Выявив главную директиву человека, можно сказать, по какой схеме развивается его сценарий. [2] Соответствия между директивами и схемами развития сценария приведены в следующей таблице.
Два типа сценарной схемы "Почти" обнаруживаются у людей, действующих по директиве "Нравься Другим" в сочетании с "Упорно Пытайся" и "Будь Совершенным" соответственно. В неопределенном сценарии человек также будет действовать по директиве "Нравься Другим" плюс "Будь Совершенным", но обе эти директивы будут проявляться гораздо сильнее, чем в сценарии "Почти Второго Типа".
Почему директивное поведение так тесно связано со схемами развития сценария? Дело в том, что директивное поведение как таковое представляет собой развитие сценария в миниатюре. Выполняя директиву, я каждый раз за полсекунды воспроизвожу соответствующую схему развития сценария.
Как сказал об этом Тейби Кейлер, "пять директив представляют собой функциональные проявления не-ОКейных (структурных) контрсценариев".
Предположим, я читаю в классе лекцию о ТА: "ТА, – который начал разрабатываться Эриком Берном, примерно с конца 50-х годов, – представляет собой теорию, точнее, следовало бы сказать, модель, личности; так, по крайней мере, можно определить его в первом приближении". Выдав эту кучу вводных предложений, я обращаю свой взор к потолку, словно надеясь прочесть там совершенное определение. Когда я произносил слова "теория" и "модель", то загнул два пальца, дабы быть удостовериться, что употребил их.
Выполняя эту серию поведенческих проявлений, положенных по директиве "Будь Совершенным", я подчиняюсь внутреннему Родительскому голосу: "Ты можешь оставаться здесь лишь в том случае, если все сделаешь правильно". Внимая этому голосу из своего Приспосабливающегося Ребенка, я полагаю, что не могу закончить предложение, прежде чем не изложу всю суть до конца.
Таким образом, за эти несколько секунд я прожил весь путь развития моего сценария по схеме "Прежде". Тем самым я подкрепил ее.
А теперь давайте проиграем эту сцену еще раз. Повернувшись к классу, я смотрю на студентов и спокойно начинаю говорить: "ТА представляет собой модель личности. Она была разработана Эриком Берном. Первые его исследования по этой теме относятся к концу 50-х годов".
Говоря так, я нахожусь во Взрослом, который не связан никакими директивами. Я прикрутил громкость этого Родительского голоса, предписывающего мне Быть Совершенным. Вместо этого я слушаю пленку, которую поставил сам: "Будь собой, ты и так неплох!"
Понимая директивное поведение, я намеренно избегал вводных предложений. Вместо этого я излагал информацию короткими фразами. Мне не удалось сказать так много, как в первом примере. Но если бы вы находились в классе, то какой из вариантов сочли бы более вразумительным?
Не вовлекаясь в свойственный мне директивный поведенческий стереотип, я также не стал действовать по свойственной мне сценарной схеме "Прежде". Тем самым я ослабил эту схему. И благодаря этому в будущем мне будет еще легче не идти у нее на поводу.
Точно так связаны со сценариями и остальные четыре директивы. Демонстрируя директивное поведение "Нравься Другим", я каждый раз проживаю сценарную схему "После". Родительский голос во мне твердит контрсценарий: "Ты можешь оставаться здесь лишь в том случае, если нравишься другим людям". Приподымая брови и показывая зубы, я в своем Приспосабливающемся Ребенке надеюсь, что достаточно всем понравился. Но я боюсь, что рано или поздно силы нравиться другим иссякнут, и на мою голову падет дамоклов меч.
Чтобы не действовать по директиве "Нравься Другим", я не забываю об обусловленных ею поведенческих проявлениях. Так, вместо того, чтобы поднимать брови, я расслабляю их и поэтому не морщу лоб. Поступая так, я воспроизвожу в уме новое сообщение: "Ты ОК и можешь нравиться себе!" Поскольку моя ОКейность больше не зависит от того, нравлюсь ли я людям, я могу также не опасаться, достаточно ли я понравлюсь им завтра.
Действуя по директиве "Будь Сильным/Сильной", я настроен на следующее контрсценарное сообщение: "Ты ОК лишь тогда, когда скрываешь от людей свои чувства и желания. Не позволяй им увидать, что ты слаб/слаба". Прислушиваясь к этому в своем Приспосабливающемся Ребенке, я послушно подавляю свои внешние проявления. Я сохраняю бесстрастное выражение лица, мало двигаюсь и говорю монотонным голосом.
Демонстрируя этот поведенческий набор "Будь Сильным", я проживаю и усиливаю развитие своего сценария по схеме "Никогда". Возможно, я желаю прикосновений и поглаживаний со стороны окружающих меня людей. Но сохраняя маску бесстрастия, я никак не даю им об этом знать. Подобно Танталу, я не даю себе сделать того шага, который бы позволил мне обрести объект моих желаний.
Если мне надоело подражать Танталу, я сбрасываю маску. Я учусь выражать свои чувства голосом, мимикой и жестами. Я постигаю радость всевозможных форм свободного движения. Освобождаясь от поведенческих стереотипов директивы "Будь Сильным", я освобождаюсь также от сценария "Никогда". Я устанавливаю у себя в голове новую пленку с голосом, который говорит мне: "Давай, покажи, что ты чувствуешь. Не скрывай своих желаний".
Предположим, моя главная директива – "Упорно Пытайся". Когда вы меня о чем-то спрашиваете, я наклоняюсь вперед и свожу брови так, что над переносицей появляются две вертикальные морщины. Я сощуриваю глаза. Рука у меня поднимается к уху, будто я плохо слышу. Я говорю: "А? Что? Не понял". На самом деле со слухом у меня все в порядке. Я следую директиве "Упорно Пытайся". В течение этих нескольких секунд я прислушиваюсь к Родительскому голосу, который говорит мне: "Ты можешь оставаться здесь лишь в том случае, если будешь и дальше упорно пытаться что-то делать". В своем Приспосабливающемся Ребенке я "знаю": чтобы выполнить это указание, я не могу закончить делать то, что я делаю. Если я закончу делать это, то не смогу больше продолжать упорно пытаться это делать.
Пытаясь выполнить что-либо, но не выполняю, я продолжаю действовать по сценарной схеме "Всегда". Возможно, мне не нравится мое нынешнее положение. Я упорно пытаюсь как-то изменить его, но не делаю того, что действительно могло бы изменить его.
Я могу перестать действовать по директиве "Упорно Пытайся" и схеме "Всегда", если буду проигрывать для себя новую пленку: "Ты ОК для того, чтобы взяться за это и сделать!" Каждый раз, когда я чувствую, что у меня появляются две вертикальные морщины над переносицей, я расслабляю брови. Я слушаю, поэтому я слышу, что люди говорят мне. Если они иногда что-то произносят неразборчиво, я говорю им: "Я не расслышал. Повторите, пожалуйста."
В случае неопределенного сценария и двух сценариев "Почти" сценарно-директивные взаимосвязи не совсем ясны. Подумав, несложно выяснить, как контрсценарные лозунги тех или иных директив могут совокупно проявляться в этих схемах развития сценария. (Возможно, у вас возникнет желание подумать об этом самостоятельно и выяснить, что это за совокупные лозунги.) Как бы там ни было, я могу выйти также из этих сценарных схем, если буду предпринимать действия, идущие вразрез с директивными поведенческими стереотипами.
Что касается директивы "Торопись", то она непосредственно не связана с какой-то схемой. "Торопись" – это своего рода одиночка среди директив. По-видимому, чаще всего она действует в качестве усилителя какой-то другой, главной директивы.
Упражнение по главной директиве и схеме развития
Назад к содержанию
Директивы и схемы развития сценариев (Йен Стюарт, Вэнн Джойнс)
Модератор: luchnivik
Перейти
- Первый уровень Вневременья
- ↳ Прихожая
- ↳ Пачка газет "Новости Вневременья"
- ↳ Полка с Инструкциями и Конституциями
- ↳ Этажерка с погодниками
- ↳ Секретер Ivmo
- ↳ Радио
- ↳ Кулинарный уголок
- ↳ Рецепты
- ↳ Продукты
- ↳ Оранжерея
- ↳ Скамейка у песочницы
- ↳ Медицинский кабинет
- ↳ Закусочная "У Психеи"
- ↳ Соискательская
- ↳ Спортзал
- ↳ Аромалампа
- ↳ Камертон
- Второй уровень Вневременья
- ↳ Зал естествознания
- ↳ Секция физиологии
- ↳ Секции физики
- ↳ Секция механики
- ↳ Зал обществознания
- ↳ Зал истории Древнего мира
- ↳ Алтарь истории религии
- ↳ Кладовая Психеи
- ↳ Трансактное ожерелье
- ↳ Книжная полка
- ↳ Телефон для связи с Бытием
- ↳ Два гештальт-стула
- ↳ Телесно-ориентированный коврик
- ↳ Психометрический чемоданчик
- ↳ Теория темпераментов
- ↳ Характерология Феофраста
- ↳ Психотипы Юнга
- ↳ Архетипы Юнга
- ↳ Путы Аты
- ↳ Нарушения нейропсихического развития
- ↳ Нарушения интеллектуального развития
- ↳ Нарушения речевого развития
- ↳ Нарушения развития звукопроизношения
- ↳ Нарушение развития темпа речи
- ↳ Нарушение развития речевых функций
- ↳ Расстройство аутистического спектра
- ↳ Нарушение развития учебных навыков
- ↳ Нарушение развития учебных навыков чтения
- ↳ Нарушение развития учебных навыков письма
- ↳ Нарушение развития математических учебных навыков
- ↳ Нарушение развития координации движений
- ↳ Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- ↳ Расстройство стереотипных движений
- ↳ Шизофрения и другие первичные психотические расстройства
- ↳ Шизофрения
- ↳ Шизоаффективное расстройство
- ↳ Шизотипическое расстройство
- ↳ Острое транзиторное психотическое расстройство
- ↳ Бредовое расстройство
- ↳ Кататония
- ↳ Аффективные расстройства
- ↳ Биполярные и сходные расстройства
- ↳ Биполярное расстройство I типа
- ↳ Биполярное расстройство II типа
- ↳ Циклотимическое расстройство
- ↳ Депрессивные расстройства
- ↳ Единичный эпизод депрессивного расстройства
- ↳ Рекуррентное депрессивное расстройство
- ↳ Дистимическое расстройство
- ↳ Смешанное депрессивное и тревожное расстройство
- ↳ Расстройства, связанные с тревогой и страхом
- ↳ Генерализованное тревожное расстройство
- ↳ Паническое расстройство
- ↳ Агорафобия
- ↳ Специфическая фобия
- ↳ Социальное тревожное расстройство
- ↳ Сепарационное тревожное расстройство
- ↳ Селективный мутизм
- ↳ Обсессивно-компульсивные и схожие расстройства
- ↳ Обсессивно-компульсивное расстройство
- ↳ Дисморфическое расстройство
- ↳ Патологическая озабоченность собственным запахом
- ↳ Ипохондрия
- ↳ Патологическое накопительство
- ↳ Патологические телесно направленные повторяющиеся действия
- ↳ Трихотилломания
- ↳ Патологические экскориации
- ↳ Расстройства, специфически связанные со стрессом
- ↳ Посттравматическое стрессовое расстройство
- ↳ Затяжная патологическая реакция горя
- ↳ Расстройство адаптации
- ↳ Реактивное расстройство привязанности
- ↳ Расстройство социализации по расторможенному типу
- ↳ Диссоциативные расстройства
- ↳ Диссоциативное расстройство с неврологическимиn симптомами
- ↳ Диссоциативная амнезия
- ↳ Трансовое расстройство
- ↳ Диссоциативное расстройство личностной идентичности
- ↳ Синдром деперсонализации-дереализации
- ↳ Расстройства питания и пищевого поведения
- ↳ Нервная анорексия
- ↳ Нервная булимия
- ↳ Патологическое переедание
- ↳ Пикацизм
- ↳ Патологическое пережевывание и срыгивание
- ↳ Расстройства телесных ощущений и переживаний
- ↳ Телесный дистресс
- ↳ Нарушение целостности восприятия собственного тела
- ↳ Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ или аддиктивного поведения
- ↳ Расстройства вследствие употребления алкоголя
- ↳ Алкогольная зависимость
- ↳ Алкогольная интоксикация
- ↳ Синдром отмены алкоголя
- ↳ Алкогольный делирий
- ↳ Расстройства вследствие употребления кофеина
- ↳ Расстройства вследствие потребления никотина
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к азартным играм
- ↳ Расстройство вследствие пристрастия к компьютерным играм
- ↳ Расстройства контроля побуждений
- ↳ Пиромания
- ↳ Клептомания
- ↳ Компульсивное расстройство сексуального поведения
- ↳ Периодическое эксплозивное расстройство
- ↳ Деструктивные и диссоциальные поведенческие расстройства
- ↳ Оппозиционно-вызывающее расстройство
- ↳ Диссоциальное поведенческое расстройство
- ↳ Расстройства личности и личностные черты
- ↳ Негативная эмоциональность
- ↳ Отстраненность
- ↳ Диссоциальность
- ↳ Расторможенность
- ↳ Ананкастность
- ↳ Пограничный паттерн
- ↳ Нейрокогнитивные расстройства
- ↳ Делирий
- ↳ Амнестическое расстройство
- ↳ Деменция
- ↳ Летопись Психеи
- ↳ Компьютерный зал
- ↳ Педагогический флигель
- ↳ Воспитательская
- ↳ Учительская
- ↳ Математика
- ↳ Математика 1 класс
- ↳ Математика 2 класс
- ↳ Математика 3 класс
- ↳ Математика 4 класс
- ↳ Математика 5 класс
- ↳ Математика 6 класс
- ↳ Математика 7 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 8 класс
- ↳ Математика 9 класс
- ↳ Математика 10 класс
- ↳ Математика 11 класс
- ↳ Информатика
- ↳ Информатика 5 класс
- ↳ Информатика 6 класс
- ↳ Информатика 7 класс
- ↳ Информатика 8 класс
- ↳ Информатика 9 класс
- ↳ Информатика 10 класс
- ↳ Информатика 11 класс
- ↳ Физика
- ↳ Физика 7 класс
- ↳ Физика 8 класс
- ↳ Физика 9 класс
- ↳ Физика 10 класс
- ↳ Физика 11 класс
- ↳ Деканат
- ↳ Педагогическая летопись
- ↳ Логическая терраса
- Третий уровень Вневременья
- ↳ Типологическое ателье
- ↳ Типирование телосложения по К. Сиго
- ↳ Респираторный тип по К. Сиго
- ↳ Дигестивный тип по К. Сиго
- ↳ Мускулярный тип по К. Сиго
- ↳ Церебральный тип по К. Сиго
- ↳ Психопатологические типологии
- ↳ Радикалы и акцентуации
- ↳ Судьбоанализ Сонди
- ↳ Системно-векторный психоанализ
- ↳ Солнечные типы по Л. Гудман
- ↳ Психософия и психе-йога
- ↳ Темпористика
- ↳ Аматорика
- ↳ Импрессионика
- ↳ Психософия
- ↳ Когнитивные стили
- ↳ Типы Дэвида Кейрси
- ↳ Опросник Кейрси
- ↳ Вопросы на направленность сознания
- ↳ Вопросы на ориентацию в ситуации
- ↳ Вопросы на принятие решения
- ↳ Вопросы на подготовку решения
- ↳ Анкетарий
- Четвертый уровень Вневременья
- ↳ Эзотерический чердак
- ↳ Столик с Таро
- ↳ Колода Райдера-Уайта
- ↳ Старшие Арканы
- ↳ Придворные Карты
- ↳ Младшие Арканы
- ↳ Тузы
- ↳ Двойки
- ↳ Тройки
- ↳ Четверки
- ↳ Пятерки
- ↳ Шестерки
- ↳ Семерки
- ↳ Восьмерки
- ↳ Девятки
- ↳ Десятки
- ↳ Расклады
- ↳ Книжная полка Инь и Ян
- ↳ Обсерватория
- ↳ Бодиграфия
- ↳ Мешочек с рунами
- ↳ Коридор времени
- ↳ Книжный шкаф
- ↳ Филологическая скважина
- ↳ Антропологическая мансарда
- ↳ Социология воображения Дюрана
- ↳ Общефилософский балкончик