Измерение, соответствующее научным принципам, стремится к максимальной объективности. Важность объективности измерения подчеркивает один из наиболее авторитетных психометристов Б. Райт. По его словам, научное измерение основано на объективности. Объективность в этом смысле означает всеобщность. Полученная информация не должна зависеть от измерительного инструмента и условий ее получения [62].
Лучший пример для понимания того, как измерение становится объективным, по мнению Б. Райта, связан с измерением длины. Длина объекта, измеренная линейкой, не вызывает ни у кого вопросов относительно объективности полученной оценки. Объективность в данном случае означает, что измерение длины объекта с помощью любой линейки в любых условиях любым человеком, умеющим измерять длину, предоставит один и тот же результат [37].
Вместе с тем длина как измеряемая переменная не является очевидным признаком объекта. Длина присутствует в объекте как его имплицитная характеристика и не принадлежит к явно видимым признакам. Скорее даже длина представляет собой вымышленную переменную, на основе которой были созданы инструменты, позволяющие получать полезную информацию об объекте. Здесь следует вспомнить о практической целесообразности измерения. Изобретение длины и ее последующее измерение позволяет решать различные практические задачи в отношении тех или иных объектов. Однако имплицитный (внутренний) характер длины не дает возможности ее измерить путем непосредственного восприятия объекта, так сказать «с ходу», «на глаз». Для того чтобы длина была не имплицитной, а эксплицитной, видимой характеристикой, требуется дополнительная операция, которая должна осуществляться одновременно с получением информации о длине. Иными словами, для того чтобы измерить длину, мало наличия объекта измерения, необходим еще один объект, который позволяет сделать длину эксплицитной. Этим объектом является всем известная линейка. Только взаимодействие объекта измерения и линейки порождает измерение длины.
Линейка представляет собой откалиброванный инструмент для измерения длины. Понятие калибровки означает, что линейка содержит метки, расположенные в определенном порядке на одинаковом расстоянии друг от друга. Расстояние между двумя соседними метками эквивалентно числу единиц измерения длины, равному 1. Самой первой метке присвоено число, с которого начинается отсчет длины объекта. Обычно это число — «0». После нуля каждой метке присваивается число, которое соответствует количеству единиц измерения длины (а значит, по правилу эквивалентности, «количеству длины» объекта), на которое данная метка удалена от нуля. Только благодаря данному измерительному инструменту образуется такая переменная, как длина, т.е. именно линейка делает длину реальной.
При этом важен один момент. Линейка сама по себе как материальный объект никакого отношения к длине не имеет. Она может быть пластмассовой, металлической или деревянной, короткой или длинной, широкой или узкой, но на измерении длины это никак не скажется. Отношение к длине имеет та абстрактная структура, состоящая из находящихся на равном расстоянии пронумерованных меток, носителем которой является линейка. Таким образом, абстрактной структурой, необходимой для измерения длины, служит шкала единиц измерения, нанесенная на линейку. Абстрактной она называется потому, что единицы измерения длины генетически никак не связаны с объектами измерения. Они созданы как абстрактные построения, с помощью которых можно получать объективную информацию о различиях объектов по выраженности такой переменной, как длина [62].
Подобно измерению длины, наличие откалиброванного инструмента с нанесенной абстрактной шкалой единиц измерения — необходимое условие осуществления научного объективного измерения любого признака. Именно абстрактная шкала с единицами измерения, сопряженная с объектом, с помощью которого будет проводиться измерение, делает измерение объективным. Такая шкала сама по себе генетически не связана с объектами измерения. В этом смысле она абстрактна. Конструирование измерительной абстрактной шкалы возможно только при соблюдении аддитивности и установлении единицы измерения в соответствии с правилом эквивалентности.
Правило эквивалентности требует, чтобы расстояние между любыми двумя соседними метками на всем протяжении шкалы было эквивалентно одному и тому же наименьшему количеству измеряемого атрибута. Такая шкала иначе называется абстрактной аддитивной шкалой равных интервалов, или равноинтервальной шкалой. Наличие этой шкалы, привязанной к инструменту измерения, и делает измерение объективным, т.е. независимым от других особенностей измеряемого объекта, проводящего измерение, условий измерения и измерительного инструмента. Результаты объективного измерения всегда инвариантны, т.е. не зависимы от влияния вышеперечисленных факторов.
В свое время известный американский психолог Л. Тёрстоун (L. Thurstone) отмечал, что линейный континуум, который присутствует во всех измерительных системах, представляет собой абстракцию. В каждом измерительном подходе осуществляется приведение измеряемого признака к абстрактной линейной форме. Согласно Тёрстоуну общим заблуждением следует считать точку зрения, что единица измерения представляет собой какой-то объект типа линейки или мерила. На самом деле единица измерения - это процесс, который в постоянном виде повторяется в разных частях измерительного континуума [54; 62].
Объективность измерения, абстрактная аддитивная шкала (М.А. Ассанович)
Модератор: luchnivik
- luchnivik
- Супермодератор
- Сообщения: 1928
- Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
- ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
- Соционический тип: Чебурашка
Re: Объективность измерения, абстрактная аддитивная шкала (М.А. Ассанович)
На самом деле единица измерения - это процесс
Вернуться в «Психометрический чемоданчик»
Перейти
- Первый уровень Вневременья
- ↳ Прихожая
- ↳ Пачка газет "Новости Вневременья"
- ↳ Полка с Инструкциями и Конституциями
- ↳ Этажерка с погодниками
- ↳ Секретер Ivmo
- ↳ Радио
- ↳ Кулинарный уголок
- ↳ Рецепты
- ↳ Продукты
- ↳ Оранжерея
- ↳ Скамейка у песочницы
- ↳ Медицинский кабинет
- ↳ Закусочная "У Психеи"
- ↳ Соискательская
- ↳ Спортзал
- ↳ Аромалампа
- ↳ Камертон
- Второй уровень Вневременья
- ↳ Зал естествознания
- ↳ Секция физиологии
- ↳ Секции физики
- ↳ Секция механики
- ↳ Зал обществознания
- ↳ Зал истории Древнего мира
- ↳ Алтарь истории религии
- ↳ Кладовая Психеи
- ↳ Трансактное ожерелье
- ↳ Книжная полка
- ↳ Телефон для связи с Бытием
- ↳ Два гештальт-стула
- ↳ Телесно-ориентированный коврик
- ↳ Психометрический чемоданчик
- ↳ Теория темпераментов
- ↳ Характерология Феофраста
- ↳ Психотипы Юнга
- ↳ Архетипы Юнга
- ↳ Путы Аты
- ↳ Нарушения нейропсихического развития
- ↳ Нарушения интеллектуального развития
- ↳ Нарушения речевого развития
- ↳ Нарушения развития звукопроизношения
- ↳ Нарушение развития темпа речи
- ↳ Нарушение развития речевых функций
- ↳ Расстройство аутистического спектра
- ↳ Нарушение развития учебных навыков
- ↳ Нарушение развития учебных навыков чтения
- ↳ Нарушение развития учебных навыков письма
- ↳ Нарушение развития математических учебных навыков
- ↳ Нарушение развития координации движений
- ↳ Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- ↳ Расстройство стереотипных движений
- ↳ Шизофрения и другие первичные психотические расстройства
- ↳ Шизофрения
- ↳ Шизоаффективное расстройство
- ↳ Шизотипическое расстройство
- ↳ Острое транзиторное психотическое расстройство
- ↳ Бредовое расстройство
- ↳ Кататония
- ↳ Аффективные расстройства
- ↳ Биполярные и сходные расстройства
- ↳ Биполярное расстройство I типа
- ↳ Биполярное расстройство II типа
- ↳ Циклотимическое расстройство
- ↳ Депрессивные расстройства
- ↳ Единичный эпизод депрессивного расстройства
- ↳ Рекуррентное депрессивное расстройство
- ↳ Дистимическое расстройство
- ↳ Смешанное депрессивное и тревожное расстройство
- ↳ Расстройства, связанные с тревогой и страхом
- ↳ Генерализованное тревожное расстройство
- ↳ Паническое расстройство
- ↳ Агорафобия
- ↳ Специфическая фобия
- ↳ Социальное тревожное расстройство
- ↳ Сепарационное тревожное расстройство
- ↳ Селективный мутизм
- ↳ Обсессивно-компульсивные и схожие расстройства
- ↳ Обсессивно-компульсивное расстройство
- ↳ Дисморфическое расстройство
- ↳ Патологическая озабоченность собственным запахом
- ↳ Ипохондрия
- ↳ Патологическое накопительство
- ↳ Патологические телесно направленные повторяющиеся действия
- ↳ Трихотилломания
- ↳ Патологические экскориации
- ↳ Расстройства, специфически связанные со стрессом
- ↳ Посттравматическое стрессовое расстройство
- ↳ Затяжная патологическая реакция горя
- ↳ Расстройство адаптации
- ↳ Реактивное расстройство привязанности
- ↳ Расстройство социализации по расторможенному типу
- ↳ Диссоциативные расстройства
- ↳ Диссоциативное расстройство с неврологическимиn симптомами
- ↳ Диссоциативная амнезия
- ↳ Трансовое расстройство
- ↳ Диссоциативное расстройство личностной идентичности
- ↳ Синдром деперсонализации-дереализации
- ↳ Расстройства питания и пищевого поведения
- ↳ Нервная анорексия
- ↳ Нервная булимия
- ↳ Патологическое переедание
- ↳ Пикацизм
- ↳ Патологическое пережевывание и срыгивание
- ↳ Расстройства телесных ощущений и переживаний
- ↳ Телесный дистресс
- ↳ Нарушение целостности восприятия собственного тела
- ↳ Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ или аддиктивного поведения
- ↳ Расстройства вследствие употребления алкоголя
- ↳ Алкогольная зависимость
- ↳ Алкогольная интоксикация
- ↳ Синдром отмены алкоголя
- ↳ Алкогольный делирий
- ↳ Расстройства вследствие употребления кофеина
- ↳ Расстройства вследствие потребления никотина
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к азартным играм
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к компьютерным играм
- ↳ Расстройства контроля побуждений
- ↳ Пиромания
- ↳ Клептомания
- ↳ Компульсивное расстройство сексуального поведения
- ↳ Периодическое эксплозивное расстройство
- ↳ Деструктивные и диссоциальные поведенческие расстройства
- ↳ Оппозиционно-вызывающее расстройство
- ↳ Диссоциальное поведенческое расстройство
- ↳ Расстройства личности и личностные черты
- ↳ Негативная эмоциональность
- ↳ Отстраненность
- ↳ Диссоциальность
- ↳ Расторможенность
- ↳ Ананкастность
- ↳ Пограничный паттерн
- ↳ Нейрокогнитивные расстройства
- ↳ Делирий
- ↳ Амнестическое расстройство
- ↳ Деменция
- ↳ Летопись Психеи
- ↳ Компьютерный зал
- ↳ Педагогический флигель
- ↳ Воспитательская
- ↳ Учительская
- ↳ Математика
- ↳ Математика 1 класс
- ↳ Математика 2 класс
- ↳ Математика 3 класс
- ↳ Математика 4 класс
- ↳ Математика 5 класс
- ↳ Математика 6 класс
- ↳ Математика 7 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 9 класс
- ↳ Математика 10 класс
- ↳ Математика 11 класс
- ↳ Информатика
- ↳ Информатика 5 класс
- ↳ Информатика 6 класс
- ↳ Информатика 7 класс
- ↳ Информатика 8 класс
- ↳ Информатика 9 класс
- ↳ Информатика 10 класс
- ↳ Информатика 11 класс
- ↳ Физика
- ↳ Физика 7 класс
- ↳ Физика 8 класс
- ↳ Физика 9 класс
- ↳ Физика 10 класс
- ↳ Физика 11 класс
- ↳ Деканат
- ↳ Педагогическая летопись
- ↳ Логическая терраса
- Третий уровень Вневременья
- ↳ Типологическое ателье
- ↳ Типирование телосложения по К. Сиго
- ↳ Респираторный тип по К. Сиго
- ↳ Дигестивный тип по К. Сиго
- ↳ Мускулярный тип по К. Сиго
- ↳ Церебральный тип по К. Сиго
- ↳ Психопатологические типологии
- ↳ Радикалы и акцентуации
- ↳ Судьбоанализ Сонди
- ↳ Системно-векторный психоанализ
- ↳ Солнечные типы по Л. Гудман
- ↳ Психософия и психе-йога
- ↳ Темпористика
- ↳ Аматорика
- ↳ Импрессионика
- ↳ Психософия
- ↳ Когнитивные стили
- ↳ Типы Дэвида Кейрси
- ↳ Опросник Кейрси
- ↳ Вопросы на направленность сознания
- ↳ Вопросы на ориентацию в ситуации
- ↳ Вопросы на принятие решения
- ↳ Вопросы на подготовку решения
- ↳ Анкетарий
- Четвертый уровень Вневременья
- ↳ Эзотерический чердак
- ↳ Столик с Таро
- ↳ Колода Райдера-Уайта
- ↳ Старшие Арканы
- ↳ Придворные Карты
- ↳ Младшие Арканы
- ↳ Тузы
- ↳ Двойки
- ↳ Тройки
- ↳ Четверки
- ↳ Пятерки
- ↳ Шестерки
- ↳ Семерки
- ↳ Восьмерки
- ↳ Девятки
- ↳ Десятки
- ↳ Расклады
- ↳ Книжная полка Инь и Ян
- ↳ Обсерватория
- ↳ Бодиграфия
- ↳ Мешочек с рунами
- ↳ Коридор времени
- ↳ Книжный шкаф
- ↳ Филологическая скважина
- ↳ Антропологическая мансарда
- ↳ Социология воображения Дюрана
- ↳ Общефилософский балкончик