Различия в измерении физических величин и психологических конструктов (М.А. Ассанович)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Различия в измерении физических величин и психологических конструктов (М.А. Ассанович)

Сообщение luchnivik »

Между измерением физических величин и измерением психологических конструктов существует огромная разница. Анализ различий между этими двумя типами измерений проводит Р. Массоф (R. Massof) [38]. Физические атрибуты в большинстве своем подлежат прямому измерению. В случае прямого и наглядного измерения можно установить и тут же проверить пропорциональность связи между измеренной величиной атрибута и самим атрибутом. Физические атрибуты, так или иначе, в процессе измерения могут быть разделены на единицы и подсчитаны.

Такой подход совершенно невозможен к измерению психологических конструктов. Психологические конструкты, будучи латентными переменными, не могут быть непосредственно разделены на какие-либо единицы и подсчитаны числом этих единиц. Кроме того, крайне затруднительно найти четкое обоснование эквивалентности количества единиц (баллов), подсчитанных в результате психодиагностического исследования, оцениваемому уровню выраженности конструкта. Подобные трудности уже встречались в истории, в частности в попытках измерения температуры [38].

Различия между измерением физических величин и измерением психологических конструктов выделял и известный специалист в области разработки и использования психометрических шкал В. Ангоф (W. Angoff). Он подчеркивал, что одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются специалисты при интерпретации тестовых оценок, состоит в том, что разнообразие шкал так же велико, как и разнообразие самих психологических тестов. Практически невозможно близко познакомиться со всеми шкалами, которые используются для представления оценок. Данная трудность абсолютно не характерна для шкал измерения физических величин. Любой человек с улицы, не специалист в области измерений легко сможет измерить такие физические параметры, как рост, вес, температуру, время. Число шкал, предназначенных для представления измерений физических параметров, значительно ограничено по сравнению с количеством психометрических шкал. Любой человек, даже ребенок, имеет достаточно времени, чтобы разобраться с тем, как применять шкалы оценки физических параметров. Каждому понятно, как измерить рост или вес, и никто не будет искать информацию о процедуре измерения этих параметров в руководствах и справочниках. Всем известно, в каких единицах измеряется рост, масса тела, температура и другие физические величины. Точно так же в подавляющем большинстве случаев отсутствует необходимость в поиске инструкции или описания пользования измерительными инструментами общеизвестных физических величин [8].

Совсем другая ситуация, по мнению В. Ангофа, обстоит с измерением в психодиагностике. В отличие от измерения физических величин психологическое измерение требует детальной информации об измеряемом конструкте и процедуре измерения. Это обусловлено несколькими факторами. Психологические переменные и конструкты относятся к скрытым, физически невидимым, латентным переменным. В настоящее время отсутствуют измерительные приборы, которые, подобно термометру, позволяли бы определить выраженность психологического конструкта с помощью непосредственно измеряемых физических параметров.

Латентный характер психологических конструктов обусловливает высокую, фактически постоянную вероятность ошибочного измерения. В результатах измерений психологических переменных всегда присутствует ошибка измерения. Сложность данной ситуации в том, что каждый из методов психодиагностики имеет свою собственную ошибку измерения, которая может варьировать в определенном диапазоне значений в зависимости от условий измерения [8]. Следует добавить, что не только каждая психодиагностическая шкала имеет свою ошибку измерения, но и каждая оценка на шкале определяется с индивидуальной ошибкой измерения [30].

Характеризуя различия между шкалами измерения, В. Ангоф отмечает, что шкалы измерения физических величин, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, наглядны, понятны и очевидны. Если речь идет о том, что один объект длиннее другого, то всем понятно, что имеется в виду. Сравнивая объекты по длине, мы исходим из наличия двух концептуальных свойств измерительной шкалы. Первое заключается в наличии нулевой отметки на шкале. Второе свойство касается единицы измерения — абстрактной единицы, которая эквивалентна определенной постоянной на любом участке шкалы длине. У нас не вызывает сомнений, что расстояние в 1 сантиметр в одной части объекта равно расстоянию в 1 сантиметр в любой другой части как данного объекта, так и всех других, длина которых может быть измерена [8].

Измерение психологических конструктов лишено всех очевидных и наглядных атрибутов физического измерения. Нулевая оценка по тесту, в отличие от нулевой отметки на шкале измерения физической величины, совсем не означает отсутствия у испытуемого измеряемого конструкта. Числовое значение оценки по тесту, будь то нулевая или какая-либо другая оценка, представляет собой составную функцию от выраженности измеряемого конструкта и особенностей пунктов, из которых состоит тестовая методика [8].

Многие специалисты в социальных науках считают, что измерение психологических конструктов невозможно. Они полагают, что психологические конструкты чрезмерно сложны для числовых измерений [12].

В этой связи Т. Бонд (Т. Bond) и К. Фокс (С. Fox) отмечают, что специалисты в области психометрики в большинстве случаев признают возможность измерения психологических переменных, при этом считая, что такое измерение в научном плане существенно уступает измерению физических переменных. Многие из них просто не знают или забывают о том, что измерение физических величин имеет многовековую историю становления и развития [12]. Действительно, период зарождения науки о физических измерениях во многом схож с современным состоянием науки о психологических измерениях. В то время в отношении измерения физических переменных, таких как время, температура, длина, происходил поиск эквивалентных абстрактных шкал, подобный тому, что осуществляется в настоящее время в отношении психологических переменных [12]. Рассмотрим некоторые исторические моменты развития области измерений физических величин. Они позволят лучше понять проблемы измерения психологических конструктов и обозначить способы их решения.
Ответить

Вернуться в «Психометрический чемоданчик»