Категории Аристотеля (Philoso FAQ)

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Категории Аристотеля (Philoso FAQ)

Сообщение luchnivik »

Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Re: Категории Аристотеля (Philoso FAQ)

Сообщение luchnivik »

Мой конспект:
Спойлер
В прошлом разговоре было дано описание логической онтологии в соответствии с представлениями XX века. Первая же логическая онтология принадлежит "отцу логики" Аристотелю, который изложил свои взгляды в труде "Категории". В этой знаменитой работе Аристотель проводит свои онтологические и логико-грамматические дифференциации.
Первый признак, на основе которого происходит дифференциации: сказывается о чём-то или не сказывается о чём-то. Второй - находится в чём-то или не находится.
Первая сущность по Аристотелю - это отдельно взятый предмет. Возьмём листик дерева. Это земля, вода, огонь и воздух, это первоэлементы, это материальная причина. Причём, если листик уже холодный, значит, огня там почти и не осталось. Раз он плоский, то скорее всего там не было много воздуха. Значит, это земля и некоторое количество воды. Хотя, учитывая, что он очень легкий, может, воздух всё-таки присутствует.
Форма придана листочку.
Природа - это самодвижущееся, а целевая причина у листочка уже отсутствует, потому что когда он был на дереве, то он был частью дерева и его предназначение, как мы сейчас знаем, - вырабатывать хлорофилл, питать дерево. В каком-то смысле свою цель он выполнил, поэтому теперь он гумус. Или пища для улитки. Или можно аппликации с ним делать. Это потенциальные возможности.
Ни о чём нельзя сказать, что что-то есть вот этот листочек, поэтому первые сущности не сказываются.
И философы, ведущие диалог, - первые сущности. И голова конкретного философа, взятая отдельно, - первая сущность. Потому что ни о чем другом нельзя сказать, что это что-то есть голова этого самого философа.
При этом эта первая сущность ни в чем не находится, она ничему не присуща. Она сама по себе.
Есть вещи, которые в чем-то находятся, но ни о чем не сказываются. Например, листочку присуща желтизна, причем эта желтизна уникальна: ни один другой листочек не желт так, как этот. Один философ умеет писать и читать по-английски, а другой тоже умеет, но иначе. То есть у каждого из двух философов есть умение писать по-английски, оно им присуще, но оно ни о чем не сказывается. Это индивидуальный признак, более того, он отличает одного философа от другого.
При этом возможна негативная предикация, например, что Ивану не свойство хорошо писать по-английски. То есть оно оно находится, но не сказывается.
Теперь возьмем то, что сказывается, но не находится. Это род и вид. Дима - человек, Иван - человек. Человек - это вид. Вид не находится ни в Дмитрии, ни в Иване, но сказывается о них обоих. Дима и Иван - существа разумные. Разумность о них сказывается? Да. Но оно же в них находится, потому что это их важное свойство и оно им присуще: они разумны, потому что определенным образом устроены.
Получается дифференциация на четыре элемента:
- первые сущности - индивидуальные предметы из земли, воды, огня и воздуха;
- вторые сущности - роды и виды, это понятия и они у нас в уме;
- общие свойства;
- индивидуальные свойства.
Общие свойства - это привходящие, например, свойство разумности или свойство белизны. Индивидуальные свойства - именно так желтенький, именно так белый, именно так умеет читать.
И на этих четырех сущностях можно строить современную логику. Современная физика так размыла понимание о материальном, что мы и сами не знаем, что же такое материя. Сначала были атомы и молекулы, с которыми ещё можно примириться. Когда же тебе говорят, что там кварки, нейтроны, базоны Хиггса ещё где-то посередине, живут они миллиардную долю секунды и представляют из себя волну. Вот посмотрим мы на листочек и видим, что он устойчив и в нём нет никаких волн. Поэтому древняя картина бытия более хороша, чем современная.
Дальше Аристотель выстраивает систему из 10 категорий или 10 смыслов.
Первый смысл - это первые или вторые сущности, когда мы говорим, что оно есть конкретный предмет или оно есть человек вообще.
Далее: качество (2), количество (3), отношение (4), положение (5), место (6), время (7), действие (8), обладание (9), претерпевание (10).
Качества могут присущи нам в разной степени, они приходят и уходят (мы более теплые или более холодные, более бодрые или более усталые).
Количество, что интересно, Платон и пифагорейцы были склонны мистифицировать, "это единицы, "это двойка". Аристотель говорит, что никакой единицы или двойки нет, это просто количество первых сущностей.
Если из всех категорий убираешь первые сущности, то они перестают существовать. Двойное есть потому, что есть две первые сущности и ни почему больше, само по себе оно не живет. То же самое белизна: само по себе не живёт, только как свойство предмета. Положение (справа, слева) само по себе не существует: кто-то должен быть справа или слева.
Отношение, или соотнесенное - это знаменитая категория. Например, есть студент и он обязательно студент университета, а университет - это университет со студентами, потому что не бывает университета без студентов. Аристотель приводит пример с птицей. Птица - крылатое существо. Оно потому крылата, что крылата крылом, а крыло - это крыло крылатого существа. Голова - это голова головатого, а головатый головат головой. Голова - это голова оглавленного существа, потому что голову отдельно не представишь.
Время и место - это количественные характеристики. Время - количество дискретное, а место - количество недискретное. Это тоже первые сущности. Они длятся и расположены как-то.
Действие - тоже первая сущность делает, не бывает просто бег, бежит кто-то.
Обладание - в сандалях, первая сущность в чем-то.
Претерпевание - снимают на камеру. Первые сущности претерпевают снимание на камеру.
Возможно, в настоящее время категории - это не вполне логическая концепция. Макс Вебер, знаменитый социолог и политолог, пишет про дух немецкого народа и в рамках аристотелевского подхода говорит, что дух немецкого народа - это фиктивное понятие, потому что оно не может сказываться ни о чем. Что такое немецкий народ? Каждый человек - это первая сущность. Их осознание себя народом связано с отношениями между собой, которые они мыслят. С теми историческими обстоятельствами, которые они принимают во внимание. Получается, что народ - это понятие об отношении, воспроизводимом первыми сущностями. А дух - это специфика отношений, носителями которых являются люди. Получается, что кроме этих людей, всё фиктивно, но при этом может измеряться. И такой подход научный зиждется на аристотелевской логике. То есть эти категории можно использовать в социологии, социальной философии.
Для логики также важна дифференциация: о субстанциональном, существенном для объекта, и акцидентальном, случайном. Когда мы говорим о субстанциональном и акцидентальном, мы выходим к теме "понятия". "Понятия", или в разной старой литературе ещё говорят "идеи", потому что идеи могут быть о чем угодно. Идеи - это то, что есть в уме, комплекс наших соображений и представлений. Соответственно, возникает вопрос: что из того, что мы представляем себе как идеи, и тех вещей, о которых у нас имеются понятия, что из этого относится к сущностям как таковым, а что - к не_сущностям? Если мы задаем этот вопрос, то нас начинает интересовать, что такое существенный признак и с чем увязывать сущность вообще?
Где роды и виды главные, кардинальные, на которые действительно подразделен универсум, а где случайные, воспроизведенные по аналогии? С современной точки зрения, первая доктрина будет реализмом, а вторая - номиналистическая. В настоящее время философы имеют номиналистическую позицию, что разницы нет. При этом жизненная практика продолжает показывать, что понимание сущности, сути бытия предмета как некого понятия о нём сохраняется.
Ответить

Вернуться в «Логическая терраса»