Заглавная тема

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Заглавная тема

Сообщение luchnivik »

Французский социолог Жильбер Дюран (1921-2012) создал социологию глубин (или социологию воображения), призванную установить отношения и связи между коллективным сознанием и коллективным бессознательным. Он называет воображение центральным элементом познания мира, в отличие от предыдущих философских представлений (от Сократа до Сартра), которые считали его условной служебной промежуточной инстанцией между субъектом и объектом, позволяющей получать сведения о реальности с той или иной степенью искажения либо точности. Дюран совершил переворот, наделив воображение такими качествами как самостоятельность, первичность, самодостаточность.

Как поясняет профессор Александр Дугин, воображение первичнее, чем тот, кто воображает, и первичнее того, что представляет воображающий. Француз разработал концепцию «имажинера»; это понятие означает одновременно воображающего, воображаемое и процесс воображения. Именно воображение как процесс, находящий между субъектом и объектом, создаёт в себе и объект, и того, кто воображает (т.е. субъект).

В такой модели происходит совсем иное понимание реальности, её смысл помещается между субъектом и объектом в сферу имажинера. Объектно-субъектный мир становится продуктом специфического процесса воображения. Ещё имажинер называется «антропологический траект», тем самым подчёркивается его нахождение между субъектом и объектом (трансъектум). Но это «между» является не просто отношением одной сущности к другой, а самостоятельным источником формирования этих сущностей.

По словам Дугина, концепция Жильбера Дюрана имеет несколько источников (К.Г. Юнг, Г. Башляр, А. Корбен), но важнейшим является ленинградская школа рефлексологии Бехтерева и Ухтомского, у которых социолог берёт теорию доминантных рефлексов. Она позволяет установить, как имажинер формируется в течение первого года жизни человека. С точки зрения Дюрана, среди базовых рефлексов принципиальными являются три (называет их «имперскими») — нутритивно-дигестивный или питательная доминанта; нервно-эротический или копулятивный; наконец, постуральный рефлекс, стремление человеческого существа держаться вертикально и ощущение вертикальности пространства.

Доминантность рефлекса заключается в том, что когда он начинает функционировать, то подавляет и вытесняет все остальные. Как утверждает Дугин, человек, попадающий под воздействие одного из базовых рефлексов, становится им одержим; этот рефлекс формирует всё содержание его бытия. Доминанта еды глубочайшая, потому что такой опыт ребенок испытывает ещё в утробе и ощущает столь сильное наслаждение, которое дают мало какие <психотропные> вещества.

Ребенок, ищущий губами грудь матери, хочет по сути дела восстановить внутриутробное состояние. Всё, что связано с едой, — мысль о еде, стремление к еде, недостаток еды или получение пищи — реставрирует пренатальное состояние и полностью вытесняет все остальные аспекты экзистирования антропологического траекта. Иными словами, мысль о еде или реклама гамбургера является указанием глубочайшим основам нашего бессознательного к внутриутробному состоянию, к определенному покою. «Всё, связанное с едой, предшествует фундаментальной травме появления на свет», — подчёркивает профессор Дугин.

Нервно-эротический (пояснения не требует) и постуральный рефлексы не менее захватывающи, но это уже другая история. По мнению Жильбера Дюрана, каждому из доминантных рефлексов соответствует фундаментальное семейство мифов, символов и ситуаций. Три рефлекса порождают по сути дела всю полноту человеческой культуры — личную историю индивидуума, фантазию, институты общества, религиозные мотивы и др. В первый год жизни, когда эти биологические установки проходят стадию дозревания, осуществляется инсталляция и фиксация трёх базовых режимов функционирования воображения. «Так имажинер конструирует реальность», — подводит итог отечественный исследователь социологии глубин.

Источник
Ответить

Вернуться в «Социология воображения Дюрана»