Свято место пусто не бывает, а позиция о вреде психологических типологий вроде тут пустует, поэтому займу её.
В целом типологии скорее полезны, так как позволяют упорядочить наблюдения и дать какую-никакую предсказательную модель. Вопросы пользы от конкретной типологической системы — это первое, что обычно занимает её авторов. А вот вопрос того, как типология может повредить тем, кто ей пользуется, часто опускается.
Давайте подумаем, почему не надо использовать типологические системы?
Вред типологий
Модератор: luchnivik
- luchnivik
- Супермодератор
- Сообщения: 1928
- Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
- ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
- Соционический тип: Чебурашка
Re: Вред типологий
Карикатуризация, стереотипизация.
Как говорится, заставь дурака богу молиться - он лоб разобьет. Так и тут: предложи инструмент для более точного описания - получишь новые погрешности.
Как говорится, заставь дурака богу молиться - он лоб разобьет. Так и тут: предложи инструмент для более точного описания - получишь новые погрешности.
Re: Вред типологий
Если говорить о себе лично, то я потратила на занятия соционикой довольно-таки много времени, которое, наверное, можно было бы употребить с большей пользой.
А в общем есть такой себе вид homo socionikus, который типирует все, что движется и не движется и ничем другим не занимается и не интересуется. Это обычный вред от узкой специализации и зашоренности мышления, болезнь духа.
А в общем есть такой себе вид homo socionikus, который типирует все, что движется и не движется и ничем другим не занимается и не интересуется. Это обычный вред от узкой специализации и зашоренности мышления, болезнь духа.
- luchnivik
- Супермодератор
- Сообщения: 1928
- Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
- ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
- Соционический тип: Чебурашка
Re: Вред типологий
Итак, если развивать тему.
С одной стороны, типология позволяет установить порядок. С точки зрения психологии внутренних фигур, это про работу Отца и установление справедливости. Если брать любовь матери, безотносительную и фундаментальную, в типировании мы видим любовь Отца, который говорит, что такой ты заслуживаешь любви, а такой - нет. И хотя типирование в целом просто говорит, какой ты, сам мотив чаще всего состоит в том, чтобы определить свою позицию и определить, чего хорошего и чего плохого эта позиция внутри общества даёт тебе. Если мы не говорим про ситуации, когда типирование связано с здоровьем и вопросами психопатологий.
С другой стороны, оборотная сторона заключается в том, что у нас могут быть желаемые позиции в социуме и мы начинаем подтягивать типы под то, какими нам хотелось бы быть или даже какими нам выгодно быть, нужно быть. И тогда вместо того, чтобы быть самим собой, мы ещё дальше уходим в сторону Персоны и самообмана. В определенном смысле, это попытка обмануть Отца, Справедливость.
Ещё очень важный вопрос - это вопрос о том, есть ли действительно какие-то такие жесткие черты личности, которые человек проявит в ситуации обязательно, а если и не проявит, то скорее всего психика потом начнёт страдать от деформации относительно своего естественного состояния.
Вообще вот эта история про правду и про истину, про нечто, что в нас заложено и составляет нашу основу - это очень про типологии.
Опора - это тоже функция Отца. Мать - это Луна, которая ночью светит всем без разбора, всех любит, всех принимает. Отец - Солнце, которое уничтожает тени и вынуждает всех предстать в том виде, который они имеют на самом деле.
То есть в каком-то смысле типология должна нас ограничить, но так, чтобы на самом деле мы обрели естественную силу и гибкость, ощутили почву под ногами. Другое дело, что человек может наоборот пытаться обмануть себя и других, выставить себя в ином свете (подходящее выражение для метафоры). Типологии, казалось бы, должны всё расставить по местам, но на самом деле могут легитимизировать обман и самообман.
С одной стороны, типология позволяет установить порядок. С точки зрения психологии внутренних фигур, это про работу Отца и установление справедливости. Если брать любовь матери, безотносительную и фундаментальную, в типировании мы видим любовь Отца, который говорит, что такой ты заслуживаешь любви, а такой - нет. И хотя типирование в целом просто говорит, какой ты, сам мотив чаще всего состоит в том, чтобы определить свою позицию и определить, чего хорошего и чего плохого эта позиция внутри общества даёт тебе. Если мы не говорим про ситуации, когда типирование связано с здоровьем и вопросами психопатологий.
С другой стороны, оборотная сторона заключается в том, что у нас могут быть желаемые позиции в социуме и мы начинаем подтягивать типы под то, какими нам хотелось бы быть или даже какими нам выгодно быть, нужно быть. И тогда вместо того, чтобы быть самим собой, мы ещё дальше уходим в сторону Персоны и самообмана. В определенном смысле, это попытка обмануть Отца, Справедливость.
Ещё очень важный вопрос - это вопрос о том, есть ли действительно какие-то такие жесткие черты личности, которые человек проявит в ситуации обязательно, а если и не проявит, то скорее всего психика потом начнёт страдать от деформации относительно своего естественного состояния.
Вообще вот эта история про правду и про истину, про нечто, что в нас заложено и составляет нашу основу - это очень про типологии.
Опора - это тоже функция Отца. Мать - это Луна, которая ночью светит всем без разбора, всех любит, всех принимает. Отец - Солнце, которое уничтожает тени и вынуждает всех предстать в том виде, который они имеют на самом деле.
То есть в каком-то смысле типология должна нас ограничить, но так, чтобы на самом деле мы обрели естественную силу и гибкость, ощутили почву под ногами. Другое дело, что человек может наоборот пытаться обмануть себя и других, выставить себя в ином свете (подходящее выражение для метафоры). Типологии, казалось бы, должны всё расставить по местам, но на самом деле могут легитимизировать обман и самообман.