История тайм-менеджмента

Форум о времени, философии времени, управлении временем.

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

История тайм-менеджмента

Сообщение luchnivik »

Дата рождения тайм менеджмента неизвестна. Не было такого человека, который бы объявил: «Сегодня я изобрел основы тайм менеджмента». Первые письменные упоминания о попытках контролировать время принадлежат Луцию Аннею Сенеке. Этот римский философ и государственный деятель жил с 3-х лет до н.э. до 65-ого года н.э. Свои методы управления временем он изложил в одном из нравственных писем, адресованных римскому патрицию и поэту Люцилию. Сенека рекомендовал:
  • вести письменный учет времени;
  • делить время на: хорошо, плохо потраченное и утерянное за бездельем;
  • оценивать свою жизнь согласно наполненности прожитого периода.
Также известно, что в Средние Века (с XV в.) люди уже представляли, что такое планирование и управление временем, и умело распоряжались этим капиталом. Первые методы тайм менеджмента сформулировал в своих письмах итальянский ученый, писатель и гуманист Леон Альберти. В 1428 году Альберти окончил Болонский университет, 4 года служил секретарем у кардинала Альбергате и 30 лет посвятил работе в папской канцелярии в Риме.

В своих письмах ученый писал, что каждое утро он начинает с составления списка дел на день. Каждое дело он обдумывает и уделяет ему соответствующее время. Вот вам и первый принцип тайм менеджмента, который является самым главным – «составь список необходимых дел и выдели время на их выполнение». Второе правило – расположить дела в списке по их важности. Леон Альберти писал, что он предпочитает «потерять ощущение сна», чем правильное восприятие времени. Сон, еду, развлечения можно отложить на потом, а бизнес – нет. И сегодня это утверждение является «золотым правилом» многих успешных людей. По уверению Альберти, те, кто знают, как потратить время с пользой, будут хозяевами положения в любом деле.

Эффективный тайм менеджмент стал возможен только с приходом промышленной революции

История тайм менеджмента имела продолжение во времена промышленной революции, которая началась в Великобритании в XVIII веке, а затем распространилась по всему миру. До этого времени люди занимались натуральным хозяйством, ремеслами и т.п. Методы управления временем сильно зависели от природных сил, поэтому планировать дела не слишком-то удавалось. Их эффективность зависела от долготы дня, осадков, сезона, приливов и отливов и т.п.

С началом промышленной революции природа стала меньше влиять на результаты работы. Появились машины, электричество, телеграф, механические часы. Все это сделала управление собственным временем более эффективным. На фабриках и мануфактурах внедрялись строгие графики работы. Топ-менеджеры тех времен посвящали бизнесу в среднем по 3 часа в день, остальное время выполняли социальные обязанности: ходили в церковь, занимались политикой и т.п.

Даже Исаак Ньютон внес свой вклад в эффективный тайм менеджмент. Его идея о Вселенной, слаженно и четко работающей по определенным принципам, послужила стимулом для многих людей, чтобы упорядочить и управлять своей жизнью.

Еще один видный деятель, которому не чужды методы управления временем – Бенджами Франклин. Он является одним из лидеров войны за независимость США, при его участии была разработана Великая печать США, подписаны документы об образовании Соединенных штатов. Его изображение с 1928 года находится на 100-долларовой купюре. Этому человеку принадлежат множество изобретений, а также афоризм: «Remember that time is money» - «Помни: время – это деньги». Данное изречение также легло в основы управления временем: от того, как эффективно потрачено время, зависит количество полученной прибыли.

В методы управления временем входит жесткое соблюдение режима дня. Вся жизнь немецкого философа Имануила Канта соответствует этому принципу тайм менеджмента, пример настолько ритмично распланировать жизнь полезно перенять каждому. Всю жизнь ученый прожил в Кенигсберге. Соседи сверяли часы, когда Кант выходил на прогулку.

Методы управления временем в ХІХ и начале ХХ в.

Большинство известных творческих личностей владели методами управления временем. Они его экономили, планировали, организовывали. Аристотель, Архимед, Ньютон, Дюма, Ленин, Энгельс – строили схемы расхода времени, что позволяло им эффективно проводить не день или месяц, а всю жизнь.

Александр Александрович Любищев – биолог, энтомолог, философ в 1916 году (в возрасте 26 лет) начал вести учет своего времени. Делал он это 52 года, до конца своей жизни. Принципы тайм менеджмента Любищева выглядят так:
  • не брать обязательных поручений;
  • не брать срочных поручений;
  • если устал, нужно бросить работу и немного отдохнуть;
  • много спать (не менее 10 часов);
  • комбинировать рутинную работу с приятной.
В основу современных подходов к тайм менеджменту легли методы управления временем, разработанные американским инженером Фредериком Уинслоу Тейлором (годы жизни 1856-1915). Он предложил научный подход к менеджменту работников торговли. Тейлор говорил, что тенденция медленного ритма в работе без стимула его ускорить – не эффективна. Он предложил ввести обязательную постановку целей и вознаграждение персонала за выполнение этих целей. Данные меры улучшили планирование и управление временем и дали ощутимые результаты.

Итальянский экономист Вильфредо Парето в 1906 году выяснил, что 20-ти процентам его сограждан принадлежит 80% национальных богатств. Так в основы тайм менеджмента попал знаменитый принцип Парето – «80:20». Смысл в том, что 20% всех усилий дают 80% результата, а 80% времени тратится на достижение 20% результата. Парето рекомендовал выделить самые важные дела, а не пытаться охватить все и сразу. Этот метод управления временем лег в основу современных тренингов.

Позже появились: многозадачность, гибкость рабочего графика, баланс между домашними и рабочими делами и др. Все это подняло концепцию тайм менеджмента на новый современный уровень.

ХХ век – наши дни: появился сам термин «time management», проводятся тренинги, концепции посвящаются книги и методические пособия

Термин «time management» впервые появился в 70-х годах ХХ века. Датский предприниматель Клаус Меллер утверждает, что авторство принадлежит именно ему. Этот бизнесмен в 1975 году основал компанию Time Management International (TMI) и изобрел блокнот Time Manager, ставший прототипом органайзера. Он же организовал тренинги-презентации, обучающие, как и какую страницу нужно заполнять в этом блокноте, и как это поможет в планировании и управлении временем. Первыми клиентами стали сотрудники авиакомпаний: SAS, Lufthansa, British Airways и JAL. Хотя методы управления временем интересовали бизнесменов и раньше.

В России основы управления временем начали активно осваиваться и применяться на практике в 80-ые годы. Только называлась концепция не по-иностранному «тайм менеджмент», а по-советски НОТ (научная организация труда). Первыми методы управления временем испытали на себе работники Внешторга, которым пришлось рационально и под контролем использовать свои рабочие часы.

С переходом к рыночной экономики в нашей стране появился и термин «time management», и соответствующие тренинги. Многих привлекло экзотическое название и возможность реализовать амбициозную идею – стать властелином собственной жизни. Нельзя отрицать и то, что у российских бизнесменов появилась необходимость экономить время и эффективно выстраивать работу своих подчиненных.

Пионером эффективного тайм менеджмента в России стал Глеб Архангельский (1979 г. рождения), который возглавил консалтинговую компанию «Организация времени». Его нельзя назвать новатором, однако, именно Архангельский стал автором первых пособий и книг по этой теме на русском языке. Благодаря понятным текстам и ярким примерам из российской практики, многие предприниматели считают его гуру отечественного time management.

Еще один наш современник, но не наш соотечественник, посвятил много своих трудов планированию и управлению временем – это автор бестселлеров "First Things First" и «Семь навыков высокоэффективных людей», американец Стивен Кови. Он разделил всю историю развития тайм-менеджмента после 2-ой мировой войны на 4 этапа:

Первое поколение – принципы управления временем основаны на традиционных и примитивных подходах, например, на напоминании.

Второе поколение – больше внимания уделяется планированию. Подготавливаются расписания событий, достижение цели четко ограничивается по времени.

Третье поколение – при планировании расставляются приоритеты, составляются расписания, позволяющие контролировать выполнение задач.

Четвертое поколение – современный подход. Задания ставятся в очередь по приоритетам, которыми являются уже не срочность, а важность цели. Используются разные методы управления временем.

Стивен Кови говорит, что внимание нужно концентрировать не на срочных заданиях, а на важных.

Сегодня методы тайм менеджмента и принципы правильной организации труда можно освоить практически в любом тренинговом центре. Различия в занятиях прослеживаются только в мелочах.

Источник: http://kupi-franshizu.ru/
Ответить

Вернуться в «Коридор времени»