Императрица (Г. Бенденко)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Императрица (Г. Бенденко)

Сообщение luchnivik »

Императрица появилась в Таро благодаря существованию Священной Римской империи германской нации (Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae), образованной в 962 году Отгоном I, короновавшим себя "императором-Августом" в надежде продолжить славную традицию античной Римской империи, которая мыслилась идеалом в государственном устройстве. Священная Римская империя германской нации была церковным государством, объединявшим различные страны Европы, включая часть Италии. Император считался представителем всех христиан, главой христианского (разумеется, католического) мира и, соответственно, вмешивался в дела папы римского. По мнению некоторых императоров, папа должен был быть их креатурой, по мнению некоторых пап, императоры должны были подчиняться папам. Но уже в XIV-XV веках императоры жертвуют фактической властью ради пышной формы, их уже не особенно чествуют в Риме, они теряют земли и власть. В то же время жгучая борьба императоров и пап осталась в памяти и коллективном сознании (и бессознательном) народов Европы - и предстала еще раз перед нами в картах Таро. Императрица колоды Висконти-Сфорцы (первой известной или дошедшей до нас колоды Таро) - это германская дама со щитом своего мужа, ушедшего в поход. Гертруда Моукли указывает, что в XV веке эта карта стояла второй в колоде - сразу после Мага.

Изображение

Классическая иконография
В исторических колодах Императрица - благородная дама на троне, с атрибутами своей власти. Оккультные колоды предложили взгляд на Императрицу, представляющую собой силу и принцип Венеры (как богини, так и планеты). Потому современная Императрица - скорее роскошная и уверенная в себе жена, мать и возлюбленная, чем статусная дама. Увенчанная короной, она сидит на своем троне, держа в руках жезл, но все вокруг и в ней самой говорит о любви, щедрости, неге и роскоши.

Плодородная страна (территория)
Императрица может быть женой короля, вдовой или же незамужней дочерью, что случалось в монархической истории Европы. В любом случае это главная женщина некоей страны, территории, сферы влияния. Это ее "главная женщина", "хозяйка", а не, заметим, "начальница" или "предводительница". В этом Императрица схожа с ролевым архетипом Геры - супруги царя богов Зевса, Хозяйки и Королевы. Для нее (в мифе и в ролевом сценарии в жизни женщины) особенно важна территория, сфера влияния, и ее собственный признанный статус. И для Императрицы Таро это прежде всего страна изобилия и плодородия, красоты и любви, в некоторых версиях - деторождения, в других - культурного строительства. Это в любом случае ее земля, ее епархия. "Отец воплощает активное, творческое начало; мать - восприимчивость и заботливость. Хотя, как мы убедимся впоследствии, у матери существует и духовность, материнское начало относится главным образом к природе, т. е. оно связано с инстинктами и физическими влечениями. Негативное воздействие материнского начала может оказаться таким сильным, что оно превратится в препятствие для духовных устремлений человека" (Биркхойзер-Оэри, 2006, с. 20).

Богиня Гера, по некоторым версиям, воспитывалась Временами Года и получила от них способность также изменяться в течение года, от Весны-Невесты к Лету-Жене и, наконец, к Зиме-Вдове. Примерно об этом пишет и Роберт Грейвс: "Времена Года были ее няньками" - это один из способов охарактеризовать Геру как богиню календарного года. Вот почему на ее скипетре изображена кукушка, символизирующая весну, а в левой руке она держит спелый гранат, вызревающий поздней осенью и символизирующий смерть года. <...> Как богиня растительного года, весны, лета и осени... в Стимфале Гера почиталась соответственно как дитя, невеста и вдова" (1). Это описание замечательно подходит и Императрице Таро, которая способна возрождаться после утраты своего статуса, территории и даже качеств и свойств (то есть переходить от лишенности и "голода" перевернутой Императрицы или схожих состояний, описанных другими картами, к себе самой, прямому положению и новому возрождению).

В "Таро Истоков" ("Tarot of the Origins") она выглядит как дикая, естественная женщина, свободная и сильная... и ее богиня - первобытная Виллендорфская Венера: принимающая и совершенно безличная материнская сила и мощь, благо без доброты, дары без благодарности.

Архетип Великой Матери
Мать - один из основных архетипов коллективного и индивидуального бессознательного: у каждого человека есть опыт пребывания в материнской утробе, последующего рождения и кормления-выращивания. За образом реальной материнской фигуры всегда стоит образ архетипа Великой Матери, матери-природы или матери-богини. Значимость этой силы трудно переоценить: именно от материнской фигуры во младенчестве зависит мироощущение человека, чувство базовой безопасности или небезопасности, принятие или отвержение миром. От этого исходит и его ответное отношение к миру и другим людям: дающее, принимающее, отвергающее, завистливое или мстительное.

Мать - это первая персонификация силы, которая защищает и гарантирует безопасность и поддержку человеку. Позже, по мере взросления ребенка, мать как личность замещается или дополняется семьей, родом, обществом, народом, расой, кроме того - религией, политической партией, рабочим коллективом, любым своим сообществом. Воплощением материнской силы может стать природа, отдельные места, поселения или уголки дикой природы. "Перенесение материнских функций с реальной матери на семью, род, нацию, расу или богиню имеет то преимущество, что, вероятнее всего, мать умрет раньше детей, поэтому возникает потребность в такой фигуре матери, которая бессмертна" (Антонян, с. 21).

Мать оказывается главной силой везде, где присутствует рождение, смерть и возрождение. Не является непостижимой и ее разрушительная природа: мать способна как давать, так и отнимать, а это и сама жизнь, и ее смысл и ценность. "...Люди своим существованием все равно обязаны матери. Этим обеспечивается непрерывность их жизни и бесконечная повторяемость, которая заложена в природе вещей и выражена в архетипичности прообразов и явлений. Она, эта повторяемость, вечна, как и первообраз матери, каждый раз возрождаясь в живой конкретной матери, земле, Родине, богине и т. д. Это свойственно не только архаичному обществу, но и любому другому. Разумеется, мать иногда приносит страдание, отталкивая от себя своих несчастных детей или чрезмерно наказывая их, но ведь люди мучаются от этого именно потому, что как раз от матери ожидают совсем другого поведения. Они, в отличие от матери, таким образом придерживаются всеобщего правила, заложенного в них природой. Человек должен уметь выносить переживаемую по названной причине боль, но в ней нет никакого позитивного смысла, она не очищает и не возвышает, поскольку подрывает сами основы бытия" (Антонян, с. 38).

Прямая карта "Императрица" имеет отношение к позитивному проявлению архетипа Великой Матери, перевернутая (если выпадает даже случайно, при методе использования только прямых карт) - к негативному аспекту этого архетипа. При этом следует различать влияние реальной земной матери (детское или актуальное) и существование материнского комплекса в жизни человека. "На первый взгляд кажется, что причиной всех трудностей любого человека является его родная мать. Однако Юнг обнаружил, что родная мать - не единственная причина нарушений, типичных для негативного материнского комплекса; существенное воздействие оказывает также и архетип матери. Вечное проявляется в индивидуальном. Но даже если вечный образ снова и снова находит свое воплощение в конкретном человеке, все равно нельзя говорить об идентичности актуального и архетипического" (Биркхойзер-Оэри, 2006, с. 22).

Разнообразие жизни
Императрица Таро представляет собой разнообразие жизни во всей ее полноте. Богиня Афродита представала и была осознана Платоном - с безусловным предпочтением первого лика - как Урания (Небесная) и Пандемос (Всенародная, плотская). Впоследствии разделение на низменное и высокое разрубило образ Женщины на Святую/Шлюху, Набожную/Ведьму, Жену и Мать/Любовницу. Императрица Таро объединяет все эти образы, не разделяя их на высокие и низкие, не возвышая и не обесценивая ничего из этого - и ничего в мире. Она способна принять и полюбить, подарить свою любовь и расцвет жизни всем. Повторюсь, в Императрице нет оценки, нет ни возвышения одних качеств и принципов, ни обесценивания и принижения других. Для нее все действительно равно. В этом можно узнать сочетание Афродиты с Деметрой, Афродиты, любящей всех своих любовников, с Деметрой, обожающей всех своих детей. Императрица Таро - это не личное качество, а архетипический принцип, божественное женское принятие всего и вся, любящее и дарующее расцвет и любовь.

Проявляется Императрица как периоды благополучного и удачного существования, расцвета творчества или благосостояния, стабильных любовных отношений. Это нахождение источника некоего важного жизненного ресурса и возможность им пользоваться. При отождествлении с Императрицей (примеривай и и на себя этой роли и даже ее удержании) человек (чаще женщина) может ощущать и видеть себя благодетельницей, ответственной за некую территорию или пространство и отношения между людьми на ней, или же всеблагой дарительницей и подательницей всех благ тому или иному созданию. При этом ответственность за происходящее кажется все более возрастающей, а детали несоответствия прекрасной картине или образу могут сильно огорчать. В ролевых архетипах это похоже на отождествление с Деметрой, Афродитой или Герой. При проекции Императрицы вовне мы можем ожидать милости, одобрения и благословения от некоей материнской фигуры или царственной особы, жестоко разочаровываясь при отвержении или недостаче.

Императрице Таро соответствует алхимический принцип Соли (Магу соответствовала Ртуть) - инертное начало в природе, материя, которую активизирует Сера (алхимическая Сера, разумеется, с которой соотносится Император Таро).

В "Таро Тота", по словам самого Кроули, "...женщина в царских одеждах и короне восседает на престоле, опоры которого, подобные вьющимся языкам голубого пламени, символизируют ее рождение из воды - женской, текучей стихии. В правой руке Императрица держит лотос Исиды; лотос олицетворяет женскую, пассивную силу. Корни его скрыты на дне или в воде, но лепестки раскрываются навстречу солнцу, образ которого повторяется в сердцевине чашечки цветка. Итак, это живое подобие Святого Грааля, освященное кровью Солнца. На вершинах пламевидных опор ее престола помещены две ее самые священные птицы - воробей и голубь... Облачение Императрицы украшено пчелами, а также игральными костями в окружении замкнутых спиралей; значение их везде одинаково. Стан ее охвачен поясом зодиака... Ковер под ее ногами расшит королевскими лилиями и рыбами, словно склоняющимися в восхищении перед Тайной Розой, которая помещена у основания престола... Все символы, присутствующие на этой карте, родственны между собой ввиду простоты и чистоты ее основного образа. Противоречий здесь нет; все оппозиции, какие только можно обнаружить, служат лишь сохранению равновесия. На это указывают образы вращающихся лун... Но ввиду красоты и многообразия форм ее основного символа ученик, ослепленный каким-либо одним из ее проявлений, может сбиться с пути. В работе с этой картой, как ни с одной другой, необходимо отрешиться от частностей и сосредоточиться на целом" (Кроули А. Книга Тота. Перевод А. Блейз).

В колоде Хайндля также значимыми оказываются Врата, символ соотносящейся с Императрицей еврейской буквы далет, означающей "дверь". Очень часто эта карта являет собой синтез архетипов Деметры и Афродиты, но Хайндль выбрал Афродиту. К женской фигуре летит здесь голубь - птица Афродиты. Императрица здесь открывает особое сакральное знание: на правой руке ее - змей, в левой она держит тирс вакханки. Это способность отдавать себя экстазу (мистическому, религиозному, эротическому), всему, что открывает дверь в иной Мир. В отличие от многих других колод здесь Императрица теснее связана с водой (как и в "Таро Тота"), чем с землей. По водной стихии она руководствуется больше эмоциями и чувствами, чем принципом сохранения привычного, уютного комфорта и стабильности. Эта Императрица рискнет постоянством ради нового опыта. III аркан - "Императрица" нумерологически связан с XXI - Миром. А Мир в Таро - это открытие "нового Мира", абсолютно новый опыт и новая реальность.

Женщина, дарящая любовь и красоту
Современная Императрица в Таро подобна Афродите. У той была только одна обязанность - созидать красоту и любовь; она мыслилась богиней вечной весны, цветения и плодородия. Все красивое в этом мире исходило от Афродиты. То, что способна дать Афродита (и Императрица), - это живое чувство любви, состояние, в которое можно окунаться как в животворящий источник; чувство наполненности любовью и сладких мук. Императрица может быть подобна образу желанной, сексуально привлекательной матери для мужчины. А поскольку реальная мать обычно является недоступной возлюбленной, то образ идеальной Матери-Возлюбленной может проецироваться на других женщин. Иногда это могут быть женщины более старшего возраста, даже близкого к возрасту матери, иногда - дамы, которые в нужный момент сумели высоко оценить и ласково приветить мужчину. В "Таро Рёрига" ("Carl W. Rohrig Tarot") Императрица - это дама полусвета, под американским флагом и долларом, с короной Свободы из своих рыжих волос, броским макияжем... и вырванным листком из тетрадки, где записаны не то жизненные цели, не то необходимые и желаемые качества. Ее плечи покрывают лебединые крылья. Идеальная свободная и раскованная женщина современной западной культуры!

В то же время "избыток Императрицы" способен внести в жизнь "удушающий запах розы", инертность, мягкость, расслабленность и утопание в перинах. Такова Императрица колоды "Декамерон": здесь немолодая грузная женщина пользует дохленького Шута, зажав его между собой и троном. Очень показательная карта, вызывающая много смеха при работе... и узнавания.

Императрица "Таро Нового видения" держит за спиной черную подушечку с эмблемой Венеры, и мне это напоминает не только о дарах, но и о проклятиях Афродиты, которые в реальной жизни подчас оказываются неотличимы друг от друга. Одно и то же чувство (иногда даже к тому же самому человеку) - с одной стороны, величайший дар, с другой - проклятие... А дети на этой карте играют с лебедем - не выросшим ли Гадким Утенком, который сумел воспользоваться милостями Императрицы лишь после того, как отрастил себе прекрасные крылья?

Дары цивилизации
Афродита покровительствовала красоте и влюбленным, поэтам, любовь прославляющим, и художникам, красоту воплощающим. А Императрица в Таро - это не только "плотская Венера", но и цивилизация. Она знакомит с красотой культуры, науками и искусствами. В этом смысле она близка к Деметре, которая учила людей земледелию и мистериям. Императрица "Таро Элементов" едет на тигре по злаковому полю, держа в одной руке стебель, в другой - анкх, а в небе на полумесяце виднеется эмблема Исиды. Женщина беременна и одета в зеленые одежды (цвета Весны и новой жизни), оставляющие открытой грудь. Лозунг этой карты - "Я - блудница, и я же - святая, я - жена, и я же - дева". Это возвращает нас к принципу разнообразия жизни и могущественной целостности принципа Императрицы. По иконографии же она здесь подобна Деметре, которая обучала царей-земледельцев, воспитывала культурных героев и подарила человечеству элевсинские мистерии, в которых могли участвовать все свободные люди, не пролившие крови другого человека.

Творчество на благо другим людям - естественная потребность аркана "Императрица", если смотреть на него через призму материнского архетипа или даже комплекса, как указывала юнгианский аналитик еще первых поколений(2) Сибилла Биркхойзер-Оэри: "Человек с сильным материнским комплексом приговорен к творчеству самой природой; только через творческую деятельность он может хотя бы на время обрести свободу от матери. В основном его страдания вызваны не привязанностью к родной матери, а привязанностью к бессознательному. Только через осознание того, что именно материнская основа психики постоянно побуждает человека к творческой деятельности, он может действительно освободиться от матери, но даже в этом случае - лишь временно" (Биркхойзер-Оэри, 2006, с. 24).

Императрица в нашей жизни
Образ матери и материнский архетип, обнаруживающийся в значимых женщинах, "материнских" организациях, даже сообществах и культурах, - это один из базовых принципов и основных человеческих ресурсов. Она бывает и щедрой, холодной, и отвергающей и принимающей, и коварной и обманчивой, и самоотверженной, не требующей ничего взамен за свои дары.

У женщины - в силу возложенных на нее ролевых социальных ожиданий и проекций, - разумеется, больше возможностей воплощать принцип Императрицы, чем у мужчины. Особенно это было очевидным в культурах эпохи патриархата. Сейчас, особенно в больших городах, сфера III аркана зачастую перешла от семьи к рабочему месту и коллективу, что не мешает ему оставаться столь же сильно проявленным. Мужчины также могут воплощать принцип Императрицы, однако в случае постоянного ролевого поведения и ожиданий по этой карте можно говорить о сильном материнском (родительском) комплексе, а также даже о недоверии к женщинам, "неспособным" быть в этой роли настолько, насколько это необходимо.

1 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Кн. 1 / Пер. с англ. К. Лукья-неико. М.: Прогресс-Традиция, 1999. С. 65-66.

2 Она была клиенткой Марии Луизы фон Франц и обучалась в Институте К.-Г. Юнга.
Ответить

Вернуться в «Старшие Арканы»