веке до н. э. царь Сервий Туллий, законодатель и реформатор, слывший любимцем этой богини, превратившей сына рабыни в правителя славного народа. Впоследствии из богини плодородия и изобилия римская Фортуна превратилась в наследницу древнегреческой богини Тихэ - подательницы счастья и удачи, в капризную богиню случая, распорядительницу земных благ, по своей прихоти наделявшую ими людей и даже государства. Ее атрибутами были рог изобилия и руль корабля. В позднеримскую эпоху Фортуна выступала преимущественно, особенно в литературе, как персонификация непостоянства и случайности. Известные аллегории Госпожи Фортуны (прихотливости судьбы) изображают ее не только с колесом и вращающимися на нем фигурами. Встречается, например, Фортуна, стоящая одной ногой (символ неустойчивости) на шаре (еще один) посреди моря (и третий). Женщина сама по себе также была олицетворением непостоянства, хотя в толковании аллегорий и персонификаций эта идея не особенно применима: большинство из них были представлены женскими фигурами.

Фортуна стала одним из самых почитаемых образов высокой культуры западноевропейского Средневековья: ее изображали в живописи, ей посвящали стихи трубадуры и ваганты, к ней обращались юристы, о ней размышляли философы. Однако ряд христианских теологов (Тертуллиан, Иероним и др.) провозгласили, что Фортуна - не более чем пустая фантазия, и стремились всеми силами изгнать ее из круга привычных понятий, несовместимых с праведным христианским образом мыслей. Представление о неуловимой богине уступило место идее неисповедимых путей Господних, Божьего Промысла и Провидения. Госпоже Удаче были противопоставлены постоянство и добродетели, стоящие на кубах - символах устойчивости(3). Одновременно Фортуне была уготовлена по отношению к Богу-Творцу служебная роль исполнительницы его недоступных пониманию человека предначертаний. Фома Аквинский в "Сумме теологии" полагает, что хотя добродетель не связана напрямую с дарами Фортуны, но все же в них нуждается, - подразумевая под ними богатство и хорошее положение, в целом то, что ранее подвергалось христианскими идеологами достаточному небрежению. Здесь, наоборот, оказывается, что они необходимы для дел добродетели, осуществляемой через великодушие. Данте же поместил тех, кто недостойно пользовался дарами Фортуны ("недостойно тратил и копил"), в седьмом круге Ада.

Сочинение Боэция "Утешение Философией" стало одной из самых читаемых книг Средневековья. В нем он "противопоставляет народному, "вульгарному" представлению о Фортуне - богине с "лживым ликом", по собственной прихоти наделяющей человека дарами, "чародейке", принимающей множество обманчивых обликов, "устремляющей свой леденящий взор" или осыпающей человека ласками по своему капризу, - философский взгляд, стремящийся проникнуть в суть того, что именуется Фортуной, понять ее изменчивость как естественное проявление ее природы. Боэций определяет "право" Фортуны, сравнивая его с закономерностями природных явлений, их чередуемостью и повторяемостью: "Ведь разрешено небу рождать светлые дни и погребать их в темных ночах, позволено временам года то украшать цветами и плодами облик земли, то омрачать его бурями и холодами. У моря есть право то ласкать взор ровной гладью, то ужасать штормами и волнами... Наша (Фортуны. - В. У.) сила заключена в непрерывной игре - мы движем колесо в стремительном вращении и радуемся, когда павшее до предела возносится, а вознесенное - повергается в прах. Поднимись, если угодно, но при таком условии, что ты не сочтешь несправедливым падение, когда того потребует порядок моей игры" (Уколова, с. 177).

Эта интерпретация Фортуны получает развитие в мысли европейского Средневековья: богиня становится мировой силой, посредством которой организуется (непостижимым образом!) миропорядок. Игра Фортуны не знает пощады и лишь на поверхности кажется переменчивой и безосновательной, но глубинная ее природа - та же, что и у всех сил, подчиненных божественному закону. Непостоянство же и бренность - необходимые черты существования самого этого бренного мира. И ни одно из благ или несчастий, данных Фортуной человеку, не принадлежит ни самому ему, ни даже ей - а только высшему и непостижимому смыслу и порядку. В поэзии вагантов появляется ставшее впоследствии популярным уподобление Фортуны Луне ("О Fortune! velut Luna...").

В большинстве случаев Колесо Фортуны в Таро толкуется как "превратности судьбы", "внезапный поворот событий, которого нельзя избежать", "судьбоносная неожиданность". Будучи Старшим арканом, эта карта действительно воспринимается как глобальное состояние значительных перемен, тонко чувствующий человек нередко ощущает как будто сам поворот Колеса.

Стойкость перед лицом судьбы как вызов
Внимание людей эпохи Возрождения и Нового времени - периода крайних причуд судьбы - к Госпоже Фортуне было особенно острым. Брейгель-старший в своей картине "Несение креста" объединил символику колеса судьбы и креста как креста земной жизни души, уподобив распятие на кресте распятию на колесе Фортуны. К этому времени акценты в отношениях Госпожи Фортуны и человека смещаются: она как будто предлагает сыграть в ее игру, при этом выигрывает тот, кто способен как добиться успеха, так и преодолеть падение. Так рождается новое "понимание индивидуальности, уже готовой освободиться как от космических прельщений и капризов Фортуны, так и от всеохватывающей мудрости Провидения и жаждущей в своей титанической творческой потенции бросить вызов самому Создателю" (Уколова, 187).

А вот слова самой Фортуны у Боэция: "Наша сила заключена в непрерывной игре - мы движем колесо в стремительном вращении и радуемся, когда павшее до предела возносится, а вознесенное наверх - повергается в прах. Поднимись, если угодно, но при таком условии, что ты не сочтешь несправедливым падение, когда того потребует порядок моей игры. Разве тебе были неизвестны прежде мои обычаи? <...> Подумай, не досталось ли тебе благ больше, чем горестей? Что, если от тебя я не полностью отвернулась? Ведь сама моя изменчивость дает законные основания надеяться на лучшее. Поэтому не падай духом и, подчиняясь общему для всех закону, не стремись жить по своим собственным установлениям".

X аркан Таро может восприниматься как вызов судьбы. То есть, "несмотря на перипетии, необходимо оставаться собой, уравновешенным и спокойным, не поддаваться эйфории или панике". Это особенно заметно в достаточно дидактичной иконографии с тремя фигурами, двумя животными и полубожественным сфинксом. Или же в колодах, где присутствует иная фигура наверху Колеса, но отстраненная от него, не поглощенная его вращением. Обратим также внимание, что в современных интерпретациях Таро эта карта символизирует не столько Колесо Фортуны (удачи или неудачи), сколько Колесо Судьбы в целом. Представления о судьбе вышли за рамки исключительного внимания к достатку и социальному положению, ныне гораздо большее значение приобрели психологический комфорт и душевное удовлетворение на фоне обычных социальных перемен.

Линии судьбы (Вирд)
Один из принципиальных моментов толкования заключается в причинах поворота Колеса судьбы. Бытует представление о том, что "у поворота Судьбы есть причины, заключенные в самом человеке". Я против подобной концепции. Бели внутри ситуации или человека имеются причины, приведшие к краху, то это - аркан "Башня"; если они привели к успеху (а в этом случае речь идет не об одной причине, а о целой системе или последовательности решений и поступков), то это может быть выражением гармонично развитой роли Придворной карты, например из Жезлов, либо же результатом удачной включенности созидательных "Императора" или "Императрицы". Внезапный подарок Судьбы действительно может прийти по Колесу Фортуны, однако это будет именно то, чего нельзя предсказать и, следовательно, заслужить. Не все работящие девушки выходят замуж за принцев, не все порядочные молодые люди обретают взаимность в любви, многие честные бизнесмены прогорают, а спортсмены - получают травмы. Милость Госпожи Фортуны - ценность безусловно переменчивая. Именно поэтому я решительно отказываюсь от морализаторских сентенций о судьбе и карме, когда вижу аркан X(4).

Я представляю поворот Колеса Фортуны именно как поворот на дороге, на линии Судьбы (Вирда(5)). У каждого из нас есть судьба, не предопределенная, но определяемая происхождением, воспитанием, личными поступками, событиями, затрагивающими то целое, к которому мы принадлежим(6). Кроме этих достаточно очевидных, но не всегда учитываемых, естественных факторов существуют символические или "сверхъестественные", невидимые на обычном уровне восприятия и взгляда на мир, причины или влияния. Вниманием к этому слою факторов мы обязаны представителям духовных профессий и мистических знаний: жрецам и священникам, магам и ведьмам, астрологам, юнгианским психоаналитикам и другим представителям современной психологии и психотерапии, работающим с символами. Кроме этих, видимых извне факторов существует личное восприятие, ощущение, интуиция... само чувство судьбы, обычно перелома, поворота (если оно проявляется как сильное влечение, тяга, то здесь уже следует вспомнить VII аркан, "Колесницу"). И это - тоже вариант восприятия Колеса Фортуны, этого заметного поворота на линии судьбы.

Перекрестки судьбы и сплетение колес Фортуны
Как мы уже говорили, человек оказывается подвластным самым разным "судьбам и предопределенностям". Решения и действия становятся одними из звеньев в цепи причинности. Судьбы больших образований или общностей включают в себя судьбы малых, а малые влияют на судьбу больших. Все эти переплетения и составляют "карту дорог" судьбы каждого человека. У человека, в отличие от многих других сущностей (не углубляясь лишний раз в эзотерику, приведем здесь в пример животных или предметы(7)), есть свобода воли и свобода выбора. Прежде всего эту возможность дает именно осознание своей деятельности, как во внутренней жизни, так и во внешней. Тем самым появляется возможность выбора на перекрестке судьбы. Разумеется, мы не всегда знаем, к чему приведет наш тот или иной выбор, кажется ли он нам значимым или не особенно. Одна из возможностей узнать это - обратиться к "специалистам по судьбе", другая - увидеть и ощутить некие знаки самостоятельно, третья - просто дождаться того, что будет. Не ведая о предстоящей значимости поворота и выбора или же будучи твердо уверенными в его правильности, мы следуем своим курсом. Однако эти повороты могут быть весьма ощутимы, и, более того, Колесо Фортуны способно повернуться именно благодаря внезапному решению, действию и даже пониманию (а это решение во внутренней, душевной жизни). В моей жизни были примеры, когда решение оказывалось непредсказуемым с точки зрения даже самой общей и целостной (не говоря уже и детальной) прогностики, однако влекло за собой включение Старшего аркана - "Колеса Фортуны".

Особенно чувствительные или же пытливые люди способны ощущать развилки судьбы в своей жизни: если бы я поступил не так, а иначе, то происходило бы то-то и то-то; если бы не развелись родители (или я и моя жена), то моя жизнь сложилась бы так-то... Интересно отметить, что в таких рассуждениях обнаруживаются - безусловно, умозрительные - совпадения с ключевыми дальнейшими событиями в жизни человека. Только что-то оказывается более судьбоносным, а что-то - менее. У Терри Пратчетта подобный феномен называется "штанами времени": а что, если бы я спустился не в одну штанину, а в другую? За неимением другого - более мистического, но не менее точного - термина мы пользуемся этим.

Различные линии судьбы также можно представить в виде самых разных колес Фортуны (эту идею проводит Алистер Кроули в своей "Книге Тота" и колоде). И поворот одного колеса способен повернуть и привести в движение другие колеса, аспекты своей и конечно же чужой судьбы. Ни одна ткань судьбы человека (линии судьбы как нити, которые прядут, богини мойры или парки) не бывает отделена от нитей судьбы других людей, каждая - всегда переплетение судеб. И это одна из самых прекрасных (и ужасающих) закономерностей.

Ананке, Немезида, Тюхе и мойры
Ананке - древнегреческая богиня судьбы. Ее имя обозначает "необходимость, неизбежность". Это предопределенность свыше; и сейчас мы можем сказать, что эта богиня отвечает за продолжение человеком судьбы чего-то целого, к чему он принадлежит(8). Она вращает веретено, ось которого является и мировой осью, а мойры, прядущие нити судьбы богов и людей, - лишь ее помощницы. Змей Хронос (Время) - ее супруг.

Адрастея ("Неотвратимая") и Немезида - богини справедливости и возмездия. Немезида карала за нарушение общественных и моральных норм и считалась дочерью Фемиды (богини правосудия) и Зевса. Позднейшие поэты не различали двух богинь, но Адрастея кажется более древней богиней природы, с архаичным естественным правом и правилами возмездия и справедливости, не людьми и не законом установленными, а теми, что приходят как данность, как судьба, как события, внезапно и неожиданно. Немезида в этом смысле скорее заданность идеи правосудия, персонификация людского суда. Ее атрибуты - уздечка и весы (как контроль и оценка), мечи или плеть (как наказание), грифоны или крылья (быстрота и достижение цели). Адрастея же - то, что свершится само... часто в силу притяжения себе подобного. К этим двум богиням примыкает Дике ("право, справедливость"), одна из древних ор, тоже персонификация справедливости и возмездия. Мойры - классическая троица сестер, богинь судьбы. Но их уделом была судьба как участь, доля каждого человека или бога. Первоначально, в архаической древности у каждого человека, как считалось, была своя мойра, доля, которая к тому же могла быть добрая или злая, или приходили обе. (Подобные представления имелись и у скандинавов, где у каждого была своя норна, добрая или злая, и у славян - Доля и Недоля.) И только позже, с развитием религии уже появляются именно три мойры - Лахесис ("дающая, отмеряющая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая"). Первая назначает жребий человека еще до рождения, вторая прядет нить его жизни, а третья неотвратимо приближает смерть. Боги не могут пойти супротив мойр, и лишь позже Зевс становится над ними главным. Тюхе (или Тихэ), "случайность", стала богиней случая в греческой мифологии. Она появилась уже в эпоху эллинизма именно как противопоставление архаической предопределенности судьбы. Она символизирует изменчивость мира, его неустойчивость и случайность различных событий. Тюхе оказывается важной фигурой, движущей и определяющей сюжет в эллинистической драме.

Мы можем увидеть действие всех этих богинь и поныне, на разных уровнях существования и осознавания. Тюхе предопределяет случайности, Фортуна преподносит их эмоционально окрашенными; мойры напоминают о личной судьбе и взаимосвязях ее с другими; Немезида являет собой внутренний закон сообщества, Адрастея служит отзвуком неотвратимости последствий нарушения закона в любой естественной системе (и обеим будет соответствовать в Таро аркан "Справедливость"; Ананке ткет полотно судеб всего мира.

Читающий знаки
О различии предсказания и прогностики в работе с Таро мы уже говорили. Здесь я хотела бы остановиться на следующем: работающий с Таро имеет дело со знаками линий судьбы. Это их чтение, распознавание и выбор. В случае самостоятельной работы здесь мало противопоказаний, а в случае работы с другим они присутствуют. Понимание этих знаков, силовых линий и направления колеса судьбы - это функция надличностная, приобщенная к миру божественного, к сфере сакральных смыслов. Сам человек для себя поднимается на иной уровень, а затем спускается (при обычном и нормальном течении дела). При работе с клиентом он является сам по себе посредником между миром людей и поступков и миром смыслов; он стоит как бы выше и вовне обычной сферы бытия. Это стоит учитывать и уметь как принимать эту роль и проекцию (это данность), так и снимать ее. Кроме того, я обычно не советую действовать из нее - с позиции выше - с людьми, с которыми вы состоите в иных отношениях в рамках иной системы; мать не может гадать дочери, и наоборот... не следует помогать своему супругу, если вы на грани развода, и пр. Я считаю, что следовать этому принципу более полезно, нежели надеяться на редкое исключение из вредных последствий, которые бывают в таких случаях. Исключением, которое я признаю, является работа в системе Таро на равных, когда оба знают и понимают систему примерно одинаково. Учитывая свою роль посредника, стоит уделять особое внимание ответственности, приходящей с правами и властью. Обычно у каждого практикующего специалиста есть набор этических правил, возможностей и запретов, которому он следует. Таковой вряд ли может быть универсальным, хотя в рамках того или иного сообщества вполне очевидны общие положения. В своей практике я также придерживаюсь свода определенных правил: я не делаю предсказаний, а предоставляю только прогностику и диагностику; я не совершаю выбор за клиента; я не работаю с запросом, если в нем нет силы и смысла; я ориентируюсь на появление новых смыслов в жизни кверента, на осознание, способствующее принятию тех или иных значимых шагов и решений. Именно прояснение линии судьбы, освещение того перекрестка, на котором находится человек, я полагаю необходимой функцией в подобной работе.

1 Кроме того, он был римским аристократом, ставшим магистром оффиций остготского короля Теодориха, который заподозрил своего первого министра в государственной измене и осудил его на заточение, а затем на мучительную казнь.

2 Или последним античным поэтом и философом...

3 Обратим внимание на то, как в некоторых колодах подчеркивается условность постоянства тех добродетелей, которые стоят на одной ноге, приплясывают или касаются ногой воды. Обычно так изображается Умеренность, хотя в "Пражском Таро" на земном шаре танцует Справедливость.

4 Более того, достаточно популярное в нью-эйдж (и ныо-эйджевской психологии) представление, что "все не случайно", или "все взаимосвязано", или "значит, ты сама этого хотела, иди и хорошенько подумай", мне представляется совершенно порочным (и приводит в бешенство).

5 От англ. weird - таинственный, сверхъестественный, роковой, фатальный, причудливый, жуткий, странный, фантастический, непонятный. Слово, очевидно, восходит к имени Урд, германской норны, богини судьбы. "The weird sisters" - богини судьбы.

6 Это семья, род, нация, государство, земля, раса, человечество. У каждого такого целого - тоже своя судьба.

7 Хотя допускаю, что туг вполне можно было бы назвать и другие организмы.

8 Не случаен современный интерес к системной семейной терапии, разбирающей судьбу рода.
Ответить

Вернуться в «Старшие Арканы»