Данные категории составляют основу фундаментального научного измерения. Они определяют измеряемый атрибут как суммарный продукт составляющих его элементов [6]. Только при наличии этих свойств атрибут (объект, конструкт) может быть измерен. Категории конкатенации и аддитивности в качестве условий фундаментального научного измерения были выдвинуты еще в 1920-х гг. известным английским физиком и основателем философии научного измерения Н. Кэмпбеллом (N. Campbell) [62].
Формально конкатенация определяется как процесс сложения двух и более объектов и расположение их по отношению друг к другу таким образом, что в результате эти сложенные вместе объекты можно считать одним целым. Применительно к измерению условие конкатенации означает, что в случае его соблюдения объект представляет собой простую сумму своих частей и ничего более. Другими словами, сумма частей, из которых состоит атрибут, полностью «исчерпывает» его размер. Важность этого условия для научного фундаментального измерения состоит в том, что результат измерения, если оно является научным, всегда эквивалентен только действительной сумме частей измеренного объекта.
Условие конкатенации можно выразить формальным математическим языком, как это показано в фундаментальной работе Р. Люче (R. Luce) и Дж.У. Тьюки (J.W. Tukey) [35].
Пусть о обозначает операцию конкатенации, X представляет функцию действительных чисел, которая измеряет различные величины и их конкатенации следующим образом: X (А о В) = Х(А) + Х(В) и неравенство Х(А) < Х(В) эквивалентно А < В. В соответствии с фундаментальной концепцией измерения Гёльдера эффекты А, В и А о В могут иметь числовое выражение в такой форме, что эффект А о В является суммой эффектов А и В, а числовая мера А меньше или равна такой же мере В тогда и только тогда, когда эффект А меньше или равен эффекту В [35].
Конкатенация тесно связана с аддитивностью. Аддитивность означает свойство объекта изменять свой размер только на величину той части, которая прибавляется или отнимается от объекта. Если объект был измерен дважды и второй результат измерения показал, например, увеличение его размера, то в случае наличия свойства аддитивности разница между двумя результатами должна быть в точности эквивалентна действительному увеличению размера объекта.
Рассмотрим значение аддитивности в измерении с формальной точки зрения. Если к атрибуту А добавить величину В, то числовая мера атрибута А будет равна А + В, т.е. увеличится ровно на размер величины В. В процессе измерения аддитивность позволяет соблюсти правило эквивалентности. Если при первом измерении величина атрибута А была равна измерению Х(А), а затем размер А увеличился на величину В так, что его величина стала равна А + В, то при соблюдении аддитивности второе измерение будет полностью эквивалентно получившейся величине и составлять Х(А + В).
Теперь представим, что измеряемый атрибут не соответствует условиям конкатенации и аддитивности. В этом случае атрибут не является суммой своих частей, а добавление новой части не увеличивает величину атрибута в точности на размер добавляемой части. Тогда величина атрибута А после добавления величины В будет составлять А + В + С, где С — неизвестная величина. Измерение X атрибута А после добавления величины В будет равняться Х(А + D), где D — любое число. При этом мы не знаем, соответствует ли значение Х(А + D) величине (А + В + С), поскольку вследствие несоблюдения условий аддитивности и конкатенации нам не известно правило эквивалентности результата измерения и величины измеряемого атрибута. Представленный нами случай является типичным для психодиагностического исследования, проводимого на основе классической теории тестов.
В классической психометрике понятия аддитивности и конкатенации обходятся стороной. Данные психодиагностического исследования представляются в баллах, которые интерпретируются как результаты измерения. Однако аддитивная структура измерения в классической психодиагностике не построена. В связи с этим остается неизвестным, о чем говорит разница в полученных баллах у разных испытуемых.
Конкатенация и аддитивность (М.А. Ассанович)
Модератор: luchnivik
- luchnivik
- Супермодератор
- Сообщения: 1928
- Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
- ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
- Соционический тип: Чебурашка
Re: Конкатенация и аддитивность (М.А. Ассанович)
А так-то сразу как будто и не думаешь об этом достаточно простом вопросе.В связи с этим остается неизвестным, о чем говорит разница в полученных баллах у разных испытуемых.
Вернуться в «Психометрический чемоданчик»
Перейти
- Первый уровень Вневременья
- ↳ Прихожая
- ↳ Пачка газет "Новости Вневременья"
- ↳ Полка с Инструкциями и Конституциями
- ↳ Этажерка с погодниками
- ↳ Секретер Ivmo
- ↳ Радио
- ↳ Кулинарный уголок
- ↳ Рецепты
- ↳ Продукты
- ↳ Оранжерея
- ↳ Скамейка у песочницы
- ↳ Медицинский кабинет
- ↳ Закусочная "У Психеи"
- ↳ Соискательская
- ↳ Спортзал
- ↳ Аромалампа
- ↳ Камертон
- Второй уровень Вневременья
- ↳ Зал естествознания
- ↳ Секция физиологии
- ↳ Секции физики
- ↳ Секция механики
- ↳ Зал обществознания
- ↳ Зал истории Древнего мира
- ↳ Алтарь истории религии
- ↳ Кладовая Психеи
- ↳ Трансактное ожерелье
- ↳ Книжная полка
- ↳ Телефон для связи с Бытием
- ↳ Два гештальт-стула
- ↳ Телесно-ориентированный коврик
- ↳ Психометрический чемоданчик
- ↳ Теория темпераментов
- ↳ Характерология Феофраста
- ↳ Психотипы Юнга
- ↳ Архетипы Юнга
- ↳ Путы Аты
- ↳ Нарушения нейропсихического развития
- ↳ Нарушения интеллектуального развития
- ↳ Нарушения речевого развития
- ↳ Нарушения развития звукопроизношения
- ↳ Нарушение развития темпа речи
- ↳ Нарушение развития речевых функций
- ↳ Расстройство аутистического спектра
- ↳ Нарушение развития учебных навыков
- ↳ Нарушение развития учебных навыков чтения
- ↳ Нарушение развития учебных навыков письма
- ↳ Нарушение развития математических учебных навыков
- ↳ Нарушение развития координации движений
- ↳ Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- ↳ Расстройство стереотипных движений
- ↳ Шизофрения и другие первичные психотические расстройства
- ↳ Шизофрения
- ↳ Шизоаффективное расстройство
- ↳ Шизотипическое расстройство
- ↳ Острое транзиторное психотическое расстройство
- ↳ Бредовое расстройство
- ↳ Кататония
- ↳ Аффективные расстройства
- ↳ Биполярные и сходные расстройства
- ↳ Биполярное расстройство I типа
- ↳ Биполярное расстройство II типа
- ↳ Циклотимическое расстройство
- ↳ Депрессивные расстройства
- ↳ Единичный эпизод депрессивного расстройства
- ↳ Рекуррентное депрессивное расстройство
- ↳ Дистимическое расстройство
- ↳ Смешанное депрессивное и тревожное расстройство
- ↳ Расстройства, связанные с тревогой и страхом
- ↳ Генерализованное тревожное расстройство
- ↳ Паническое расстройство
- ↳ Агорафобия
- ↳ Специфическая фобия
- ↳ Социальное тревожное расстройство
- ↳ Сепарационное тревожное расстройство
- ↳ Селективный мутизм
- ↳ Обсессивно-компульсивные и схожие расстройства
- ↳ Обсессивно-компульсивное расстройство
- ↳ Дисморфическое расстройство
- ↳ Патологическая озабоченность собственным запахом
- ↳ Ипохондрия
- ↳ Патологическое накопительство
- ↳ Патологические телесно направленные повторяющиеся действия
- ↳ Трихотилломания
- ↳ Патологические экскориации
- ↳ Расстройства, специфически связанные со стрессом
- ↳ Посттравматическое стрессовое расстройство
- ↳ Затяжная патологическая реакция горя
- ↳ Расстройство адаптации
- ↳ Реактивное расстройство привязанности
- ↳ Расстройство социализации по расторможенному типу
- ↳ Диссоциативные расстройства
- ↳ Диссоциативное расстройство с неврологическимиn симптомами
- ↳ Диссоциативная амнезия
- ↳ Трансовое расстройство
- ↳ Диссоциативное расстройство личностной идентичности
- ↳ Синдром деперсонализации-дереализации
- ↳ Расстройства питания и пищевого поведения
- ↳ Нервная анорексия
- ↳ Нервная булимия
- ↳ Патологическое переедание
- ↳ Пикацизм
- ↳ Патологическое пережевывание и срыгивание
- ↳ Расстройства телесных ощущений и переживаний
- ↳ Телесный дистресс
- ↳ Нарушение целостности восприятия собственного тела
- ↳ Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ или аддиктивного поведения
- ↳ Расстройства вследствие употребления алкоголя
- ↳ Алкогольная зависимость
- ↳ Алкогольная интоксикация
- ↳ Синдром отмены алкоголя
- ↳ Алкогольный делирий
- ↳ Расстройства вследствие употребления кофеина
- ↳ Расстройства вследствие потребления никотина
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к азартным играм
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к компьютерным играм
- ↳ Расстройства контроля побуждений
- ↳ Пиромания
- ↳ Клептомания
- ↳ Компульсивное расстройство сексуального поведения
- ↳ Периодическое эксплозивное расстройство
- ↳ Деструктивные и диссоциальные поведенческие расстройства
- ↳ Оппозиционно-вызывающее расстройство
- ↳ Диссоциальное поведенческое расстройство
- ↳ Расстройства личности и личностные черты
- ↳ Негативная эмоциональность
- ↳ Отстраненность
- ↳ Диссоциальность
- ↳ Расторможенность
- ↳ Ананкастность
- ↳ Пограничный паттерн
- ↳ Нейрокогнитивные расстройства
- ↳ Делирий
- ↳ Амнестическое расстройство
- ↳ Деменция
- ↳ Летопись Психеи
- ↳ Компьютерный зал
- ↳ Педагогический флигель
- ↳ Воспитательская
- ↳ Учительская
- ↳ Математика
- ↳ Математика 1 класс
- ↳ Математика 2 класс
- ↳ Математика 3 класс
- ↳ Математика 4 класс
- ↳ Математика 5 класс
- ↳ Математика 6 класс
- ↳ Математика 7 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 9 класс
- ↳ Математика 10 класс
- ↳ Математика 11 класс
- ↳ Информатика
- ↳ Информатика 5 класс
- ↳ Информатика 6 класс
- ↳ Информатика 7 класс
- ↳ Информатика 8 класс
- ↳ Информатика 9 класс
- ↳ Информатика 10 класс
- ↳ Информатика 11 класс
- ↳ Физика
- ↳ Физика 7 класс
- ↳ Физика 8 класс
- ↳ Физика 9 класс
- ↳ Физика 10 класс
- ↳ Физика 11 класс
- ↳ Деканат
- ↳ Педагогическая летопись
- ↳ Логическая терраса
- Третий уровень Вневременья
- ↳ Типологическое ателье
- ↳ Типирование телосложения по К. Сиго
- ↳ Респираторный тип по К. Сиго
- ↳ Дигестивный тип по К. Сиго
- ↳ Мускулярный тип по К. Сиго
- ↳ Церебральный тип по К. Сиго
- ↳ Психопатологические типологии
- ↳ Радикалы и акцентуации
- ↳ Судьбоанализ Сонди
- ↳ Системно-векторный психоанализ
- ↳ Солнечные типы по Л. Гудман
- ↳ Психософия и психе-йога
- ↳ Темпористика
- ↳ Аматорика
- ↳ Импрессионика
- ↳ Психософия
- ↳ Когнитивные стили
- ↳ Типы Дэвида Кейрси
- ↳ Опросник Кейрси
- ↳ Вопросы на направленность сознания
- ↳ Вопросы на ориентацию в ситуации
- ↳ Вопросы на принятие решения
- ↳ Вопросы на подготовку решения
- ↳ Анкетарий
- Четвертый уровень Вневременья
- ↳ Эзотерический чердак
- ↳ Столик с Таро
- ↳ Колода Райдера-Уайта
- ↳ Старшие Арканы
- ↳ Придворные Карты
- ↳ Младшие Арканы
- ↳ Тузы
- ↳ Двойки
- ↳ Тройки
- ↳ Четверки
- ↳ Пятерки
- ↳ Шестерки
- ↳ Семерки
- ↳ Восьмерки
- ↳ Девятки
- ↳ Десятки
- ↳ Расклады
- ↳ Книжная полка Инь и Ян
- ↳ Обсерватория
- ↳ Бодиграфия
- ↳ Мешочек с рунами
- ↳ Коридор времени
- ↳ Книжный шкаф
- ↳ Филологическая скважина
- ↳ Антропологическая мансарда
- ↳ Социология воображения Дюрана
- ↳ Общефилософский балкончик