Происхождение воспитания в формате эволюции разума и нравственности (С.Ю. Чимаров)

История педагогики и образования

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Происхождение воспитания в формате эволюции разума и нравственности (С.Ю. Чимаров)

Сообщение luchnivik »

Статья "Концептуальные основы происхождения воспитания в формате эволюции разума и нравственности: история педагогики"

В историческом плане проблема происхождения воспитания человека не подлежит строгой фиксации по параметрам временной шкалы. Существующие научные труды и различного рода учебная литература придерживаются множества воззрений, сформированных сводом моделей, базовым элементом которых выступает многообразие концептуальных подходов в отношении генезиса воспитания.

Общая атмосфера появления на нашей планете разумного животного, способного к генерированию импульсов воспитания в метафоричной форме представлена А.П. Никоновым в его книге «Апгрейд обезьяны», в которой он отождествляет процесс воспитания с процессом программирования «бортового компьютера» разумного животного [6, с. 343]. По оценке данного автора, «Глубокие отражательные
способности (разум) обернулись невероятными приспособительными возможностями. Такой чудесный инструмент, как развитый интеллект, сулил его носителю покорение всей планеты и превращение всей Земли в одну экологическую нишу разумного создания» [6, c. 203].

Английский психолог и специалист в области эволюции разума Н. Хамфри предвосхищая разрешение проблемы происхождения воспитания, к наиболее знаменательным последствиям воздействия на человека окружающего его материального мира относит фактор «дарения человеку волшебной души», которая в знак ответной благодарности наделила человека «волшебными чарами» осмысления этого материального мира [9, с. xiii]. Признавая наполненность термина «душа» множеством символом, Н. Хамфри вводит в научный оборот термин «ниша души»,
понимаемой в качестве окружающей среды, к условиям которой происходит адаптация человека. По мысли данного ученого, «ниша души» суть «страна души» или «территория духа». Раскрывая содержание термина «территория духа», указанный английский специалист обращает наше внимание на землю как на то место, «где всякий человек живет в длительном настоящем феноменальном сознании; где вы признаете и
цените самость другого, обращаетесь с каждым как с независимым, уважаемым, ответственным, наделенным свободой воли и сознанием полноценным существом» [9, с. 189-190].

Отмеченные суждения корреспондируют концептам эволюционно-биологической теории происхождения воспитания в формате эволюции разума и нравственности. Наиболее видными представителями указанной теории являются Ш. Летурно, Дж.Г. Симпсон, А. Эспинас.

В частности, французский этнограф и социолог Ш. Летурно при рассмотрении отдельных аспектов воспитания апеллирует к вопросам
эволюции нравственности [3]. Согласно оценке данного ученого, первобытный человек четвертичной эпохи являлся продуктом медленно прогрессирующей эволюции, и, будучи сам в своем роде фактором прогресса, готовил отдельным поколениям лучшие судьбы [4, с. 11]. Обращаясь к временному периоду четвертичной эпохи, необходимо учесть, что в соответствии с классификацией Международной стратиграфической комиссией и Международного союза геологических наук начало четвертичного периода было принято в 1,65 млн. лет.

Применительно к области генезиса воспитания и с позиции эволюции разума, Ш. Летурно акцентирует внимание на осмыслении отдельных положений происхождения нравственных наклонностей. По его мнению, каждый субъект развращает или морализует свое потомство, подобно тому, как он сам был морализован или развращен своими предками [4, с. 35]. Наряду с отмеченным, французский ученый
исследует вопросы образования нравственных наклонностей, фазы нравственной эволюции, особенности животной нравственности (включая презрение к жизни человека, умерщвление и оставление на произвол судьбы стариков и больных), нравственные чувства у первобытных людей, их нравственное сознание, понимание ими долга, справедливости и проявление в их мышлении и поведении угрызений совести, а также проводит анализ различных стадий этики.

Резюмируя изложенное, Ш. Летурно замечает: «Внутри нервных клеточек каждого человека существует целая предварительно сложившаяся умственная формация, целая организация, специальный молекулярный ритм; все это - результат бесчисленных опытов наших предков, целое
унаследованное воспитание, которое, приходя в соприкосновение с внешним миром, диктует индивиду то или другое поведение» [4, с. 38].

Несомненное значение для понимания биологической природы воспитания имеют положения синтетической теории эволюции (СТЭ), идеологом которой является американский палеонтолог и специалист по межконтинентальным миграциям Дж.Г. Симпсон [8]. Следует заметить, что в основание синтетической теории эволюции Дж.Г. Симпсона и его сторонников Дж. Джепсена и Э. Майра определены научные выводы генетики, экологии, биогеографии, систематики, морфологии и палеонтологии, учитывающие концептуальные положения теории естественного отбора.

Применительно к рассмотрению проблемы генезиса воспитания с позиции эволюции разума, СТЭ подтверждает роль популяции в воспитании у человека первобытного общества комплекса поведенческих навыков, обеспечивающих его адаптацию к условиям окружающего мира. Согласно данной теории, генезис области воспитания сопряжен с действием фактора биологического инстинкта высшего животного
относительно сохранения своего потомства. Отмеченные положения не противоречат выводам английского ученого Дж. Хаксли, предложившего в развитие теории естественного отбора термин «уничтожение неприспособленных» [10] и указанного французского ученого Ш. Летурно, выявившего «обоснованность» убийства людьми первобытного общества детей, к примеру, в случае их рождения с физическими
недостатками или при увеличении их численности выше определенного порогового значения [4, с. 112-113]. В первом случае «воспитательное звучание» убийства своих физически нездоровых детей людьми первобытного общества коррелировало их стремлению к получению здорового потомства. Во-втором случае, фактор детоубийства может быть объясним дефицитом пищи и, как следствие, стремлением племени к выживанию в суровых условиях своего времени. Несомненно одно, воспитательный аспект отмеченного соответствовал нравственным заповедям первобытного общества. Отмеченный тезис представляется оправданным проиллюстрировать оценочным суждением французского антрополога С. Этрана, заметившего, что наиболее прочные социальные связи и поступки человечества, в том числе способность к взаимопомощи и прощению, к жертвенности и убийству, рождаются из приверженности причинам и образу действий [1].

Биологический аспект генезиса воспитания с учетом эволюции разума и нравственности имеет прочное сопряжение с теоретическими выводами психологической науки относительно роли инстинкта и практики, которую Э. Капп, Л. Нуаре и А. Эспинас возвели в разряд искусства. Согласно утверждению данных ученых, воспитательный смысл инстинкта как передаваемой по наследству формы
действия выявляется в способности приспособления старых импульсов эпохи исчезнувших поколений к новым условиям переживаемого человеком времени [2, с. 130]. Данное обстоятельство обеспечивает преемственность ритуалов поведения человека и способствует упрочению традиций социального взаимодействия.

Представляется, что отмеченный нами тезис свидетельствует об особой роли инстинкта человека в решении свода воспитательных задач. К примеру, американский историк педагогики П. Монро в ходе исследования генезиса воспитания, пришел к выводу о предопределенности процесса воспитания ребенка действием бессознательного инстинкта его подражания взрослым людям [5]. Что касается влияния практики как искусства, выступающей в качестве продукта опыта и размышления, то указанные ученые Э. Капп, Л. Нуаре и А. Эспинас придерживаются следующей точки зрения: правила, предписываемые искусством, передаются каждому индивидууму не столько по наследству, сколько примером и воспитанием [2, с. 130-131].

Общим основанием отмеченных теоретических суждений является их вывод о наличии прямой связи между воспитанием человека первобытного общества, как впрочем и его последующих поколений, к изменяющимся условиям окружающей среды. Исследуя современные подходы к рассмотрению проблемы становления воспитания, некоторые отечественные ученые утверждают о необходимости обращения
внимания на преемственность между отдельными формами рассудочной деятельности у ряда высших животных и человека [7, с. 10].

Обращаясь к проблеме концептуальных основ происхождения воспитания с учетом некоторых выводов биологии и психологии, представляется необходимым сформулировать определенные выводы.

Во-первых, фактор возникновения воспитания сопряжен с необходимостью выживания человека первобытного общества в условиях примитивного уровня экономической жизни и, как следствие, стремлением первобытных людей к коллективному способу сосуществования, способствующему минимизации негативного воздействия суровых обстоятельств окружающего их материального мира.

Во-вторых, коллективный характер проживания людей первобытного общества предопределил возникновение коллективной формы воспитания, совершенствуемой в процессе контроля примитивной общины за поведением каждого ее члена.

В-третьих, эволюция разума человека как высшей ступени его познавательной деятельности и способности к логическому и творческому мышлению явилась сущностным условием, способствующим адаптации человека к окружающей среде и коллективному общежитию, что в свою очередь: а) обеспечило как необходимость, так и возможность воспитания человека; б) способствовало генезису нравственности, выступающей стержнем воспитания.
Спойлер
1. Брокман Дж. Теории всего на свете. – М.: Лаборатория знаний, 2019. – 420 с.
2. Капп Э., Нуаре Э., Эспинас А. Роль орудия в воспитании человека. Сборник статей. – Ленинград: Рабочее издательство «Прибой», 1925. – 192 с.
3. Летурно Ш. Эволюция морали. Лекции Ш. Летурно, читанные в Парижской Антропологической школе в зимний семестр 1885-1886 годов. – М.: Издание К.Т. Солдатенкова; Тип. В.Ф. Рихтер, 1889. – 23 с.
4. Летурно Ш. Нравственность. Развитие ее с древнейших времен и до наших дней. – СПб: Книгоиздательство Н. С. Аскарханова, 1908. – 417 с.
5. Монро П. История педагогики. – М.: Издание Товарищества «Миръ», 1913. – 720 с.
6. Никонов А.П. Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности. – СПб.: Издательство «НЦ ЭНАС», 2005. – 349 с.
7. Николаева Е.И., Кулганов В.А., Юнацкевич П.И. История педагогики и образования. Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2016. – 256 с.
8. Симпсон Дж. Г. Темпы и формы эволюции. – М.: Госиздат, 1948. – 358 с.
9. Хамфри Н. Сознание. Пыльца души. – М.: Карьера Пресс, 2014. – 304 с.
10. Huxley J. Evolution. The modern synthesis. – London, 1963. – 344 p.
Ответить

Вернуться в «Педагогическая летопись»