К. Леонгард дал развернутые описания 4 типов акцентуаций характера (демонстративный, педантический, застревающий, возбудимый) и 6 типов акцентуаций темперамента (гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный, эмотивный). На основе этих описаний Шмишек в 1970 г. разработал личностный опросник, предназначенный для диагностики 10 акцентуаций у взрослых людей. Попытку творческого развития концепции К. Леонгарда предпринял отечественный психиатр А. Личко, выделивший 11 типов акцентуаций характера у подростков и предложивший их оригинальные психологические описания - glavsovet.ru. Эти описания были проанализированы автором на основе теории отношений В. Мясищева, в результате чего появился новый тест для оценки акцентуаций - патохарактерологический диагностический опросник (ПДО). Следует заметить, что сходство между концепциями А. Личко и К. Леонгарда чисто внешнее, например, эпилептоидный тип первого автора напоминает возбудимый второго, истероидный сходен с демонстративным и т.д. Однако анализ психологических характеристик в обеих схемах приводит к выводу об их глубоком различии и несопоставимости. Таким образом, проблема акцентуированных личностей, как в теоретическом, так и в методическом плане остается в значительной мере открытой.
Согласно одному из последних развернутых определений, акцентуация - это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Причем это может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях, не референтных данной акцентуации. При этом особенно следует подчеркнуть, что акцентуации никоим образом не связаны с одноименными психическими болезнями (шизофренией, параноей и т.д.).
Если принять понимание акцентуаций как особенностей характера, следует отнести их, согласно традиции отечественной психологии, к трансформируемым качествам личности, формируемым исключительно внешними социальными воздействиями. Представляется, что такое одностороннее понимание уводит от сути проблемы и игнорирует давно подмеченную связь между психопатиями и акцентуациями. По всей видимости, оба этих понятия целесообразно рассматривать как различную степень личностных изменений: в первом случае тотальных и интегральных, во втором - частных, парциальных, затрагивающих те или иные подструктуры личности. Разумеется, мы при этом не исключаем возможность формирования временных акцентуированных черт, что в свое время было убедительно показано А. Личко и затем подтверждено рядом других авторов.
Целесообразно кратко рассмотреть методические аспекты диагностики акцентуаций с тем, чтобы формулировать теоретические предположения, основываясь на экспериментальных примерах. Обследование группы здоровых студентов первого курса педагогического вуза с помощью опросника Шмишека показало, что 83,3 % из них проявляют признаки циклотимической акцентуации, 75 % - эмотивной, 69,4 % - гипертимной и экзальтированной. Возникает вопрос: не отражают ли столь высокие цифры высокий уровень эмоциональной активации у практически здоровых и гармоничных юношей и девушек?
Сопоставление этих результатов с аналогичными данными курсантов первых курсов военного вуза технического профиля выявило существенные различия между ними. У курсантов наиболее выражена психастеническая акцентуация, что можно расценивать как адаптивную реакцию, связанную с жестким регламентом военной службы. К третьему курсу психастенический компонент отходит на второй план, а его место занимает гипертимная акцентуация. По данным различных авторов, от 18 до 88,6 % студентов отечественных вузов имеют акцентуации. Столь большой разброс данных указывает на несовершенство как методов, так и критериев диагностики. Известно, что А. Личко при повторном обследовании подростков в юношеском возрасте находил признаки акцентуаций лишь у 10% испытуемых.
К. Леонгард полагал, что акцентуантами являются до 50 % взрослых людей. Очевидно, необходимы методы, позволяющие дифференцировать относительно длительные адаптационные реакции личности (они могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет) от истинных акцентуаций. Решение этой проблемы необходимо начинать с уточнения ее теоретических аспектов. Анализируя различные классификации психопатий, специалисты сформировали представление о 8 исходных, ключевых формах личностных дисгармоний, представленных в таблице.
Предлагаемая классификация охватывает те формы акцентуаций, существование которых подтверждается как клинической, так и психологической практикой. Классификация является своеобразным «пересечением» наиболее широко распространенных систем и их дальнейшим развитием. Акцентуации редко бывают изолированными. Наиболее часто у одного и того же субъекта сочетаются две-три формы, а иногда и больше. Таких субъектов называют акцентуантами, или акцентуированными личностями. Поскольку акцентуация (в отличие от психологического типа - glavsovet.ru) не накладывает отпечаток на всю личность, не трансформирует ее, правильнее говорить не о формах, а об акцентуированных радикалах - отдельных группах черт личности. С каждым из таких радикалов правоверно сопоставлять характерный для него дезадаптивный паттерн поведения, вероятные проблемные зоны, стрессогенные ситуации и пути их преодоления.
- Шизоидная акцентуация
- Паранойяльная акцентуация
- Психастеническая акцентуация
- Эксплозивная акцентуация
- Депрессивная акцентуация
- Гипертимная акцентуация
- Астеническая акцентуация
- Истероидная акцентуация
Источник: http://www.glavsovet.ru/