Инновации, критика, развитие (Д. Биби)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Инновации, критика, развитие (Д. Биби)

Сообщение luchnivik »

Хотя типы были тщательно изучены многими аналитиками, которые учились непосредственно у Юнга, включая Мейер (1959), Хендерсона (1970), Уилрайта (1982), наиболее полное развитие «Психологических типов» в аналитической психологии было сделано коллегой Юнга Мари-Луизой фон Франц, которая систематически изучала низшие функции для каждого из типов. (von Franz 1971). Она также внесла ясность в отношение низшей функции к «трансцендентной функции» Юнга, указав, что если низшая функция создается сознательно, то отношение к бессознательному изменяется, и личность становится единой. (См. также Beebe 1992: 102-109) Она объяснила, что иерархия Юнга первой, второй и третьей функций предполагает относительный порядок, в котором функции могут быть дифференцированы в ходе психотерапии. В то же время, она отметила, что, как только высшая функция установлена, можно выбирать, следует ли разрабатывать дальше вторую или третью функцию. Но никто (и Юнг говорит также) не может просто взять низшую функцию, и начать развивать ее. Не только нельзя заставить ее «оставаться на низком уровне» (Osterman 1972), к ней можно приблизиться, только когда первые три функции были дифференцированы.

Мне удалось продолжить эту мысль, разъяснив архетипические ограничения вокруг развития функции-отношения в ходе развития (обсуждение моих идей об этом см. Harris 1996: 65-76). Отмечая, что превосходство ведущей функции вытекает из ее ассоциации с архетипом героя, я определил архетипические фигуры, несущие другие три функции в иерархии, которую установили Юнг и фон Франц. Анализируя примеры снов и фильмов, в которых вспомогательные и третичные функции часто символизируются старшим и младшим лицом того же пола, как и фигура, отождествляемая с высшей функцией, я пришел к выводу, что вспомогательная функция воплощается в устойчивой родительской фигуре (обычно отца - для мужчины и мать – для женщины), а третичные функции - неустойчивой фигуре ребенка, что связано с циклами инфляции и дефляции (pueraeternus для мужчины,puellaaeterna для женщины). Хотя фон Франц много говорила о четвертой, низшей функции как «двери, через которую приходят все фигуры бессознательного» (1971/1998: 67), я определил: эго воспринимает четвертую функцию как проблематичный аспект самого себя. Для нас - это не тень, а Анима и Анимус. Я считаю, что существуют другие четыре функции, представляющие собой тень первых четырех. Тень акцентируется в процессе дифференциации, который позволяет первым четырем развиваться и становиться сознательными функциями-отношениями (см. прим. 7). Таким образом, у человека с высшей функцией экстравертного мышления и вспомогательной функцией интровертного ощущения интровертное мышление и экстравертное ощущение будут находиться в тени. И когда этот человек разовьет третичную экстравертную интуицию, он, тем самым отвергнет интровертную интуицию, которая станет одним из аспектов тени. С этой точки зрения, даже низшая функция имеет тень - в данном случае у человека с интровертным чувствованием, воплощенном в Аниме, Тень окажется экстравертным чувствованием.

Таким образом, мне удалось осмыслить первую типологию тени (хотя Наоми Квенк, вскоре после того, произвела свою собственную типологическую модель тени в книге BesideOurselves). Согласно разработанной мной модели типологии (Beebe 2004), определенные архетипы являются носителями тени первых четырех функций: Противоположная Личность (носитель тени Героя), Сенекс или Ведьма (тень Отца или Матери), Трикстер (тень Puer или Puella) и демоническая личность (тень Анимы / Анимуса). Вот как эта модель организует основные архетипические комплексы, частичные личности, которые выражают себя через свои индивидуальные функции-отношения.

Эта модель предполагает, что развитие всех восьми функций-установок подразумевает тесную связь с каждым из архетипических комплексов и дифференциацию каждой функции по ее архетипическому проявлению. При интегрировании чьей-либо типологии, вопросы, связанные с каждым архетипическим комплексом необходимо решать, так же, как в классической индивидуации, которая была задумана как поступательная интеграция коллективного бессознательного в процессе взаимодействия с серией архетипических фигур. Более того, как Пападопулос (1992 Vol 2: 6) обращает внимание: эта модель обеспечивает рациональную основу для анализа архетипических взаимодействий между людьми на основе типологии. Терапевту может оказаться очень полезным распознавание взаимосвязи между функциями и комплексами у отдельных пациентов, особенно в случае заметно измененных состояний сознания у пациентов. В таких случаях терапевт может помочь восстановить силы эго у пациента, говоря на языке его высшей функции, а не отражая типологические идиомы довлеющего комплекса (Sandner and Beebe 1995: 317-344). Рассмотрение способа работы Юнга с аналитической пациенткой, чье восприятие реальности было нарушено вторжением интуитивных религиозных образов, показывает, как он использовал свое понимание типологии для проведения вмешательства, которое помогло пациентке восстановить ее естественную ориентацию, присущую типу ощущения (von der Heydt 1975). В других состояниях, не таких бросающихся в глаза, но тем не менее, достаточно требовательных, пограничных и нарциссических, функции-установки, находящиеся в тени для клиента, могут быть связаны с архетипической защитой самости: это может усилить терапию для более ясного осознания их характера (Beebe 1998b).

Следует также отметить вклад в концептуальное и клиническое развитие теории психологических типов:

Мейер (1959): описание переноса-контрпереноса с точки зрения «поворота» типологической мандалы аналитика, для сонастройки с пациентом.

Манн, Осмонд и Хоффер (1968): обсуждение различных отношений ко времени у людей с различными функциями (ощущение, по их мнению, ориентировано на настоящее, чувствование - на прошлое, интуиция - на будущее, а мышлению присуще восприятие времени как непрерывной линии).

Маршалл (1968): разъяснение «рационального» и «иррационального» с помощью концептуального анализа функций (ощущение и интуиция показаны как «функции данные», а мышление и чувствование как «функции опциональные»).

Джеймс Хиллман (1971/1998): четко прописанные различия между аспектами функции чувствования и их аффектами, Анимой и персоной. А также его обсуждение роли низшего чувствования в синхронистических явлениях.

Уильям Виллфорд (1975, 1976, 1977) настаивает на «первенстве» чувствования в иерархии функций (потому что эта функция дискриминирует аффект).

Шапиро и Александр (1975): феноменологический анализ характерных «движений» экстраверсии (слияние с объектом) и интроверсии (соответствие архетипу) в процессе создании опыта.

Гроесбек (1976): изучение роли высших и низших функций аналитика в констелляции архетипа «Раненного целителя» во время анализа.

Кирш (1980): демонстрация того, что интровертные терапевты склонны толковать сны на уровне субъекта, а экстравертные - на уровне объекта.

Сабини (1988): обсуждение низшей функции терапевта.

Хилл (1998): обсуждение типологии анимы.

Все эти авторы обогатили и расширили терапевтические возможности типологических формулировок Юнга.

Еще одним важным направлением развития теории психологических типов стало стандартизованное тестирование для определения типа и развития его уровня. В 1940-х годах Джо Уиллрайт, вместе со своей женой Джейн Уиллрайт, Горасом Греем, а позже Джоном Бюлером, предложил первую версию типологического теста «карандаша и бумаги». Это было «JTS» - Обследование юнгианских типов по Грею-Уиллрайтам, по которому были проведены первые рабочие исследования (Mattoon and Davis 1995). Но только Индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), разработанный Изабель Бриггс Майерс и ее матерью Кэтрин Бриггс, которые не были юнгианскими аналитиками, стал международным эталоном стандартизированного тестирования типов. Тест MBTI, который всерьез разрабатывался с 1942 г. и был лицензирован в 1960-х годах, стал одним из самых популярных психологических инструментов в англоязычном мире и начинает использоваться в переводе в других странах (см. Quenk 2000 – новейшее описание). Этот тест регулярно используется консультантами по вопросам карьеры для оценки «типа» клиентов и работы, которая им больше подходит, а также департаментами человеческих ресурсов и кадровыми службами во всем мире. Прикладной Центр Психологических типов в Гейнсвилле, Флорида содержит большую статистическую базу данных результатов тестирования. В Соединенных Штатах, Ассоциация исследования психологических типов, которая сейчас насчитывает более 4000 членов, проводит конференции по обмену опытом, а так же исследования, основанные на использовании MBTI. Подобные организации есть и в других странах. Существует также версия теста MBTI для детей, Индикатор типов для детей Мерфи-Мейзгейера (MMTIC). Все эти тесты «карандаша и бумаги» связаны с необходимостью выбора, построенного в соответствии с «биполярным предположением» Юнга о том, что мы не можем думать и чувствовать, или ощущать и использовать интуицию одновременно. В 1980 году юнгианские аналитики Джун Сингер и Мэри Лумис предлагали свой тест «Оценка личности по Сингер-Лумис» (SLIP), которая не основывается на этом предположении. Вместо этого тест оценивает уровень развития каждой из восьми функций-отношений отдельно (Loomis 1982).Сравнение результатов тестов, проведенное с целью определить степень согласия между JTS, MBTI и SLIP было опубликовано в 1994 году.

Результаты показали, что тесты MBTI и JTS, выявляют экстраверсию-интроверсию со значительной репрезентативностью, ощущения- интуиции с умеренной репрезентативностью, а мышление-чувствование с ограниченной репрезентативностью. Данные заставляют сомневаться в эффективности этих тестов при определении доминирующей функции. Оказалось, что тесты SLIP, измеряют обобщенные образы, отличные от MBTI и JTS, в связи с тем, что тест Сингер-Лумис в недостаточной мере поддерживает предположение Юнга о биполярности. (Karesh, Pieper, and Holland 1994:30)

Популярность теста MBTI привела к волне публикаций в таких изданиях как Journal of Psychological Type, The Bulletin of Psychological Type, The Type Reporter, и Typeface. Майерс пользуется терминами «суждение» и «восприятие», как менее перегруженными синонимами «рационального» и «иррационального». При этом сам тест ограничивает его дескрипторы «J» и «P» характеристикой ведущих экстравертных функций. Майерс также вводит понятие «хорошее развитие типа», чтобы предложить поступательную дифференциацию функций в соответствии с иерархией высшей, вспомогательной, третичной и низшей. В последние годы возникла полемика относительно того, продолжают ли третья и четвертая функции чередование отношений (касательно экстраверсии или интроверсии), начатое первыми двумя функциями. Модель чередования поддержали Грант и др. (1983) и Браунсворд (1988), в то время как справочник по MBTI предполагает, что вспомогательная, третичная и низшая функции - все противоположны по отношению к доминирующей.

Значительные шаги в сторону интеграции эмпирических открытий разработчиков теста MBTI в клиническую и концептуальную традиции аналитической психологии были сделаны Спото Анджело (1995), Джоном Джаннини (2004), и автором данной работы (Beebe, 1984). Были также попытки связать восемь юнгианских функций-установок и шестнадцать профилей типов MBTI с новым понятием темперамента (Kiersey 1984, Berens 1998), типами телосложения Шелдона (Arraj и Arraj 1988), DSM-IV расстройствами личности (Ekstrom 1988), личностными факторами Neo-PI «Big-5» (McRae и Costa,1989; Wiggins 1996; Scanlon 1999), «множественным интеллектом» когнитивной психологии (Gardner 1983; Thompson, K. 1985, Goleman 1995). Типы связывали с религиозной ориентацией (Ross 1992) и моральными стилями принятия решений (Beebe 1992, 1998, Burleson 2001). В академической психологии Каган (1994, 1998) признал вклад Юнга в теорию темперамента, но при этом выделил существующие проблемы, присущие попыткам понять эти вопросы без понимания физиологии и психологии. Некоторые ученые пытались соотнести типы Юнга с оккультными традициями характерологии, например, эннеаграммой и астрологией.

7 - Здесь, я следовал Майерс, а не Уилрайту, обнаружив, что низшая функция отличается отношением от высшей функции. Я доказал, что отношения функций сменяют друг друга в процессе их дифференциации, так что если первая, высшая, функция - экстравертная, то вспомогательная функция будет интровертной, третичные - экстравертной и низшая – интровертной.
Ответить

Вернуться в «Психотипы Юнга»