Смерть (Г. Бенденко)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Смерть (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

(1)Смерть - популярный персонаж итальянских "триумфов", поэтому неудивительно, что эта фигура вошла и в "триумфы" Таро. Ее номер, 13, "несчастливое" число, также не случаен.

Изображение

Классическая иконография
Человеческий скелет, пляшущий с косой в руке или собирающий урожай человечьих голов. В колоде Висконти-Сфорцы в руках у Смерти был лук.

"Самая страшная карта Таро", или Смерть как судьба
Карта "Смерть" нередко вытаскивается в голливудских фильмах, вызывая у гадалки ужас, страх, трепет и стремительное желание вышвырнуть клиентку за дверь, не востребовав денег, а самой быстренько собрать вещи и смыться из города. (К слову сказать, этим можно было бы заняться, если бы у нескольких десятков клиентов из одного города выпадали карты "Мир" и "Башня".) XIII аркан, однако, одна из самых миролюбивых и спокойных карт, хотя он достаточно фаталистичен и шансов на продолжение того, что было, не оставляет. Вновь возвратимся к фильмам: нередко "Смерть" даже там обозначает серьезные перемены, вмешательство Судьбы в жизнь героя или героини, а не встречу с Хароном. (В случае особо искрометного чувства юмора у режиссера - может быть смерть самой гадалки.) Действительно, Судьба и Смерть часто оказываются взаимосвязанными категориями, срок жизни (и возможность наполнения этого отрезка судьбой, личной историей) зависит от времени ее конца. Особенно актуально это было для традиционного сообщества, жизнь членов которого была особенно тесно связана с происхождением, семьей и социальным слоем.

Отношение к смерти всегда, в любой человеческой культуре, было чем-то особенным. Относились к ней как к чему-то непостижимому, внезапному, из мира Иного или же планомерному событию, к которому готовились еще при жизни, или же как к переходу к иной, но не слишком отличающейся от привычной жизни, разве что погрустнее или, наоборот, повеселее... в любом случае отношение к ней всегда оказывалось значимым для характеристики самой культуры. Смерть как прекращение человеческой жизни была формальным актом выхода существа из человеческого сообщества, и вместе с тем человеческая личность должна была остаться в своей культуре. Отсюда память о предках, которые следят за потомками; памятники и статуи умершим героям; идеи о возвращении душ в новые тела. Нечто непоправимо терялось (жизнь и плоть), но нечто необходимо было оставить для продолжения.

Нечто похожее происходит и в XIII аркане. Что-то необратимо уйдет, будет потеряно или оставлено, но самое важное и существенное будет сохранено. Жизнь человека, по большому счету, и состоит из "маленьких смертей" отказа от себя прежнего для осознанного (или нет... но тогда личность начинает распадаться) выбора себя впредь и в будущем. Это и есть выбор пути, решение о том, каким быть.

В традиции Золотой Зари эта карта определялась как "Дитя великих преображающих сил" и были соотнесена с зодиакальным знаком Скорпиона, обителью Марса и знаком экзальтации Плутона. Еврейской буквой, сопутствующей этой карте, является нун, что означает "рыба", символ подводной жизни, невидимой снаружи и из земного существования. Это тоже своего рода знак перевода от небытия к осуществленному бытию или наоборот.

В колоде Уэйта и ее "клонах" на карте "Смерть", мы видим всадника на бледном коне под знаменем Мистической Розы, которая означает жизнь. На горизонте встает между двумя башнями солнце - как символ бессмертной жизни, но повержен наземь король под копытами всадника, стенает дева, удивленно таращит глазки ребенок, и лишь священник молитвенно и покорно принимает всадника. Эта карта, созданная с известным назидательным пафосом, говорит нам о необходимости принятия перемен ради развития духа.

В колоде Хайндля XIII аркан необычен и странен, что вполне соответствует общей мистической ее направленности. Здесь мы видим голову ворона - птицы смерти, особенно значимой в скандинавской эпической культуре, и костлявую руку с косой, поднимающуюся откуда-то из камышей возле воды. Конечность скелета будто перечеркивает всю карту, делая взмах и жест окончательным и бесповоротным. На заднем плане мы видим водную гладь с лодочником - символом беспечности жизни или самим Хароном, перевозчиком теней в царство мертвых. Сверху же с дерева вот-вот упадет последний полупрозрачный лист... Одна из самых красивых и необычных карт этого образа.

Завершение некоего этапа
Чаще всего аркан "Смерть" означает завершение некоторого этапа. В прогностике эта карта более однозначна и фатальна, нежели при диагностическом и психологическом подходе. В обычных гаданиях "на то, что будет" эта карта говорит о том, что нечего надеяться; это своего рода "черная метка". Однако при личностно ориентированном, подходе карта будет говорить о необходимости осознания завершения чего-то, осмыслении себя и своего места и пути в жизни, ясного, хотя, возможно, и не самого веселого в жизни выбора.

В некоторых учебниках по Таро встречается представление о том, что XIII аркан несет внезапные неприятные перемены, ведущие к духовной трансформации. Нам такой подход кажется смешанной путаницей представлений: внезапность происходящего идет от представлений о внезапности и почти всегда преждевременности кончины. В обществе, ориентированном на "делание своей жизни", смерть представляется внезапным ее прерыванием, а не частью судьбы. И разумеется, не может случиться внезапной духовной трансформации просто от переживания некоего события: трансформация, тем более духовная, - завершающий этап эмоциональной и мыслительной внутренней работы (к слову сказать, трансформация не всегда бывает в лучшую сторону... но обычно об этом забывают).

Путаница в восприятии принципа карты "Смерть" случается при "слипании" его с идеями арканов XVI ("Башня") и XXI ("Мир"). В отличие от "Башни" "умирание" XIII аркана более естественно, это увядание и упадок без надежды и сопротивления, это "вдруг - пустота и хлам вокруг", это холодная мерлзлая почва, которая не дает новых всходов, а все, что росло на ней раньше, но не было собрано и усвоено, постепенно гниет, сохнет и умирает. В отличие от "Мира" XIII карта Старших арканов сохраняет континуальность личной истории к самой личности, умереть может Персона, но Эго только кристаллизуется в само себя; в юнговском понимании при вступлении в карту "Мир" мы чувствуем больший контакт с Самостью, и шаткость положения будет ощущать именно Эго. Стоит также отличать проявление карты "Смерть" от карты "Суд" ("Страшный суд" старых колод или "Эон" кроулианской традиции). XIII аркан это частное, личное дело каждого - в отличие от Суда, который может касаться сообщества, поколения, эпохи или включенности индивидуума в судьбу оных, а также собственной включенности в систему своих перерождений(2).

Карта "Смерть" наиболее ясно представлена в "Книге Тота", и общие принципы ее относятся к современному пониманию этого аркана и в других колодах, к системе Таро в целом. Смерть - это гниение, тройственный процесс, окутывающий Орфическое яйцо (рождение чего-то нового и значимого) уютным теплом на последней стадии перед рождением. Скорпион, змей и орел - три символа этого процесса, три традиционных аспекта зодиакального знака Скорпиона. Скорпион, по легенде, совершает самоубийство, если попадает в безвыходное положение (предчувствует поражение). На этом уровне превращение происходит под влиянием окружающей среды. Змей ассоциируется с волнообразным движением, поэтому его превращение - это способность совершить переход тогда, когда это нужно. Орел же - символ высшей и духовной природы процесса вечного превращения.

В "Таро Элементов" карта "Смерть" представляет средний уровень процесса превращения. Фигура без лица, облаченная в плащ с капюшоном, держит в руках символ жизни - анкх и идет по белой пустыне с редкими пробивающимися из-под земли и совсем молодыми ростками. Пустоту ее сущности пронизывает змея, а из ее головы растут крылья. На горизонте же беснуется маленький человечек. Эта карта говорит о необходимости принятия смерти для продолжения жизни, именно о волнообразном ходе змеи, а также о знании полета духа - Орла.

Отказ от какой-то отжившей части жизни и личности
Изображение Смерти как скелета без плоти относится к эпохе позднего Возрождения. В Средневековье Смерть предстает в обычном человеческом обличье, и лишь надписи, ее сопровождающие, раскрывают зрителю, кто это. Иногда это многозначительный всадник на бледном коне. Но в XV веке Смерть начинает появляться как скелет в изобразительном искусстве и таковой предстает перед нами и в картах Таро. Прежде христианское Средневековье будто отрицало важность смерти как ухода в прах и тлен: даже на картинах Страшного суда мертвецы представали молодыми и красивыми... Тема разложения и тления проникает в изобразительное искусство лишь во второй половине XIV века. Тогда же получает особое распространение тема Плясок Смерти. Смерть предстает там в образе мумифицированного трупа или, по средневековой традиции, птицелова, охотника, жнеца. После чумных эпидемий, охвативших всю Европу, Смерть стала восприниматься самостоятельным и важным персонажем, который приходит ко всем, независимо от их положения, ранга, статуса, добродетели или греховности.

Смерть предстает стихией, от которой невозможно спастись и пред которой нельзя устоять. Перед ней рушится даже безусловная, объективная казуальность, смысловая система культуры. "К чему молиться?" - вопрошают монахини "плясок смерти". Как правило, изображения включали в себя фигуру Смерти и окружающих ее фигур различных представителей социальных слоев: священников, дворян, мирян, сборщиков податей, еврейских и мусульманских священнослужителей, всех, кого возможно, вплоть до шута и императора (в разных системах были разные персонажи). Обычно цикл включал в себя 22 или 33 карты. В каком-то смысле Старшие арканы Таро - тоже 22 карты, относящиеся к тому же периоду, - являются, если сделать акцент на срединной карте всего ряда, одним из отражений Плясок Смерти.

Пляски Смерти повествуют нам о том, что, кем бы ты ни был, все равно придется отказаться от всего, что имел при жизни, сохранив лишь бессмертную душу. Эта идея родственна смыслу XIII аркана, по которому рано или поздно нам приходится с чем-то в этой жизни расставаться, будь то любимые и близкие или же какие-то части нас самих. Это само переживание прощания с чем-то ушедшим. Остается лишь голый скелет, костяк индивидуальности, не связанной условиями жизни и обстоятельствами бытия.

В "Книге Тота" Кроули так высказывается об этом аркане: "В алхимии данная карта иллюстрирует идею гниения - это специальный термин, которым адепты обозначают ряд химических изменений, ведущих к развитию окончательной жизненной формы из первоначального семени, дремлющего в Орфическом яйце. <...> На карте изображен танец смерти: главная фигура здесь - скелет с косой, а скелет и коса - это преимущественно сатурнианские символы. <...> Сатурн обозначает базовую структуру всего сущего, ту фундаментальную природу вещей, которая остается неизменной в ходе обычных перемен, сопутствующих природным явлениям. Более того, он увенчан короной Осириса и символизирует Осириса в водах Аменти. И, более того, он - изначальный тайный Бог-творец, носитель мужского начала... <...> Под взмахами его косы возникают пузыри, в которых начинают зарождаться новые формы жизни, созидаемые им в танце; и формы эти также танцуют" (перевод А. Блейз).

В "Таро Тота" в значительной степени присутствует важность перехода от одного этапа существования к другому. Это чувствуется в самом танце коронованной фигуры и обнаруживается в тексте "Книги Тота".

Большой переход
Вызов карты "Смерть" касается принятия ограничения или лишения для последующего перехода к новому - и зачастую пока неизвестному - этапу. Это то самое предчувствие тайны, загадочность и неизвестность всего того, что нас ждет за пеленой... Перехода. Поэтому Смерть и мыслится как Великий Освободитель. Трагизм Великого Перехода способен быть сакрально осмысленным: похороны отмечаются как значимое событие в память о покойных и в подтверждение их значимости для живых. Также он обыгрывается трикстерски: на похоронах и поминках не только горюют, но зачастую (в некоторых культурах) радуются и веселятся, вновь признавая важность события и оберегая живых от следования за ушедшими. Постоянным напоминанием о Смерти в Новое время становятся не только печально-мрачные сюжеты и сцены, но и комические: Смерть кланяется и гримасничает, вкрадчиво манит и соблазняет, улыбается, глумится, смеется и шутит. Это также помогает и перейти Рубеж, и помнить о нем, но не бояться.

Мы не можем вспомнить подобного оттенка смысла в известных нам и хорошо проработанных колодах Таро, они более ориентированы на величественное представление о смерти. И тем не менее тема Перехода (не Великого, но Большого) там существует. XIII аркан способен дать возможность подготовиться к испытанию конца одного периода жизни и началу нового.

В "Алхимическом Таро" XIII аркан, конечно, являет символ Смерти как скелета со стрелой в руке и с вороном на левом плече. Он (или она) стоит на черном солнце посреди полного мрака и клубов тумана, символизируя самое погружение в стадию черноты и гниения. Эта карта может соответствовать алхимическому этапу mortificatio - процессу ухода в смерть, от любых внешних проявлений, в глубину, в мир "теней", в мир психической сущности. Это стадия отмирания, когда первоначальные элементы "умирают" и перестают существовать в прежней форме.

1 Во время написания этой главы у меня в коридоре, соединяющем квартиры, появился резкий запах гниения. Вызывали милицию, которая подтвердила сходство с трупным запахом, но источника не нашли. А потом появились и соседи, о которых мы подумали, что они уже пахнут... запах гниения мяса или рыбы сменился на запах гнилых овощей, а потом и вовсе, к концу написания этой главы, воздух стал чистым и запахло свежей выпечкой.

2 Для тех, кто разделяет эту систему мировоззрения.
Ответить

Вернуться в «Старшие Арканы»