Между измерением физических величин и измерением психологических конструктов существует огромная разница. Анализ различий между этими двумя типами измерений проводит Р. Массоф (R. Massof) [38]. Физические атрибуты в большинстве своем подлежат прямому измерению. В случае прямого и наглядного измерения можно установить и тут же проверить пропорциональность связи между измеренной величиной атрибута и самим атрибутом. Физические атрибуты, так или иначе, в процессе измерения могут быть разделены на единицы и подсчитаны.
Такой подход совершенно невозможен к измерению психологических конструктов. Психологические конструкты, будучи латентными переменными, не могут быть непосредственно разделены на какие-либо единицы и подсчитаны числом этих единиц. Кроме того, крайне затруднительно найти четкое обоснование эквивалентности количества единиц (баллов), подсчитанных в результате психодиагностического исследования, оцениваемому уровню выраженности конструкта. Подобные трудности уже встречались в истории, в частности в попытках измерения температуры [38].
Различия между измерением физических величин и измерением психологических конструктов выделял и известный специалист в области разработки и использования психометрических шкал В. Ангоф (W. Angoff). Он подчеркивал, что одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются специалисты при интерпретации тестовых оценок, состоит в том, что разнообразие шкал так же велико, как и разнообразие самих психологических тестов. Практически невозможно близко познакомиться со всеми шкалами, которые используются для представления оценок. Данная трудность абсолютно не характерна для шкал измерения физических величин. Любой человек с улицы, не специалист в области измерений легко сможет измерить такие физические параметры, как рост, вес, температуру, время. Число шкал, предназначенных для представления измерений физических параметров, значительно ограничено по сравнению с количеством психометрических шкал. Любой человек, даже ребенок, имеет достаточно времени, чтобы разобраться с тем, как применять шкалы оценки физических параметров. Каждому понятно, как измерить рост или вес, и никто не будет искать информацию о процедуре измерения этих параметров в руководствах и справочниках. Всем известно, в каких единицах измеряется рост, масса тела, температура и другие физические величины. Точно так же в подавляющем большинстве случаев отсутствует необходимость в поиске инструкции или описания пользования измерительными инструментами общеизвестных физических величин [8].
Совсем другая ситуация, по мнению В. Ангофа, обстоит с измерением в психодиагностике. В отличие от измерения физических величин психологическое измерение требует детальной информации об измеряемом конструкте и процедуре измерения. Это обусловлено несколькими факторами. Психологические переменные и конструкты относятся к скрытым, физически невидимым, латентным переменным. В настоящее время отсутствуют измерительные приборы, которые, подобно термометру, позволяли бы определить выраженность психологического конструкта с помощью непосредственно измеряемых физических параметров.
Латентный характер психологических конструктов обусловливает высокую, фактически постоянную вероятность ошибочного измерения. В результатах измерений психологических переменных всегда присутствует ошибка измерения. Сложность данной ситуации в том, что каждый из методов психодиагностики имеет свою собственную ошибку измерения, которая может варьировать в определенном диапазоне значений в зависимости от условий измерения [8]. Следует добавить, что не только каждая психодиагностическая шкала имеет свою ошибку измерения, но и каждая оценка на шкале определяется с индивидуальной ошибкой измерения [30].
Характеризуя различия между шкалами измерения, В. Ангоф отмечает, что шкалы измерения физических величин, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, наглядны, понятны и очевидны. Если речь идет о том, что один объект длиннее другого, то всем понятно, что имеется в виду. Сравнивая объекты по длине, мы исходим из наличия двух концептуальных свойств измерительной шкалы. Первое заключается в наличии нулевой отметки на шкале. Второе свойство касается единицы измерения — абстрактной единицы, которая эквивалентна определенной постоянной на любом участке шкалы длине. У нас не вызывает сомнений, что расстояние в 1 сантиметр в одной части объекта равно расстоянию в 1 сантиметр в любой другой части как данного объекта, так и всех других, длина которых может быть измерена [8].
Измерение психологических конструктов лишено всех очевидных и наглядных атрибутов физического измерения. Нулевая оценка по тесту, в отличие от нулевой отметки на шкале измерения физической величины, совсем не означает отсутствия у испытуемого измеряемого конструкта. Числовое значение оценки по тесту, будь то нулевая или какая-либо другая оценка, представляет собой составную функцию от выраженности измеряемого конструкта и особенностей пунктов, из которых состоит тестовая методика [8].
Многие специалисты в социальных науках считают, что измерение психологических конструктов невозможно. Они полагают, что психологические конструкты чрезмерно сложны для числовых измерений [12].
В этой связи Т. Бонд (Т. Bond) и К. Фокс (С. Fox) отмечают, что специалисты в области психометрики в большинстве случаев признают возможность измерения психологических переменных, при этом считая, что такое измерение в научном плане существенно уступает измерению физических переменных. Многие из них просто не знают или забывают о том, что измерение физических величин имеет многовековую историю становления и развития [12]. Действительно, период зарождения науки о физических измерениях во многом схож с современным состоянием науки о психологических измерениях. В то время в отношении измерения физических переменных, таких как время, температура, длина, происходил поиск эквивалентных абстрактных шкал, подобный тому, что осуществляется в настоящее время в отношении психологических переменных [12]. Рассмотрим некоторые исторические моменты развития области измерений физических величин. Они позволят лучше понять проблемы измерения психологических конструктов и обозначить способы их решения.
Различия в измерении физических величин и психологических конструктов (М.А. Ассанович)
Модератор: luchnivik
Вернуться в «Психометрический чемоданчик»
Перейти
- Первый уровень Вневременья
- ↳ Прихожая
- ↳ Пачка газет "Новости Вневременья"
- ↳ Полка с Инструкциями и Конституциями
- ↳ Этажерка с погодниками
- ↳ Секретер Ivmo
- ↳ Радио
- ↳ Кулинарный уголок
- ↳ Рецепты
- ↳ Продукты
- ↳ Оранжерея
- ↳ Скамейка у песочницы
- ↳ Медицинский кабинет
- ↳ Закусочная "У Психеи"
- ↳ Соискательская
- ↳ Спортзал
- ↳ Аромалампа
- ↳ Камертон
- Второй уровень Вневременья
- ↳ Зал естествознания
- ↳ Секция физиологии
- ↳ Секции физики
- ↳ Секция механики
- ↳ Зал обществознания
- ↳ Зал истории Древнего мира
- ↳ Алтарь истории религии
- ↳ Кладовая Психеи
- ↳ Трансактное ожерелье
- ↳ Книжная полка
- ↳ Телефон для связи с Бытием
- ↳ Два гештальт-стула
- ↳ Телесно-ориентированный коврик
- ↳ Психометрический чемоданчик
- ↳ Теория темпераментов
- ↳ Характерология Феофраста
- ↳ Психотипы Юнга
- ↳ Архетипы Юнга
- ↳ Путы Аты
- ↳ Нарушения нейропсихического развития
- ↳ Нарушения интеллектуального развития
- ↳ Нарушения речевого развития
- ↳ Нарушения развития звукопроизношения
- ↳ Нарушение развития темпа речи
- ↳ Нарушение развития речевых функций
- ↳ Расстройство аутистического спектра
- ↳ Нарушение развития учебных навыков
- ↳ Нарушение развития учебных навыков чтения
- ↳ Нарушение развития учебных навыков письма
- ↳ Нарушение развития математических учебных навыков
- ↳ Нарушение развития координации движений
- ↳ Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- ↳ Расстройство стереотипных движений
- ↳ Шизофрения и другие первичные психотические расстройства
- ↳ Шизофрения
- ↳ Шизоаффективное расстройство
- ↳ Шизотипическое расстройство
- ↳ Острое транзиторное психотическое расстройство
- ↳ Бредовое расстройство
- ↳ Кататония
- ↳ Аффективные расстройства
- ↳ Биполярные и сходные расстройства
- ↳ Биполярное расстройство I типа
- ↳ Биполярное расстройство II типа
- ↳ Циклотимическое расстройство
- ↳ Депрессивные расстройства
- ↳ Единичный эпизод депрессивного расстройства
- ↳ Рекуррентное депрессивное расстройство
- ↳ Дистимическое расстройство
- ↳ Смешанное депрессивное и тревожное расстройство
- ↳ Расстройства, связанные с тревогой и страхом
- ↳ Генерализованное тревожное расстройство
- ↳ Паническое расстройство
- ↳ Агорафобия
- ↳ Специфическая фобия
- ↳ Социальное тревожное расстройство
- ↳ Сепарационное тревожное расстройство
- ↳ Селективный мутизм
- ↳ Обсессивно-компульсивные и схожие расстройства
- ↳ Обсессивно-компульсивное расстройство
- ↳ Дисморфическое расстройство
- ↳ Патологическая озабоченность собственным запахом
- ↳ Ипохондрия
- ↳ Патологическое накопительство
- ↳ Патологические телесно направленные повторяющиеся действия
- ↳ Трихотилломания
- ↳ Патологические экскориации
- ↳ Расстройства, специфически связанные со стрессом
- ↳ Посттравматическое стрессовое расстройство
- ↳ Затяжная патологическая реакция горя
- ↳ Расстройство адаптации
- ↳ Реактивное расстройство привязанности
- ↳ Расстройство социализации по расторможенному типу
- ↳ Диссоциативные расстройства
- ↳ Диссоциативное расстройство с неврологическимиn симптомами
- ↳ Диссоциативная амнезия
- ↳ Трансовое расстройство
- ↳ Диссоциативное расстройство личностной идентичности
- ↳ Синдром деперсонализации-дереализации
- ↳ Расстройства питания и пищевого поведения
- ↳ Нервная анорексия
- ↳ Нервная булимия
- ↳ Патологическое переедание
- ↳ Пикацизм
- ↳ Патологическое пережевывание и срыгивание
- ↳ Расстройства телесных ощущений и переживаний
- ↳ Телесный дистресс
- ↳ Нарушение целостности восприятия собственного тела
- ↳ Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ или аддиктивного поведения
- ↳ Расстройства вследствие употребления алкоголя
- ↳ Алкогольная зависимость
- ↳ Алкогольная интоксикация
- ↳ Синдром отмены алкоголя
- ↳ Алкогольный делирий
- ↳ Расстройства вследствие употребления кофеина
- ↳ Расстройства вследствие потребления никотина
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к азартным играм
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к компьютерным играм
- ↳ Расстройства контроля побуждений
- ↳ Пиромания
- ↳ Клептомания
- ↳ Компульсивное расстройство сексуального поведения
- ↳ Периодическое эксплозивное расстройство
- ↳ Деструктивные и диссоциальные поведенческие расстройства
- ↳ Оппозиционно-вызывающее расстройство
- ↳ Диссоциальное поведенческое расстройство
- ↳ Расстройства личности и личностные черты
- ↳ Негативная эмоциональность
- ↳ Отстраненность
- ↳ Диссоциальность
- ↳ Расторможенность
- ↳ Ананкастность
- ↳ Пограничный паттерн
- ↳ Нейрокогнитивные расстройства
- ↳ Делирий
- ↳ Амнестическое расстройство
- ↳ Деменция
- ↳ Летопись Психеи
- ↳ Компьютерный зал
- ↳ Педагогический флигель
- ↳ Воспитательская
- ↳ Учительская
- ↳ Математика
- ↳ Математика 1 класс
- ↳ Математика 2 класс
- ↳ Математика 3 класс
- ↳ Математика 4 класс
- ↳ Математика 5 класс
- ↳ Математика 6 класс
- ↳ Математика 7 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 9 класс
- ↳ Математика 10 класс
- ↳ Математика 11 класс
- ↳ Информатика
- ↳ Информатика 5 класс
- ↳ Информатика 6 класс
- ↳ Информатика 7 класс
- ↳ Информатика 8 класс
- ↳ Информатика 9 класс
- ↳ Информатика 10 класс
- ↳ Информатика 11 класс
- ↳ Физика
- ↳ Физика 7 класс
- ↳ Физика 8 класс
- ↳ Физика 9 класс
- ↳ Физика 10 класс
- ↳ Физика 11 класс
- ↳ Деканат
- ↳ Педагогическая летопись
- ↳ Логическая терраса
- Третий уровень Вневременья
- ↳ Типологическое ателье
- ↳ Типирование телосложения по К. Сиго
- ↳ Респираторный тип по К. Сиго
- ↳ Дигестивный тип по К. Сиго
- ↳ Мускулярный тип по К. Сиго
- ↳ Церебральный тип по К. Сиго
- ↳ Психопатологические типологии
- ↳ Радикалы и акцентуации
- ↳ Судьбоанализ Сонди
- ↳ Системно-векторный психоанализ
- ↳ Солнечные типы по Л. Гудман
- ↳ Психософия и психе-йога
- ↳ Темпористика
- ↳ Аматорика
- ↳ Импрессионика
- ↳ Психософия
- ↳ Когнитивные стили
- ↳ Типы Дэвида Кейрси
- ↳ Опросник Кейрси
- ↳ Вопросы на направленность сознания
- ↳ Вопросы на ориентацию в ситуации
- ↳ Вопросы на принятие решения
- ↳ Вопросы на подготовку решения
- ↳ Анкетарий
- Четвертый уровень Вневременья
- ↳ Эзотерический чердак
- ↳ Столик с Таро
- ↳ Колода Райдера-Уайта
- ↳ Старшие Арканы
- ↳ Придворные Карты
- ↳ Младшие Арканы
- ↳ Тузы
- ↳ Двойки
- ↳ Тройки
- ↳ Четверки
- ↳ Пятерки
- ↳ Шестерки
- ↳ Семерки
- ↳ Восьмерки
- ↳ Девятки
- ↳ Десятки
- ↳ Расклады
- ↳ Книжная полка Инь и Ян
- ↳ Обсерватория
- ↳ Бодиграфия
- ↳ Мешочек с рунами
- ↳ Коридор времени
- ↳ Книжный шкаф
- ↳ Филологическая скважина
- ↳ Антропологическая мансарда
- ↳ Социология воображения Дюрана
- ↳ Общефилософский балкончик