Возможности и условия научного измерения в психологии (М.А. Ассанович)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Возможности и условия научного измерения в психологии (М.А. Ассанович)

Сообщение luchnivik »

Научные измерения в социальных науках должны следовать таким же стандартам, как и в физических, если они претендуют на такие же по качеству обобщения. Прежде всего, оценочные результаты должны быть объективно выражены в равных единицах. Измерения должны соответствовать критериям воспроизводимости и аддитивности [12].

Рассмотренная нами история построения измерения температуры представляет собой наглядную модель того, как должно быть построено измерение любого психологического конструкта. Температура измеряется посредством оценки абстрактной переменной в виде высоты ртутного (спиртового) столбика. Построение такого измерения носит объективный характер, не зависящий ни от влияния исследователя, ни от температуры объекта. Оценки температуры представляются на равноинтервальной шкале. Точно так же измеряются и другие физические переменные: масса, высота, объем и т.д.

Возможно ли, чтобы измерение психологических переменных соответствовало критериям объективного измерения физических величин? Ответ на этот вопрос зависит от возможности нахождения абстрактных единиц равноинтервального измерения, расстояния между которыми были бы эквивалентны расстояниям между различающимися уровнями выраженности психологической переменной. При этом результаты измерения психологического конструкта, представленные в единицах равноинтервальной шкалы, должны позволять делать обоснованные выводы не о величинах тестовых оценок, а непосредственно о выраженности измеряемого конструкта [12].

Научно обоснованная шкала измерения должна характеризоваться следующими свойствами: измерительной эквивалентностью, объективностью, инвариантностью, равноинтервальностью.

Измерительная эквивалентность означает наличие правила эквивалентности, связывающего определенное количество латентного конструкта с меткой шкалы.

Требование к объективному измерению психологических конструктов формулирует Б. Райт [62]. В частности, он отмечает, что требования к научному объективному измерению в социальных науках ничем не отличаются от любых других. Измерение переменных в социальных науках не должно зависеть от измерительного инструмента и условий измерения.

Измерение переменных в такой социальной области, как психодиагностика, осуществляется с помощью тестов, состоящих из диагностических пунктов. Полученные у испытуемых результаты характеризуют выраженность у них измеряемого психологического конструкта. Условие объективности требует, чтобы результаты психологического измерения были независимы от диагностических пунктов, которые применялись для измерения, и особенностей испытуемых, которые не относятся к измеряемому конструкту. Другими словами, меры выраженности психологического конструкта должны полностью определяться выраженностью этого конструкта независимо от того, каким инструментом измерялся данный конструкт, и того, у кого проводилось измерение. Разные испытуемые с одним и тем же уровнем выраженности конструкта должны показывать один и тот же результат, отражающий именно этот уровень и никакой другой. Различные диагностические инструменты, предназначенные для измерения одного и того же конструкта, должны показывать один и тот же уровень выраженности конструкта при измерении одних и тех же лиц. На данные требования указывал еще в 1926 г. американский психолог Л. Тёрстоун. В 1931 г. он сформулировал принципы научного измерения психологических конструктов, которые, но сути, носят фундаментальный характер [62].

1. Измерение должно быть всегда одномерным. Это означает, что измерительная шкала относится к измерению только одного конструкта и не может быть применена к другому конструкту.

2. Измерение всегда носит линейный характер. Величина измеряемого конструкта должна фиксироваться линейно. Испытуемые по выраженности признака распределяются на шкале так, что на одном полюсе локализуются лица с минимальной выраженностью конструкта, а на противоположном — с максимальной.

3. Измерение носит всегда абстрактный характер. Измерительная шкала не является реальным объектом, единицы измерения не существуют в природе. Именно условие абстрактности обеспечивает равнозначность всех меток шкалы на всем ее протяжении [62].
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Re: Возможности и условия научного измерения в психологии (М.А. Ассанович)

Сообщение luchnivik »

Третье условие звучит прямо даже шокирующе как-то. :o Ну лично для меня...
Ответить

Вернуться в «Психометрический чемоданчик»