Юнг считал, что мы все получаем хороший старт для индивидуации с помощью естественной склонности различать, по крайней мере, две функции-отношения из нашего общего потенциала с полными восемью функциями.
Две функции-отношения, которые наиболее естественно склонны различаться в начале нашего развития эго-сознания будут разными для каждого человека. Поскольку они развиваются так рано, они оказываются врожденными, хотя позднейшая «фальсификация типа», в результате воздействия окружающей среды, может исказить типологическую склонность человека. (Benziger 1995) Шестнадцать профилей психологических типов могут быть выделены только на основании того, какая из восьми функций-отношений оказывается наиболее дифференцированной – «высшей» функцией, и какая - следующей наиболее дифференцированной – «вспомогательной» функцией.
Юнг обнаружил, что «для всех встречающихся на практике типов имеет значение то основоположение, что они наряду с сознательной главной функцией имеют еще одну сравнительно бессознательную вспомогательную функцию, которая во всех отношениях отличается от сущности главной функции». (Jung 1971: 405-6) Поскольку он также считал, что «естественным путем в качестве вспомогательных могут появиться только те функции, природа которых не противоречит [выделено мной – Дж.Б.] доминирующей функции». Чувствование, например, никогда не может выступать в качестве второй функции для мышления, или ощущение для интуиции. Скорее, если по отношению к дифференциации чья-то первая, или высшая функция находится на рациональной оси (то есть это либо мышление, либо чувствование), то вспомогательная функция этого человека будет исходить от иррациональной оси (ощущение или интуиция).
Высшие функции мышления, таким образом, работают в паре только с одной из двух других возможных функций в ходе нормального развития типа: либо вспомогательным ощущением, либо вспомогательной интуицией. Аналогично, высшие функции ощущения, находясь на иррациональной оси, возьмут свои вспомогательные функции от рациональной оси, а это означает, что они смогут работать в паре только с мышлением или чувствованием. Таким образом, естественно, возникают следующие возможности:
Высшая/Вспомогательная
Чувствование/Интуиция
Чувствование/ Ощущение
Мышление/Интуиция
Мышление/ Ощущение
Интуиция/ Чувствование
Интуиция/ Мышление
Ощущение/ Чувствование
Ощущение/Мышление
Эта схема является основной моделью для дифференциации восьми функций-отношений различных типов людей. Учитывая, что каждая из ведущих функций может быть как экстравертной, так и интровертной (например, ощущение / интуиция могут описать типологию человека либо как «интровертное чувствование со вспомогательной интровертной интуицией» или «экстравертное чувствование со вспомогательной интуицией»), следует, что, с точки зрения типологии, существует шестнадцать разновидностей.
Даже эта дифференциация, к сожалению, не проясняет вопроса, есть ли разница в отношении между первыми двумя функциями в реальной личности. Терапевт должен учитывать, что поздние комментаторы толковали текст Юнга двумя различными способами. Видимо ухватившись за утверждение Юнга о том, что вторичная функция «не антагонистична» первичной, Джо Уилрайт (1982) пришел к выводу, что первые две функции будут иметь одно и то же отношение к экстраверсии и интроверсии. Изабель Бриггс Майерс, с другой стороны, опираясь на последующее утверждение Юнга, что вспомогательная функция «во всех отношениях отличается от характера основной функции» решила, что вспомогательная должна отличаться от высшей функции в плане установки. (Myers and Myers 1980: 18-21)
Следует отметить, что Юнг считал, что большинство людей настолько недифференцированные, что даже вспомогательная функция редко бывает более чем «относительно бессознательной». Слишком тонкое различие в отношении ко вспомогательному, не играло для него большой роли: все, помимо высшей функции, было еще более или менее бессознательным. Юнг говорил о теневой третичной функции, о четвертой, «низшей» функции, которой он придавал особый статус как источнику проблемных, «обидчивых» реакций из-за максимальной близости к бессознательному. Эта низшая функция является «функцией, которая отстает в процессе дифференциации». (Jung 1971:450). Часто, являясь источником стыда, низшая функция понимается как свойство Анимы у мужчины, и Анимуса у женщины, в отличие от высшей функции, которая отождествляется с персоной.
Низшая функция всегда будет на другом полюсе типологической оси (рациональной или иррациональной), на которой оказывается высшая функция. Так, высшая функция мышления будет страдать от низшей функции чувствования, высшее ощущение от интуиции, высшая интуиция от низшего ощущения, и высшее чувство – от низшего мышления. Кроме того (и здесь в юнгианской традиции меньше разногласий), если высшая функция интровертная, низшая функция будет экстравертной, и если высшая -экстравертная, низшая функция будет интровертной. Ось сопряжения верхней и нижней функций современные авторы называют «хребтом» личности. Есть восемь возможных хребтов. Каждый из этих хребтов может принимать одну из двух возможных вспомогательных функций (показано на поперечной оси на левой стороне, - как правая рука, если рассматривать диаграммы как фигуры, с высшими функциями наверху (голове) их хребтов и руками – линией, пересекающей линию хребта. Вот они все выстроились на стене и смотрят на нас со своих различных типологических позиций)
Эти знаменитые шестнадцать «типов» личности, которые большинство людей имеют в виду, когда пользуются термином «психологическое типы» - они были описаны как «типы MBTI» теми, кто научился распознавать верхние и нижние функции с помощью Индикатора Типов Майерс-Бриггс. Мы предпочитаем называть их «типами профилей». При использовании правил Юнга для дифференциации типов и с учетом понимания подхода Изабель Бриггс Майерс к «хорошему развитию типа» (Myers and Kirby 2000), становится ясно, что дифференциация сильной естественной высшей и прилагаемой вспомогательной функции, отличающейся во всех отношениях, является исходной точкой для дальнейшей дифференциации. Другие функции-установки в значительной степени работают за пределами сознания до тех пор, пока они не станут осознанными в ходе развития.
Определения. Часть 6. Высшая функция и её пара (Д. Бине)
Модератор: luchnivik
Перейти
- Первый уровень Вневременья
- ↳ Прихожая
- ↳ Пачка газет "Новости Вневременья"
- ↳ Полка с Инструкциями и Конституциями
- ↳ Этажерка с погодниками
- ↳ Секретер Ivmo
- ↳ Радио
- ↳ Кулинарный уголок
- ↳ Рецепты
- ↳ Продукты
- ↳ Оранжерея
- ↳ Скамейка у песочницы
- ↳ Медицинский кабинет
- ↳ Закусочная "У Психеи"
- ↳ Соискательская
- ↳ Спортзал
- ↳ Аромалампа
- ↳ Камертон
- Второй уровень Вневременья
- ↳ Зал естествознания
- ↳ Секция физиологии
- ↳ Секции физики
- ↳ Секция механики
- ↳ Зал обществознания
- ↳ Зал истории Древнего мира
- ↳ Алтарь истории религии
- ↳ Кладовая Психеи
- ↳ Трансактное ожерелье
- ↳ Книжная полка
- ↳ Телефон для связи с Бытием
- ↳ Два гештальт-стула
- ↳ Телесно-ориентированный коврик
- ↳ Психометрический чемоданчик
- ↳ Теория темпераментов
- ↳ Характерология Феофраста
- ↳ Психотипы Юнга
- ↳ Архетипы Юнга
- ↳ Путы Аты
- ↳ Нарушения нейропсихического развития
- ↳ Нарушения интеллектуального развития
- ↳ Нарушения речевого развития
- ↳ Нарушения развития звукопроизношения
- ↳ Нарушение развития темпа речи
- ↳ Нарушение развития речевых функций
- ↳ Расстройство аутистического спектра
- ↳ Нарушение развития учебных навыков
- ↳ Нарушение развития учебных навыков чтения
- ↳ Нарушение развития учебных навыков письма
- ↳ Нарушение развития математических учебных навыков
- ↳ Нарушение развития координации движений
- ↳ Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- ↳ Расстройство стереотипных движений
- ↳ Шизофрения и другие первичные психотические расстройства
- ↳ Шизофрения
- ↳ Шизоаффективное расстройство
- ↳ Шизотипическое расстройство
- ↳ Острое транзиторное психотическое расстройство
- ↳ Бредовое расстройство
- ↳ Кататония
- ↳ Аффективные расстройства
- ↳ Биполярные и сходные расстройства
- ↳ Биполярное расстройство I типа
- ↳ Биполярное расстройство II типа
- ↳ Циклотимическое расстройство
- ↳ Депрессивные расстройства
- ↳ Единичный эпизод депрессивного расстройства
- ↳ Рекуррентное депрессивное расстройство
- ↳ Дистимическое расстройство
- ↳ Смешанное депрессивное и тревожное расстройство
- ↳ Расстройства, связанные с тревогой и страхом
- ↳ Генерализованное тревожное расстройство
- ↳ Паническое расстройство
- ↳ Агорафобия
- ↳ Специфическая фобия
- ↳ Социальное тревожное расстройство
- ↳ Сепарационное тревожное расстройство
- ↳ Селективный мутизм
- ↳ Обсессивно-компульсивные и схожие расстройства
- ↳ Обсессивно-компульсивное расстройство
- ↳ Дисморфическое расстройство
- ↳ Патологическая озабоченность собственным запахом
- ↳ Ипохондрия
- ↳ Патологическое накопительство
- ↳ Патологические телесно направленные повторяющиеся действия
- ↳ Трихотилломания
- ↳ Патологические экскориации
- ↳ Расстройства, специфически связанные со стрессом
- ↳ Посттравматическое стрессовое расстройство
- ↳ Затяжная патологическая реакция горя
- ↳ Расстройство адаптации
- ↳ Реактивное расстройство привязанности
- ↳ Расстройство социализации по расторможенному типу
- ↳ Диссоциативные расстройства
- ↳ Диссоциативное расстройство с неврологическимиn симптомами
- ↳ Диссоциативная амнезия
- ↳ Трансовое расстройство
- ↳ Диссоциативное расстройство личностной идентичности
- ↳ Синдром деперсонализации-дереализации
- ↳ Расстройства питания и пищевого поведения
- ↳ Нервная анорексия
- ↳ Нервная булимия
- ↳ Патологическое переедание
- ↳ Пикацизм
- ↳ Патологическое пережевывание и срыгивание
- ↳ Расстройства телесных ощущений и переживаний
- ↳ Телесный дистресс
- ↳ Нарушение целостности восприятия собственного тела
- ↳ Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ или аддиктивного поведения
- ↳ Расстройства вследствие употребления алкоголя
- ↳ Алкогольная зависимость
- ↳ Алкогольная интоксикация
- ↳ Синдром отмены алкоголя
- ↳ Алкогольный делирий
- ↳ Расстройства вследствие употребления кофеина
- ↳ Расстройства вследствие потребления никотина
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к азартным играм
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к компьютерным играм
- ↳ Расстройства контроля побуждений
- ↳ Пиромания
- ↳ Клептомания
- ↳ Компульсивное расстройство сексуального поведения
- ↳ Периодическое эксплозивное расстройство
- ↳ Деструктивные и диссоциальные поведенческие расстройства
- ↳ Оппозиционно-вызывающее расстройство
- ↳ Диссоциальное поведенческое расстройство
- ↳ Расстройства личности и личностные черты
- ↳ Негативная эмоциональность
- ↳ Отстраненность
- ↳ Диссоциальность
- ↳ Расторможенность
- ↳ Ананкастность
- ↳ Пограничный паттерн
- ↳ Нейрокогнитивные расстройства
- ↳ Делирий
- ↳ Амнестическое расстройство
- ↳ Деменция
- ↳ Летопись Психеи
- ↳ Компьютерный зал
- ↳ Педагогический флигель
- ↳ Воспитательская
- ↳ Учительская
- ↳ Математика
- ↳ Математика 1 класс
- ↳ Математика 2 класс
- ↳ Математика 3 класс
- ↳ Математика 4 класс
- ↳ Математика 5 класс
- ↳ Математика 6 класс
- ↳ Математика 7 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 9 класс
- ↳ Математика 10 класс
- ↳ Математика 11 класс
- ↳ Информатика
- ↳ Информатика 5 класс
- ↳ Информатика 6 класс
- ↳ Информатика 7 класс
- ↳ Информатика 8 класс
- ↳ Информатика 9 класс
- ↳ Информатика 10 класс
- ↳ Информатика 11 класс
- ↳ Физика
- ↳ Физика 7 класс
- ↳ Физика 8 класс
- ↳ Физика 9 класс
- ↳ Физика 10 класс
- ↳ Физика 11 класс
- ↳ Деканат
- ↳ Педагогическая летопись
- ↳ Логическая терраса
- Третий уровень Вневременья
- ↳ Типологическое ателье
- ↳ Типирование телосложения по К. Сиго
- ↳ Респираторный тип по К. Сиго
- ↳ Дигестивный тип по К. Сиго
- ↳ Мускулярный тип по К. Сиго
- ↳ Церебральный тип по К. Сиго
- ↳ Психопатологические типологии
- ↳ Радикалы и акцентуации
- ↳ Судьбоанализ Сонди
- ↳ Системно-векторный психоанализ
- ↳ Солнечные типы по Л. Гудман
- ↳ Психософия и психе-йога
- ↳ Темпористика
- ↳ Аматорика
- ↳ Импрессионика
- ↳ Психософия
- ↳ Когнитивные стили
- ↳ Типы Дэвида Кейрси
- ↳ Опросник Кейрси
- ↳ Вопросы на направленность сознания
- ↳ Вопросы на ориентацию в ситуации
- ↳ Вопросы на принятие решения
- ↳ Вопросы на подготовку решения
- ↳ Анкетарий
- Четвертый уровень Вневременья
- ↳ Эзотерический чердак
- ↳ Столик с Таро
- ↳ Колода Райдера-Уайта
- ↳ Старшие Арканы
- ↳ Придворные Карты
- ↳ Младшие Арканы
- ↳ Тузы
- ↳ Двойки
- ↳ Тройки
- ↳ Четверки
- ↳ Пятерки
- ↳ Шестерки
- ↳ Семерки
- ↳ Восьмерки
- ↳ Девятки
- ↳ Десятки
- ↳ Расклады
- ↳ Книжная полка Инь и Ян
- ↳ Обсерватория
- ↳ Бодиграфия
- ↳ Мешочек с рунами
- ↳ Коридор времени
- ↳ Книжный шкаф
- ↳ Филологическая скважина
- ↳ Антропологическая мансарда
- ↳ Социология воображения Дюрана
- ↳ Общефилософский балкончик