Личностные результаты основного образования по ФГОС

Модератор: luchnivik

Ответить
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: Вт 16 май 2017, 19:49
ПЙ-тип: ФВЛЭ (Гёте)
Соционический тип: Чебурашка

Личностные результаты основного образования по ФГОС

Сообщение luchnivik »

В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" утверждены новые требования к личностным результатам освоения основного общего образования (по итогам 9 классов). Данные требования являются едиными для всех школ страны.

В пункте 41 федерального государственного образовательного стандарта перечисляются пять личностных результатов обучения в основной школе:

1) осознание российской гражданской идентичности;
2) готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
3) ценность самостоятельности и инициативы;
4) наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
5) сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

Затем в пункте 42 происходит уточнение этих результатов по направлениям воспитательной деятельности. Стоит отметить, что над вопросом организации систематического воспитания в школе разнообразные организации, связанные с образованием, очень плотно и целенаправленно работают последние 2 года.

42. Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В данном случае говорится о том, что и учебная деятельность (знания, умения, навыки), и воспитательная направлены на достижение личностных результатов, а не только какая-то одна из этих двух видов деятельности.
Делается отсылка к "традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения".
42.1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Про что это? Личностные результаты - это подготовленность подростков. Подготовленность к тому, чтобы руководствоваться, то есть воспользоваться информацией и принять решение. Позитивные ценностные ориентации - это по сути своей "что такое хорошо, а что такое плохо".

В том числе, такие результаты возникают в результате участия ребёнка в мероприятиях, которые в свою очередь проводятся в рамках воспитательной программы школы. В эту программу входят следующие направления воспитания
42.1.1. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Можно по-разному относиться к перечисленным позициям. На мой взгляд, действительно личностными результатами является готовность, активное участие и неприятие. Понимание и представление - это скорее уровень знаний, чего-то особо личностного тут нет.
42.1.2. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
"Ценностное отношение" - как не по-русски звучит, как мне кажется. В остальном мы можем скорее констатировать отсутствие уважения к символам как отсутствие воспитания. Что такое "осознание" и как его установить - хороший вопрос...
42.1.3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
А вот тут действительно личностное что-то! Хотя в целом всё достаточно обобщенно. Какие вы знаете "ситуации нравственного выбора"? Коррупция, мошенничество и т.п.?
42.1.4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Восприимчивость - интересный образовательный результат, звучит действительно личностно. Как и стремление. Опять трудно измеримое "осознание" и знаниевое "понимание".
42.1.5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Соблюдение правил - та же норма, которую мы будем видеть в негативных ситуациях, когда правила не соблюдаются и личностный результат отсутствует. В остальное время на нет и суда нет.
Как зафиксировать способность адаптироваться к стрессовым ситуация? Стрессоустойчивость в целом? Да, результат личностный, тут не поспоришь. Если, конечно, он имеется в виду.
Умения и навыки - это к учебной деятельности и тренировкам. Скорее что-то предметное или метапредметное.
42.1.6. Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Опять осознанность. В целом, достаточно конкретная форма воспитания. И установки с интересами - хорошие формулировки. А вот "готовность адаптироваться к профессиональной среде" - это формулировка странная. К какой среде? Где она? Тем более, после 9 классов, когда профессиональной подготовки по сути нет.
42.1.7. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
"Повышение уровня экологической культуры" - красивые слова, под которые можно подогнать почти что угодно, в том числе почти все другие личностные результаты.
42.1.8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Овладение навыками - так себе личностный результат. Как и культурой.
42.2. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
- способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
- умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Куча навыков, досадно.

Зачем вообще анализировать программу на предмет навыков и не очень. Дело в том, что помимо уроков есть ещё кружки, секции и прочее дополнительное образование. Есть традиционные предметные результаты, есть метапредметный уровень, который связан с универсальными действиями, не зависящими от предмета. И всё это действительно как-то может повлиять на развитие личности, формирование у неё навыков и умений. Другое дело, что формальный подход - а он не искореним - означает, что рядом с каждым навыком и умением должна быть галочка, а такая галочка - это либо отписка, либо хорошо проработанная последовательность занятий с ребёнком, когда он узнаёт, пробует, выполняет, тренируется. И чем больше таких требований, тем больше вероятность, что будут отписки. Чем больше объектов управления, тем больше вероятность это управление не осуществить.

В данной теме буду рад увидеть реакции не только на мой анализ, но в целом на содержание раздела "личностные результаты" федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (9 класс).
Ответить

Вернуться в «Учительская»