Сила (Г. Бенденко)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Сила (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Это одна из трех карт добродетелей, присутствующих в Таро. Идея добродетели как человеческого качества пришла к нам из Античности. В символике Таро эта идея - наследница как античной философии, так и христианских религиозных воззрений. Четвертая добродетель - Благоразумие, как ни удивительно, в систему Таро не вошла.

Латинское слово virtus произошло от слова vir ("мужчина"), то есть изначально понималось как некое особое свойство и качество, присущее мужчинам. Античная философия вообще очень свысока относилась к женскому полу, и особо ценные моральные качества женщин не могли быть точно такими же, как и у мужчин. Но некоторые из них (непорочность, верность и пр.) могли - хотя и условно - быть приравнены к мужским. Сила, или мужество, как античная добродетель обычно представлялась стойкостью и выдержкой в ситуациях страха и боли. Добродетельный человек, по Аристотелю, не ищет, но и не избегает опасности, если стремится к высокой цели.

В христианском мировосприятии ценные моральные качества мужчин и женщин в большей степени объединены. Добродетели человека в христианстве противопоставлены искушениям и грехам и разведены волевым элементом, в результате чего необыкновенно важным для человека становится постоянный выбор.

В настоящее время добродетели Таро развиваются в соответствии с принципами современной философии и современного мировосприятия. Значительный вклад в развитие принципов этих карт внесено кроулианской традицией. Здесь аркан "Сила" сменился "Вожделением" ("Lust"), который в данной системе насыщен особым и новым архетип и чес ким смыслом(1).

Изображение

Классическая иконография
Женщина, укрощающая льва.

Силовое испытание
В колоде Висконти-Сфорцы (известной в нескольких версиях) карта "La Fortezza" созвучна прозвищу основателя династии Муцио Аттендоло (1369-1423) - Сфорца ("Сила" в значении "принуждение" или "обессиливание другого"). Поэтому некоторые исследователи (Гертруда Моукли) полагают, что на ней может быть изображен сам родоначальник. Существует два иконографических сценария этой карты. Ранний итальянский представляет женщину с колонной (или с обломками колонны). В Марсельском Таро на этой карте изображается женщина, укрощающая льва. В то же время встречаются как старые (XV века), так и новейшие карты, на которых совмещены оба мотива - и колонна, и лев. Отмечают, что мотив женщины, сдерживающей пасть льва, чрезвычайно редок вне системы Таро, потому существует предположение, что на одной из ранних колод длинноволосого мужчину, справляющегося со львом, приняли за женщину. Кем бы мог быть этот мужчина? Если брать мифологический контекст, то это мог быть либо длинноволосый Самсон, укротивший в пустыне льва, либо Геркулес, одолевший Льва Немейского. Примечательно, что, хотя по поводу женщины с колонной никаких подозрений не возникало, тема разрушенных колонн присутствует в легенде о Самсоне: когда коварная Далила отрезала ему волосы и его схватили враги, он сумел разрушить колонны и обрушить крышу и стены здания, похоронив и себя, и недругов.

Карта "Сила" достаточно часто может раскрываться как сценарий силовой борьбы, силовых отношений, как явного, так и, в особенности, скрытого соперничества. Она характерна для ситуаций конкуренции или борьбы за власть, влияние и статус внутри парных взаимоотношений. Например, в отношениях двух сильных личностей (или сущностей, структура личности не обязательно может быть развита) может "найти коса на камень", и тогда пара сцепится в безвыходном "клинче", когда невозможно ни уступить, ни победить. Если им еще предопределено существовать на совместном пространстве, то "Сила" может стать актуальной или фоновой картой на все время отношений. Такое часто бывает в не развившихся любовных отношениях - когда любовные отношения были возможны, но по каким-то причинам их развитие затормозилось или вовсе "заморозилось". Тогда пара застынет в своей вечной скульптуре... пока что-нибудь не отвалится, конечно. В "Пражском Таро" приятно улыбающаяся и стоящая в эффектной позе женщина одолела льва, который преданно пытается ее лизать, в то время как на заднем плане Самсон разрывает льву пасть. При работе с этой картой как с проективной методикой (с озвучиванием голосов всех фигур и значимых элементов карты) она часто раскрывает темы сценарной борьбы в отношениях между мужчиной и женщиной, а также соблазна и стойкости. В некоторых колодах она воспринимается как театральная роль парных отношений, предлагаемая внешнему обществу. Это одна из важнейших сценарных карт Таро, с которой возможно работать как с проективным тестом.

В эротической колоде "Декамерон" аркан "Сила" - одна из самых красивых, насыщенных эмоциональной мощью карт. Здесь бородатый мужчина в кольчуге предоставляет женщине достаточно удобную позу, а кроме того, возможность вытащить из ножен его меч. Эта карта говорит о решительном поступке, о предоставлении в пользование своей силы, о своеобразном "принесении в жертву" этой силы и, безусловно, о риске. Кроме того - и с другой стороны - здесь идет речь о познании другого человека, своего партнера, и в его силе, и в его слабости и о принятии как того, так и этого. Искушением этой карты будет возможность воспользоваться слабостью другого для ощущения своей силы.

Стойкость как выдержка (античная добродетель)
Древнегреческая философия очень чутко относилась к идее добродетелей. Они составляли некий этический кодекс, понимались как этические привычки приличного человека. Сократ источником такой целостной добродетели человека считал разум и мудрость. Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели разума (диа-ноэтические). У Платона в диалоге "Протагор" в качестве добродетелей перечисляются мудрость, знание, благоразумие (рассудительность), мужество, справедливость и умеренность, благочестие. В "Государстве" Платон соотнес их с различными социальными классами: умеренность предназначалась крестьянам и ремесленникам и соответствовала животным желаниям; сила (стойкость) - воинам и соответствовала духовному элементу в человеке; благоразумие - правителям и соответствовало причинам. Справедливость же управляла ими всеми. Интересно, что в тексте Ветхого Завета, в Книге Премудростей Соломоновых, упомянуты также четыре добродетели: рассудительность (аналог благоразумия), справедливость, мужество (аналог силы как стойкости) и целомудрие. И все они - дочери праведности. "Если кто любит праведность, - плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни" (8: 7). Таким образом, за исключением ветхозаветного "целомудрия", совершенно чуждого античной культуре, которая склонялась скорее к подобной ему "умеренности", у Соломона предлагаются те же самые или очень похожие добродетели.

Карта "Сила" обычно интерпретируется как превосходство сильной человеческой природы над разнообразными слабостями. Так, например, в полном соответствии с Аристотелевыми добродетелями Стюарт Каплан усматривает в этой карте Марсельского Таро "мужество, храбрость, твердую веру, энергию, решимость, твердость, вызов, осознание искушения и умственные и физические способности для его преодоления, уверенность, успех, достижение при значительной опасности" и т. п.

В "Таро Элементов" на карте "Сила-Здоровье" мы видим атлетического вида молодую женщину, несущую на плечах ягненка. В левой руке она держит египетский защитный символ. В правой руке - кубок, из которого, как капельки, падают маленькие анкхи, которые поглощает трехголовый змей с хвостом, свернутым наподобие знака бесконечности. Авторы замечают, что змей здесь символизирует примитивную природную силу с характерной для нее тройственностью: рождение, жизнь, смерть; прошлое, настоящее, будущее и т. д. На карте также присутствует светящийся энергией обелиск, символизирующий, согласно авторам, фаллическую созидательную силу. Девиз этой карты в колоде - "То, что ты видишь вне себя, - видишь и внутри; это видно всем, и это - твое одеяние". В данной колоде карта относится к внутреннему миру человека как к тому, что непременно отразится и во внешнем мире, прежде всего - в образе самого человека и в том, что с ним приключается.

Сила сопротивления греху (христианская добродетель)
В христианском мировосприятии к четырем классическим добродетелям - Благоразумию, Умеренности, Силе (или Храбрости) и Справедливости - добавилось еще три: Вера, Надежда и Любовь. Все вместе, всемером, они противостояли семи основным грехам человечества: гордости, алчности, похоти, гневу, чревоугодию, зависти и лени (или унынию).

Стоит заметить, что самая популярная колода Таро на сегодняшний момент - Таро Райдера-Уэйта - была создана оккультистом-католиком, Артуром Уэйтом, поэтому она в большей степени выглядит как квазихристианский продукт мистического творчества. Соответственно, и ее многочисленные "клоны" во многом повторяют характерное сочетание пафоса и сентиментализма, свойственного этой колоде. Не избежали определенной обусловленности в связи с этим и карты, обозначающие добродетели (а также ассоциирующиеся с грехом). В соответствии с христианскими воззрениями автора в колоде Уэйта (и ее наиболее последовательных "клонах") в этой карте обнаруживают "мягкую власть любви и духовного разумения", духовное самопознание, духовную любовь и терпение. Знак бесконечности над головой девы пошел от колоды Эттейлы, который изобразил в таком виде шляпу девушки из Марсельского Таро.

В колоде Хайндля на этой карте изображена обнаженная женщина у воды в причудливом танце-борьбе со Змеем на фоне древесно-скалистого ландшафта (характерного для этой колоды) и под растущей луной. Здесь мы можем увидеть очевидную аллюзию на борьбу с первородным грехом. И все же в позе женщины нет напряжения и усилия, нет даже иллюзии контроля над Змеем: их отношения похожи на танец равных противников. Хвостом Змей касается воды, а его голову сама женщина словно пытается поднять как можно выше. При этом сама она стоит одним коленом на земле. Они оба словно пытаются соединить земное с небесным. Их танец создает небесный просвет в плотном земном ландшафте. Эта карта говорит о борьбе, но и о союзе земного с небесным, природного - с человеческим, смертности - с бессмертием. Эта борьба и этот союз возможны лишь при условии смелости, позволяющей допустить в себе и в мире существование черт Иного.

Внутренняя борьба
В современных колодах, как правило, в этой карте видят борьбу желаний и рассудка, эмоций, чувств и волевых решений или правил, допуская, впрочем, разный исход этой битвы. Интересный ход использовали создатели "Богемских Барочных котов": здесь живая кошка сражается с искусственно созданной химерой. Так истинное и живое, реальное желание способно противостоять искусственным построениям (в том числе порождениям того, что психоаналитики называют Суперэго: некоего общего авторитетного мнения, "гласа социума" или родительского голоса). В известной степени это другой взгляд на тему борьбы духовного и желаемого: Истинное Желание как нечто живое и важное противопоставляется искусственно созданным идеям и представлениям о высоком - и несбыточном, о некой "химере".

В "Алхимическом Таро" мы видим очень интересную интерпретацию образа Зеленого Льва. В алхимических воззрениях этап Зеленого Льва знаменовал часть большой стадии Нигредо, когда Зеленый Лев пожирал (или порождал) Солнце, причем оба при этом испытывали мучения. Здесь же Дева едет верхом на Зеленом Льве, держа над собой сердце, связывающее Солнце и Луну. В этой карте мы видим преодоление стадии Зеленого Льва через единение солнечного (мужского) и лунного (женского) принципов в любви. Внутренняя борьба по этой карте разрешается интеграцией.

"Вожделение" по системе Алистера Кроули
В философических системах XIX века добродетель как этический принцип (положительное нравственное свойство человека, определяемое его волей и поступками) сменилась приоритетом свободы духа и высшего блага. В наибольшей степени этическому мировоззрению Нового и Новейшего времени соответствуют авторские колоды с разработанной оккультной системой: в первую очередь это "Таро Тота" Кроули, где добродетель явственно заменяется понятием True Will - Истинной Воли человека, соответствующей Воле Вселенной.

В "Таро Тота" имя этой карты.- "Lust" ("Желание", "Страсть", "Вожделение"). Здесь женщина - Багряная Жена из философско-магической системы Кроули - сидит на Звере Апокалипсиса. "В прошлом этот аркан называли "Сила". Однако он означает нечто гораздо большее, нежели сила в обычном смысле слова. <...> "Вожделение" - это не только сила, но и радость от применения силы. Это мощь и упоение мощью" (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).

Данная карта связана с одним из важных постулатов в магическо-философской системе Кроули:

"Итак, в этой карте перед нами предстает легенда о женщине и льве или, скорее, змеельве (карта соответствует букве тет, означающей змея). На заре Эона Осириса пророки предвидели явление грядущего Эона - того, в котором мы живем ныне, - и он внушал им чрезвычайный ужас и страх, ибо они не понимали принципа смены Эонов и каждую перемену воспринимали как катастрофу. Такова подлинная интерпретация и причина яростной хулы на Зверя и Багряную Жену в 13, 17 и 18-й главах Апокалипсиса. Однако на Древе Жизни путь Гимел-Луны, нисходящий с самых высот, пересекается с путем Тет - Льва, обители Солнца, а следовательно, Жену на этой карте можно считать образом Луны, полностью озаренной Солнцем и слившейся с ним в любовном соитии, дабы породить, во плоти и в человеческом облике, посланника или посланников Владыки сего Эона. Она восседает на Звере; в левой руке она держит поводья - символ страсти, связывающей ее со Зверем. Правой рукой она возносит чашу - Святой Грааль, пылающий любовью и смертью. В чаше этой смешаны элементы причастия нового Эона" (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).

Что касается толкования этой карты, то Кроули рассматривал ее так:

"В этой карте заключено божественное опьянение, или экстаз. Женщина в немалой степени опьянена и в немалой степени безумна; лев же пылает вожделением. Это означает, что представленная здесь форма энергии относится к первичному, творческому типу: она совершенно свободна от критических оценок разума. На этой карте представлена воля нынешнего Эона. Зверь, несущий на спине свою Невесту, шествует по изображенным на фоне ликам святых, обескровленным, ибо всею жизнью своей они напитали Святой Грааль. <...>

Это таинство есть физико-магическая формула посвящения, завершения Великого Делания. В алхимии это процесс дистилляции, совершающийся силою внутреннего фермента, а также влияние Солнца и Луны. За образами Зверя и его Невесты, на заднем плане, изображены десять сияющих, лучезарных кругов. Это сефирот, но еще не проявленные и не упорядоченные, ибо для каждого нового Эона необходима новая система классификации Вселенной.

В верхней части карты помещен символ нового света, увенчанный десятью рогами Зверя - десятью змеями, устремляющимися во все стороны, дабы разрушить мир и сотворить его заново" (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).

Колода "Колесо перемен" ("Wheel of Change") старается следовать традиции колоды Тота. Здесь изображена молодая африканская девушка верхом на львице, а правую ее ногу обвивает змея. Львица несется во весь опор, и девушка держит над собой лунно-солнечный штандарт. Поодаль пасутся жирафы. Здесь я бы увидела совмещение арканов VIII (или XI в других системах) "Сила" и VII "Колесница". Для авторских колод, не опирающихся на четкую систему, достаточно характерно смешение архетипических принципов разных арканов (в этом тоже состоит уникальность колод - и индивидуальное видение мира авторов). В данном варианте "Силы" можно заметить недостаток стабильности, устойчивости, постоянства. Но с другой стороны, именно от "Колесницы" этой же колоды "Сила" заимствовала личное и индивидуальное, в то время как VII аркан "Колеса Перемен" - совершенно надличностная система божественного порядка вещей и их изменений (и это - крен в сторону "Колеса Фортуны", X аркана). Поэтому именно "Силе" в данной колоде достался личный триумф и движущая сила VII аркана.

Сила в нашей жизни
Находясь в этой карте, мы можем проживать сильное напряжение внутреннего или внешнего конфликта. И в том и в другом случае речь может идти о принятых, усвоенных моделях поведения, их эффективности или, наоборот, неадекватности в ситуации. Нередко это - внутреннее напряжение супружеских конфликтов, когда лев уже устал открывать пасть, если потребуют, или когда пальцы укротительницы становятся уж слишком жесткими. Это время смены привычных сценариев или, наоборот, удержания привычного паттерна.

Здесь нет абсолютной заданности некоего урока (например, о том, что непременно надо терпеть или обязательно справляться с ситуацией). Этот вызов можно пройти, преодолев препятствие, выдержав длительное напряжение или, наоборот, выйдя из ситуации. В любом случае яркое проявление этой карты будет говорить о силовом противостоянии и сдерживании напора.

Благоразумие
Благоразумие - одна из четырех добродетелей, по неизвестным причинам не прижившаяся в колодах Таро (за исключением авторской гадательной колоды Эттейлы), хотя и присутствовала в родственных этой системе итальянских колодах Мантенья и Минкиати. Таким образом, в Старших арканах Таро присутствуют три добродетели из четырех: есть Сила, Справедливость и Умеренность, но нет Благоразумия.

В XX веке это упущение компенсируется значением карты 8 Дисков (Монет, Пентаклей) из числа Младших арканов, которая интерпретируется как "благоразумная деятельность, достижение успеха малыми делами", или же введением в систему Старших арканов дополнительной карты "Благоразумие", как это было сделано в "Пражском Таро" второй редакции.

1 Когда умирают старые образы и принципы, нет смысла их удерживать.
Ответить

Вернуться в «Старшие Арканы»