Но эта защита – палка о двух концах. Следуя директиве, я считаю, что "Я ОК до тех пор, пока я... совершенен, нравлюсь другим и т.д.". До тех пор, пока я слушаюсь заключенного в директиве контрсценарного указания, я считаю, что мне не нужно слушаться запрета. Бывает, однако, и так, что я не в силах действовать согласно директиве. Мне не удается быть совершенным, нравиться другим и т.д. в той мере, которая бы удовлетворила моего Родителя. А из этого, согласно моим сценарным убеждениям, следует, что я должен слушаться запрета. В результате я начинаю испытывать отрицательные чувства, так как соприкасаюсь с ранним решением, принятым в связи с данным запретом.
Проделывая эти шаги, я каждый раз воспроизвожу свой сценарий в миниатюре. Тем самым я подкрепляю его.
Тейби Кейлер представил этот процесс в форме модели, которую он назвал минисценарием. Она показана схематически на рис. 16.1. [6]
- ДИРЕКТИВА (Я+ЕСЛИ) Никаких чувств
- СТОПОР (Я-Т+) Типичные формы вымогательства: Чувство вины, обиды, беспокойства, озадаченности, смущения, сконфуженности
- ОБВИНЕНИЕ (Я+Т-) Типичные формы вымогательства: Чувство осуждения, торжества, восторженности, язвительности, безупречности, ярости
- ОТЧАЯНИЕ (Я-Т-) Типичные формы вымогательства: Чувство никчемности, ненужности, безнадежности, загнанности в угол, "никто меня не любит", "все тщетно"
Перемещения в минисценарии
Теория минисценария не предполагает какой-то определенной последовательности шагов при перемещении из одной позиции в другую. Каждый человек имеет свою собственную, типичную для него схему такого перемещения. Например, я могу часто проходить через директиву "Будь Совершенным" и сразу же испытывать раздражение. Я перехожу непосредственно в позицию обвинения. Уделив достаточное время этому сценарию, я обычно на полсекунды перехожу обратно в директивную позицию, после чего возвращаюсь к поведению, не обусловленному сценарием.
Для моей супруги типичным может быть проход через директиву "Нравься Другим" в позицию стопора. Здесь она испытывает вымогательское чувство собственной несостоятельности. Изредка она может переходить из второй позиции в четвертую, где испытывает чувства безнадежности и уверенности в том, что ее никто не любит. Попереживав их некоторое время, она возвращается к чувству несостоятельности и, наконец, покидает минисценарий, быстро проходя через директиву "Нравься Другим".
Назад к содержанию